Анализ Повести о Петре и Февронии Муромских

Сочинение

Анализ Повести о Петре и Февронии Муромских

Произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских» было создано священником Ермолаем-Еразмом по заданию митрополита Макария с целью сбора преданий о русских людях, которые прославились, совершив благочестивые поступки и став одним из символов счастливых христианских семей. Впоследствии эти люди были провозглашены святыми и канонизированы церковным собором.

Сюжетная линия повести основана на народном предании, главной героиней которого является мудрая крестьянская девушка, ставшая княгиней.

Произведение состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княжестве князя Павла, к которому начинает прилетать змий-искуситель в качестве насильника. Князь и его супруга ищут способ избавиться от змея и узнают, что можно победить его ударом Агрикова меча. Поступок совершает Петр, брат князя Павла, который добывает меч-кладенец среди кладбищенских плит. Во время битвы Петр убивает змия, но его тело забрызгано колдовской кровью и становится покрытым струпьями от неизлечимой болезни.

Дева Феврония излечивает Петра от страшной болезни. Она становится женой князя и характеризуется как человек, готовый на самопожертвование, обладающий мудростью, огромной внутренней силой и истинными чувствами. Феврония обладает животворящей силой любви и способна своим сильным духом читать мысли окружающих.

Петр и Феврония проживают долгую счастливую жизнь и, почувствовав приближающуюся кончину, начинают молиться перед Богом о совместной смерти. Они принимают монашеский постриг и приготовляют общее погребение. В момент вышивания полотна для богородицы Феврония получает послания от Петра о его скорой смерти и просит его дать ей возможность закончить работу над ризой святыни. Однако услышав третий зов супруга, Феврония откладывает вышивку и отправляется к Петру, чтобы скончаться с ним одновременно.

После смерти супругов их погребение осуществляется отдельными гробами, но на следующий день они оказываются вместе в гробу, который был приготовлен для их совместного захоронения. Все попытки разлучить тела умерших супругов не увенчаются успехом.

Пример любви и верности семьи Февронии и Петра, описанный в произведении, является идеалом самоотверженных, преданных супружеских чувств.

6 стр., 2834 слов

Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и мир»)

... из детства! Рядом князь Андрей увидел человека, который показался ему очень знакомым. «Слушая его стоны, Болконский хотел плакать. Оттого ... – это удивительно исцеляющее чувство. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь с попеременным преобладанием теперь борются ... и луга, подле куста полыни. «Неужеди это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на ...

Анализ 2

Произведение о супружеской любви, написанное церковным писателем шестнадцатого века Ермолаем-Еразмом было очень популярным в свое время.

Повесть, несмотря на наличие автора, является пересказом фольклора. Муромский князь Петр заболевает, когда на него попадает кровь огненного змея. Змей был убит агриковым мечом, который тоже фольклорный элемент, но, в данном случае, авторы сказаний, обработанных Ермолаем-Еразмом, пытались примирить христианские и языческие элементы. Ту же роль представляет сюжет о принятии князем и княгиней монашества незадолго до смерти. Оружие, которым можно убить змея, было взято в монастырской церкви, а о его местонахождении рассказал Петру церковный служка.

Исцеление князя Петра Февронией также происходит сверхестественным путем. Хотя выполнить свое обещание жениться она заставила, применив достаточно простую хитрость при назначении лечения.

В повествовании о неравном браке между владетельным князем и крестьянкой присутствует интернациональный и вневременной сюжет о Золушке. Феврония показана в Сказании мудрой и верной женой, о чем свидетельствуют ее загадки.

Врагами верных супругов выступают муромские бояре, не желавшие княгини низкого происхождения. Подобные отрицательные персонажи также должны были способствовать росту популярности сказания. Монархическое сознание видит в князе (а в данном случае, и его жене, действующей в связке с ним) естественного союзника, способного наказывать богатых и сильных. Неправдоподобной является деталь о разгоревшихся без Петра и Февронии смутах между боярами, когда каждый пытался занять престол. На него имел право только определенный узкий круг лиц, следовательно, легенды, лежащие в основе Повести происходят из среды простого народа.

Петр отказывается от власти и покидает город вместе с Февронией, а в конце повести они умирают в одно время, так как не могут друг без друга. Этот и подобные сюжеты Повести должны были привлекать читателей, большинство из которых имело семейные проблемы, но хотевших хотя бы еще раз услышать об идеале.

Сказание о вымышленных муромских князе и княгине получило популярность благодаря неистребимой потребности людей верить в чудеса и настоящую верную любовь.