Норве́жская поля́рная экспеди́ция 1910—1912 годо́в (или Тре́тье пла́вание «Фрама») возглавлялась Руалем Амундсеном. В ходе экспедиции были получены важные научные результаты, несмотря на то, что она проходила в острой конкурентной борьбе с английской экспедицией «Терра Нова» Роберта Фалкона Скотта. Главным достижением Амундсена было покорение Южного Полюса 14 декабря 1911 года. Команда Скотта добралась до полюса 33 дня спустя и погибла на обратном пути, не дойдя до базы 264 км.
1. Цели и результаты
Руаль Амундсен, по словам норвежского писателя Тура Саннеса, «являл собой новый тип полярного исследователя. Он не был учёным, занимавшимся исследованием околополярных областей, подобно Нансену или Норденшельду, или вдохновенным дилетантом, подобно Андре»[1]:180. Его главной целью были первооткрывательские рекорды, в результате ему удалось решить в 1903—1906 гг. задачу прохождения Северо-Западным проходом на яхте «Йоа». Истинным намерением Амундсена было покорение Северного полюса. В автобиографии он писал:
«Следующей задачей, которую я задумал разрешить, было открытие Северного полюса. Мне очень хотелось самому проделать попытку, предпринятую несколько лет тому назад доктором Нансеном, а именно — продрейфовать с полярными течениями через Северный полюс поперёк Северного ледовитого океана. <…> Но вот, когда всё уже было почти готово к отправлению, по всему миру распространилось известие об открытии адмиралом Пири Северного полюса в апреле 1909 года. Это, конечно, было для меня жестоким ударом!»[2]:51—52 |
В результате Амундсен, не рассчитывая на спонсорскую поддержку, решился в тайне от всех радикально изменить собственные планы, взявшись за покорение Южного полюса. 14 декабря 1911 г. команда Амундсена (Оскар Вистинг, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьолан) добралась до цели. Амундсен писал:
Амундсен. Фронтиспис английского издания книги «Южный полюс» 1912 г.
«Не могу сказать…, что достиг цели своей жизни. Это было бы уж слишком явной и откровенной выдумкой. Лучше… я скажу прямо, что, по-моему, ещё никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса — чего там! — сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине всё наизнанку!»[3]:491 |
В научном отношении экспедиция обследовала Трансантарктический хребет, взяв некоторые геологические образцы, предположение Амундсена о его протяжённости впоследствии подтвердилось. Экспедиция детально изучила поверхность шельфового ледника Росса и Южнополярного плато, а также полуострова Эдуарда VII. Экспедиция также доставила обширный комплекс метеорологических данных. Судовой отряд на «Фраме» произвёл ряд важных океанографических и гляциологических исследований (взяты 891 проба воды и 190 проб планктона) в Атлантическом секторе Южного океана[1]:225.
В политическом смысле экспедиция привнесла много проблем в норвежско-британские отношения: британцы рассматривали Антарктику как зону своего приоритета, а гибель Скотта привела к крайне негативному отношению к самому Амундсену[4]:496—502.
Экспедиция Амундсена знаменовала окончание «золотого века» полярных исследований: возможности собачьей упряжки как транспортного и исследовательского средства в экстремальных условиях были исчерпаны[5].
Не случайно 11 июня 1914 г. Амундсен получил диплом авиатора, имея к тому времени налёт в 20 часов[6]:232. В дальнейшем Амундсен будет активно пользоваться гидросамолётами и дирижаблями. С точки зрения Амундсена, поход к Южному полюсу был только этапом его арктической экспедиции, однако из-за событий Первой мировой войны к походу на Северный полюс он выступил в 1918 г. на судне «Мод»[6]:241.
2. Подготовка и планирование
2.1. Предыстория
Британские исследования в Антарктиде
Спутники Шеклтона на 88°23′ ю. ш. 9 января 1909 года. Фото Эрнеста Шеклтона
Район моря Росса в Антарктике является одним из наиболее изученных исследовательских районов Великобритании. Ещё в 1841—1842 годах исследования в этом районе проводил сэр Джеймс Росс. Он совершил несколько значимых открытий, включая обнаружение двух вулканов — Эребус и Террор. Остров, на котором эти вулканы расположены, был назван в его честь.
Позднее, в 1901 году, море Росса стало целью Британской национальной антарктической экспедиции под руководством капитана Роберта Скотта. Экспедиция зазимовала в проливе Мак-Мердо и назвала близлежащий берег Землёй Эдуарда VII.
В 1902 году Скотт, Эрнест Шеклтон и Адриан Уилсон предприняли попытку первого санный похода к Южному полюсу. Они достигли точки 82°17’ южной широты, однако из-за нехватки провианта и сложных ледовых условий были вынуждены вернуться.
В 1908 году Шеклтон предпринял свою экспедицию с целью достижения полюса. Он использовал новую технологию, впервые впрягая в сани маньчжурских низкорослых лошадей, которых англичане называли «пони». Однако большая часть маршрута пришлась на пешую ходьбу, так как лошади погибли от холода.
Шеклтон и его команда достигли южной широты 88°23′, не дойдя до полюса на 180 километров. Они разведали трассу на Полярное плато по леднику Бирдмора, названному в честь спонсора экспедиции.
Исследования в районе моря Росса продолжаются и до сегодняшнего дня, внося важный вклад в наше понимание Антарктики и ее истории исследований.
Проект Нансена
Фритьоф Нансен ещё до окончания обработки материалов Норвежской полярной экспедиции 1893—1896 гг. планировал норвежскую экспедицию в Антарктиду. План Нансена был изложен на докладе в Королевском географическом обществе ещё в 1897 г. Нансен полагал, что успешная экспедиция к Южному полюсу должна состоять из двух отрядов: судового и берегового. Судовой отряд служит для транспортировки снаряжения и собак (числом около 100) и используется для океанографических исследований. Береговой отряд, отыскав базу для зимовки, совершит марш-бросок к полюсу[1]:181. Экспедиция начала осуществляться, но «Фрам» казался неподходящим для новых планов Нансена (тем более что судно было занято в тот период экспедицией Свердрупа).
В 1899 г. Колин Арчер разработал проект нового южнополярного судна, но реализован он не был. Далее Нансен был загружен научной работой и политикой, и только в 1907 г. решился вернуться к антарктическим планам. Он пришёл к выводу, что «Фрам» будет совершенно годным для экспедиции такого рода[1]:183.
В письме сэру Клементу Маркхему Нансен описывал дальнейшее:
«В 1907 году я снова начал было заниматься своей подготовкой. Как раз в это самое время явился Амундсен и рассказал мне о своём плане — пройти на малом судне Беринговым проливом до кромки льдов, высадиться на лёд и проделать вместе с ним дрейф через Северный Ледовитый океан. Дрейфовать на судне он опасался. Я напрямую сказал ему, что одобрить его план не могу… Случись ему решиться на такую экспедицию, для этого есть одна возможность — проводить её на „Фраме“, который построен специально для плавания во льдах. Но тогда возникнут трудности, потому что я сам собираюсь воспользоваться „Фрамом“ для своей экспедиции к Южному полюсу. Тогда он спросил, не соглашусь ли я взять его с собой сперва в мою экспедицию, с тем чтобы после он мог получить „Фрам“ для своего дрейфа в Ледовитом море»[1]:183.
Судьбу экспедиции Амундсена решила болезнь Евы Нансен — супруги Фритьофа Нансена[10]:287. В письме Амундсену от 2 апреля 1913 г. Нансен писал:
«…Ради Вас я принёс жертву, какой не приносил никому из живущих на свете, — отменил собственный поход к Южному полюсу, призванный стать заключительным аккордом моей карьеры как полярного исследователя, и отказался от „Фрама“, дабы Вы могли осуществить свой дрейф через Северный ледовитый океан».[6]:209
2.2. Подготовка
Планы Амундсена к 1909 г. Финансирование
10 ноября 1908 г. план Амундсена был оглашён общественности. Амундсен объявил, что экспедиция планируется продолжительностью в 4—5 лет. «Фрам» должен был отплыть в начале 1910 г., пересечь Атлантический и Тихий океаны, доукомплектоваться в Сан-Франциско, чтобы к августу 1910 г. быть на мысу Барроу, оттуда пройти на север и вмёрзнуть в паковые льды, готовые вынести «Фрам» за Северный полюс к северному побережью Гренландии. По настоянию Нансена 20 апреля 1907 г. стортинг ассигновал 40 000 крон для погашения задолженностей Амундсена по экспедиции на «Йоа», после чего в 1907—1908 гг. он провёл турне по США, принёсшее достаточное количество средств. 11 ноября король Хокон VII и королева Мод пожертвовали экспедиции 30 000 крон[1]:185. Однако объявленная подписка не дала достаточно средств, поэтому Ф. Нансен в январе 1909 г. основал специальный комитет для финансирования экспедиции. Постановлением стортинга от 9 февраля 1909 г. «Фрам» был передан Амундсену, одновременно было ассигновано 75 000 крон для ремонта и оснащения судна. Решение было принято 87 голосами против 34[3]:256.
Общий бюджет экспедиции был запланирован в 400 тыс. крон, к 1909 г. удалось собрать не более 100 тыс. — четверть требуемой суммы[1]:185—186. К маю 1910 г. финансовый дефицит Амундсена достиг 150 тыс. крон, при этом неоткуда было взять средств даже для обратного рейса «Фрама». Спонсор неожиданно нашёлся в Аргентине: это был магнат-скотовод дон Педро Кристо́ферсен, переселившийся в Новый свет в 1876 г. Его брат Кристофер Кристоферсен стал в 1910 г. норвежским послом в Аргентине, а до того занимал пост министра иностранных дел (1908—1910 гг.) и был близко знаком с Нансеном. Дон Педро безвозмездно обеспечил «Фрам» керосином и необходимыми припасами[1]:200. Тем не менее, Амундсен залез в долги и был вынужден заложить свой дом за 25 тыс. крон[4]:218—219.
«Полярная гонка»
Термин «полярная гонка» был введён Робертом Пири в интервью газете Daily Mail 13 сентября 1909 г. В этом номере были опубликованы планы экспедиции Скотта с комментариями известных полярников. Пири, кроме всего прочего, заявил:
«Можете мне поверить на слово: гонки к Южному полюсу, которые начнутся между американцами и британцами в ближайшие семь месяцев, будут напряжёнными и перехватывающими дыхание. Таких гонок мир ещё никогда не видел».[1]:189
Амундсен к тому времени уже принял решение отказаться от северополярных планов (хотя бы временно): 1 сентября 1909 г. старый друг и соратник Амундсена Фредерик Кук официально объявил о достижении Северного полюса 21 апреля 1908 года. 7 сентября того же года о достижении Северного полюса объявил Роберт Пири: по его заявлению, это произошло 6 апреля 1909 г. В прессе упорно муссировались слухи, что следующей целью Пири будет Южный полюс, аналогичные экспедиции готовили: во Франции — Жан-Батист Шарко, в Германии — Вильгельм Фильхнер, в Японии — Нобу Сиразэ. Готовились экспедиции в Бельгии и Австралии (Дуглас Моусон).
Никто из них, включая Р. Скотта, не называл конкретных дат начала экспедиции[11]:173.
Королевская гренландская торговля
Новый план Амундсена
В изменившихся условиях Амундсен решил действовать скрытно: накануне выхода в море о его истинных планах знали только два человека: командир «Фрама» Т. Нильсен и брат-адвокат Леон Амундсен. Новый план выглядел так: выход из Кристиании не позднее августа 1910 г., первый и единственный заход в порт — на острове Мадейра, где предстояло объявить команде истинные намерения командира. Далее — путь в Антарктику через Атлантический и Индийский океаны под парусами к Австралии с тем, чтобы пробиться к Ледяному барьеру не позднее нового 1911 г. База была выбрана заблаговременно — Китовая бухта, в своё время отвергнутая Шеклтоном, давшим ей имя. По плану высадка команды должна была произойти 15 января 1911 г. Высадив зимовочный отряд в 10 человек, с разобранным домом, 100 собаками и запасами топлива и провианта на два года вперёд, «Фрам» должен был уйти в Буэнос-Айрес, ставший главной базой морского отряда экспедиции. Вернуться он должен был в октябре 1911 г., дальнейшие планы должны были определить на месте[3]:252.
Задачей берегового отряда становилась разведка ледяного барьера до 80° ю. ш. и доставка туда максимального количества провианта. Склады должны были быть заготовлены до начала южной зимы и полярной ночи — к апрелю 1911 г. Дополнительно следовало забить максимальное число тюленей, чтобы обеспечить собак и людей свежим мясом на всю зиму. Покинуть базу следовало как можно раньше — в августе 1911 г. Курс на полюс должен был прокладываться строго по меридиану. База Амундсена располагалась в 650 км от базы Скотта и почти на один географический градус широты южнее (на 96 км ближе к полюсу)[12]:60. Амундсен писал:
«Я не так уж плохо рассчитал график, об этом говорит заключительная фраза моего плана: „…последние участники перехода к полюсу вернутся 25 января“. Именно 25 января 1912 г. мы возвратились к Фрамхейму…»[3]:256
Всю первую половину 1910 г. Амундсен вёл уединённый образ жизни, вообще не показываясь на публике. Необходимые работы по экспедиции велись прямо на его вилле «Ураниеборг» в Буннефьорде. На Пасху в Норвегию приехал Роберт Скотт, чтобы испытать моторные сани для экспедиции «Терра Нова» и встретиться с Нансеном и Амундсеном — ведущими полярниками мира, проконсультироваться с ними и обменяться информацией: Скотт рассчитывал, что его экспедиция в Антарктиде и арктическая команда Амундсена будут действовать по единому научно-исследовательскому плану. Амундсен не ответил на письма и телеграммы Скотта, а также на его телефонные звонки[6]:120—121.
2.3. Экспедиционное судно
Макет «Фрама», показывающий его вид и парусное вооружение после перестройки
Реконструкция судна «Фрам»
Реконструкция судна «Фрам» была рекомендована Отто Свердрупом ещё в 1902 году. Однако, вследствие пожара, произошедшего в 1905 году, судно лишилось всего парусного вооружения и было поставлено на прикол.
9 марта 1909 года был заключён договор о переоборудовании «Фрама» после переговоров между руководством военно-морской верфи Хортена и Амундсеном. К этому времени Колин Арчер уже отошёл от дел, но провел генеральную ревизию судна 1 июня 1908 года. В результате ревизии было обнаружено, что обшивка кают поражена грибком и начала гнить, а балки верхней палубы и другие детали также подверглись поражению грибком. Еловые панели в трюмах и угольные ямы также были поражены гниением, а степсов мачт требовали замены.
В осень 1909 года «Фрам» был введён в док, где его корпус основательно очистили и полностью окрасили в чёрный цвет. Все деревянные панели и внутренняя обшивка корпуса были удалены, а новые деревянные части были пропитаны фенолом или смолой. Были изготовлены новые мачты и оснастка, однако из-за нехватки средств не удалось приобрести новые паруса, и «Фрам» отправился в путь неполностью комплектным.
Замена двигателя
Главным изменением во время реконструкции «Фрама» была замена паровой машины, которую использовали Нансен и Свердруп, на четырёхтактный двухцилиндровый дизельный двигатель с реверсивной тягой. В связи с этим, угольные ямы стали ненужными, но потребовались цистерны на 90 тонн керосина и смазочных материалов, которые были размещены в бывшей котельной. Заполнение баков осуществлялось через верхнюю палубу с помощью насоса и вентилей с горловинами. Между топливными танками не было соединительных труб. Расходный топливный бак находился непосредственно в машинном отделении и имел асимметричную форму.
Описание дизельного двигателя и его характеристики
Дизельный двигатель, разработанный конструктором Кнутом Сюндбеком в Стокгольме, был оснащен водяным охлаждением. Он имел мощность 180 л. с. и развивал скорость 280 об/мин. Расход керосина составлял 7¾ унций на 1 л. с./час (приблизительно 500 л/сут).
Благодаря запасу керосина в 90 тонн, дизельный двигатель «Фрама» мог работать без перерыва в течение 2273 часов (95 суток), обеспечивая скорость 4,5 узла. Однако из-за особенностей конструкции требовалось использование маленького винта диаметром 1,7 метра, что делало его неэффективным в штормовую погоду. Выхлопные газы выводились в трубу, проходящую через кормовую кают-компанию, и их направление регулировалось в соответствии с направлением ветра. Кроме того, главный дизельный двигатель использовался для работы большой трюмной помпы и вентиляторов машинного отделения в тропиках.
Распределение жилых помещений и условия проживания
На судне «Фрам» были предусмотрены жилые помещения для офицерского состава под кормовой полупалубой, включающие 8 кают и салон. Носовая кают-компания и жилые помещения в палубной надстройке на баке предназначались для матросов. Общий камбуз обслуживал оба салона, а пища, подаваемая в них, была одинаковой. Жилые помещения на юте, не имеющие вентиляции и естественного освещения, становились непригодными для проживания во время плавания в экваториальной зоне при работающем дизеле. Носовые помещения были более комфортабельными для тропиков, но холодными для полярных широт.
Улучшение теплоизоляции и другие модификации
На «Фраме» была проведена обновка теплоизоляции кают. Каюты на носу были обиты пробкой и двойной деревянной панелью с просмоленным войлоком, а каюты на корме обиты пробкой. Пол во всех помещениях был покрыт линолеумом. На носу судна было обустроено специальное помещение для хранения мехов, окованное цинковыми листами. За ним располагался шпилевой отсек, в котором установлен одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания. Были предусмотрены две передачи: ременная и цепная, последняя предназначалась для использования в аварийных ситуациях в высоких широтах.
Модификации мостика и системы отопления и освещения
Мостик был дополнен штурманской кабиной, отапливаемой охлаждением дизельного двигателя. Для отопления и освещения жилых помещений использовался керосин, а именно 200-свечовые газокалильные лампы «Люкс». Электрооборудование было демонтировано еще в 1896 году, а баки для осветительного керосина размещались на кормовой полупалубе. Была также проведена замена бизань-мачты, которая имела трещину у степса. Из старой бизани были изготовлены новый бушприт и бом-кливер. Общая площадь парусов по проекту составляла 6640 квадратных футов (616 квадратных метров).
2.4. Снаряжение
Провиант. Нужды команды
Для антарктического путешествия Амундсен тщательно подготовился, основываясь на опыте Нансена и своем собственном опыте. В частности, он полностью повторил рекомендации Нансена по выбору консервов, также все припасы были тщательно запаяны в жестяные банки и упакованы в деревянные ящики. Более 900 ящиков с припасами должны были быть выгружены в Антарктиде.
Однако некоторые консервные фабрики Норвегии и США предоставили услуги по производству и доставке большой партии продукции безвозмездно, для рекламных целей, что было значимо для Амундсена, ограниченного в средствах. Пеммикан, которым традиционно пользовались арктические путешественники, делался по новому рецепту с добавлением овощей и овсяной крупы. Этот продукт предназначался для норвежской армии, вооруженные силы которой намеревались проверить новый рацион в экстремальных условиях.
Нужды команды были также удовлетворены. Спонсоры предоставили библиотеку с более чем 3000 томами, писчебумажные принадлежности, игральные карты, граммофон с набором записей, а также большое количество табачных изделий и алкогольных напитков. Однако, несмотря на доступность спиртных напитков, Амундсен иначе, чем Нансен, относился к употреблению алкоголя во время экспедиции.
С их стороны армия оснастила команду Амундсена необходимым снаряжением, включая ветрозащитные костюмы, нижнее белье, штормовые костюмы, сапоги и ботинки, а также большие (всего 15 на 16 мест для каждой) и малые армейские палатки.
«Вопрос об алкоголе в полярных путешествиях обсуждался часто. Лично я считаю алкоголь в умеренных количествах лекарством для полярников. Речь идёт, конечно, о людях, находящихся на зимовке. Другое дело — санные переходы. Тут алкоголю не место, как мы все знаем по опыту… надо считаться с весом снаряжения»[3]:264.
Норма потребления спиртного составляла: стопка + 15 капель водки по средам и воскресеньям и стакан пунша в субботу вечером. По праздникам полагалась добавка. После штормовых вахт выдавали пунш[3]:265.
Оснащение санного похода
Амундсен в эскимосской полярной одежде
В июле 1910 г. в Норвегию было доставлено 100 гренландских лаек. Основой корма для собак были 20 тонн сушёной трески, полученной от аптекаря Фрица Цапфе из Тромсё. Собак разделили на упряжки по десять, подобрав туда животных, ладящих друг с другом. Кормил и тренировал упряжку её будущий каюр из береговой команды. Личная упряжка Амундсена разместилась на капитанском мостике[3]:284.
Экспедиция имела 10 нарт конструкции Нансена, длиной 3,5 м. Они были построены из ясеня, оснащены стальными полозьями и предназначались для любых форм рельефа. Собственный их вес равнялся 80 кг[3]:266—267. Лыж было взято 20 пар (из ореховой древесины длиной 2,4 м) — возможно более длинных для пересечения трещин в ледниках и ещё 10 пар снежных лыж-ракеток. Каждый полярник имел два комплекта походной одежды: для сверхнизких (эскимосские, трёхслойные — из оленьих шкур) и умеренно низких температур — сшитый из шерстяных одеял (сверху накидывались штормовки).
На всякий случай было взято 250 обработанных оленьих шкур из Лапландии. Обувью каждый член экспедиции должен был обеспечить себя сам[3]:271.
Научным оснащением экспедиции занимались Нансен и профессор Б. Хелланд-Хансен. «Фрам» был заново оснащён океанографическим оборудованием. Амундсен, Преструд и Ертсен прошли курс океанографии на биологической станции в Бергене. Метеорологическим оборудованием «Фрам» оснастил профессор Х. Мон, однако на зимовке выяснилось, что барографы и термографы не переносят низких температур (Амундсен писал, что термограф в результате показывал график изменения температур на камбузе экспедиционной базы![3]:369).
Имелись также два анероида и два гипсотермометра. Для геофизических исследований имелся маятниковый прибор. Навигационное оборудование включало теодолит, два секстанта, три искусственных горизонта (из них один ртутный), бинокли Цейса, четыре спиртовых компаса[3]:273.
Существенной частью снаряжения был дом для зимовки, построенный в саду усадьбы Амундсена в 1910 г. братьями Хансом и Йоргеном Стубберудами, причём Йорген был включён в состав экспедиции. Официально дом назывался для прессы «Обсервационной будкой», так как план похода в Антарктику скрывался. Это вызывало много недоумения:
- Ну, ладно, я ещё могу допустить, что им хочется наблюдать в тепле и с удобствами, — говорил Хельмер Хансен, — но клеёнка на столе, этого я не понимаю»[3]:276.
Дом имел размер 8 на 4 м в длину и ширину, высота от конька крыши до пола 4 м. Жилой отсек имел площадь 24 м², там располагался общий стол и 10 коек вдоль стен (шесть с одной стороны и четыре с другой в два яруса)[3]:266.
2.5. Команда
Амундсен строго подошёл к подбору экипажа. Он отбирал людей, способных работать в команде, подчиняться строгой дисциплине, опытных лыжников и каюров, привыкших работать в условиях полярных стран[3]:254—255.
Амундсен не хотел иметь в полюсной команде учёных, как могущих посягнуть на его авторитет[1]:192—193. На борту «Фрама» не было врача (самым серьёзным заболеванием было обострение язвы желудка, произошедшее у Амундсена).
Взамен помощник командира — Фредерик Яльмар Ертсен прошёл курс обучения на дантиста:
Ход экспедиции
Плавание июня—июля 1910 г.
Пути конкурирующих экспедиций в Антарктиде: маршруты Скотта (зелёный) и Амундсена (красный).
Береговой отряд
- Руаль Амундсен
- Олаф Бьолан
- Оскар Вистинг
- Йорген Стубберуд
- Кристиан Преструд
- Фредерик Яльмар Йохансен
- Хельмер Хансен
- Сверре Хассель
- Адольф Хенрик Линдстрём
- Команда «Фрама» (судовой отряд)
- Торвальд Нильсен
- Фредерик Яльмар Ертсен
- Людвиг Хансен
- Карениус Ульсен
- Мартин Рихард Рённе
Сандвинг
Сандвинг — кок. Был списан на берег в Фуншале из-за «неуживчивого характера»[1]:207.
Участники экспедиций
- Кнут Сюндбек
- Якоб Нёдтведт
- Хальвард Кристенсен
- Андреас Бек
- Александр Степанович Кучин
- Адольф Шрёр
- Хальворсеном
3.2. Продолжение пути в Антарктику
9 августа экспедиция судна Фрам вышла в море на Мадейру, где пришла 6 сентября. На борту была введена строгая дисциплина. Нансен получил письма от Амундсена, раскрывающие его истинные планы, а также письмо с аналогичным содержанием, адресованное королю. В Фуншале производился ремонт подшипников гребного винта, а также запасено 35 тонн пресной воды, которую заливали в большие шлюпки и топливные баки.
9 сентября произошёл инцидент, когда местные газеты опубликовали сообщения о походе Амундсена к Южному полюсу. В 18:00 Амундсен собрал команду и предостерёг всех, что в крайнем случае он вынужден будет отправить назад всех, кто не готов на поход. В 20:00 Амундсен в отличном настроении проинформировал своих спутников о том, что он готовится к достижению цели. Хельмер Хансен в дневнике отмечал, что на борту судна царило особое настроение.
23 ноября «Фрам» достигла ледовой стены Шельсбергена, за которой начиналась Антарктида. На взморье в 1,5 км от берега команда потренировалась в построениях, которые им придётся использовать во время похода по льдам. 27 ноября корабль зашел в пролив Руруике (Røyriket), где разгрузили ещё одну экспедиционную лодку, «Гьёа». В мертвой тишине возможно было разобрать звуки разламывающегося льда.
14 декабря 1910 г. экспедиция под Амундсеном достигла южной полярной точки и открыла её как этап своего похода, а затем «Фрам» пошёл на север к берегам и провёл зимовку в заливе Байнтвича во время полного полюсного ночного времени. Журналист из газеты «Aftenposten» Брегер увидел на борту странный «механизм». Это было то самое тайное оружие Амундсена – скидочный щиток.[источник не указан 74 дня] Во время экспедиции Амундсен использовал собак и лыжи, что было новаторским подходом для полярных исследований.[источник не указан 74 дня]
Исследование Антарктики экспедицией «Фрам»
Экспедиция «Фрам» под руководством Руала Амундсена была отправлена в Антарктику с целью достижения Южного полюса. Однако перед этим, каждый участник экспедиции был опрошен о своей готовности принять новый план и изменить маршрут, заменив Северный полюс на Южный. Все члены команды единогласно согласились с этим предложением[1]:208.
9 сентября в 21:00 экспедиция «Фрам» покинула Мадейру, собираясь следующей остановкой сделать на Кергелене. Однако погода не позволила им приблизиться к этому месту. Переход на «Фраме» проходил медленно, так как судно было капризным в управлении, а на борту находилось 97 собак. 4 октября экспедиция пересекла экватор, однако церемонии не проводились из-за отсутствия свободного места. Несколько собак были потеряны во время шторма или умерли от болезней, но большинство удалось сохранить до умеренных широт[3]:314.
1 января 1911 года экспедиция заметила первый айсберг, а 2 января пересекла Южный полярный круг. Переход через паковые льды занял четыре суток, исходя из ветров и течений. Это подтвердило предположение Нильсена о существовании прохода во льдах[3]:314. 11 января был замечен Великий ледяной барьер, и 14 января 1911 года «Фрам» вошел в Китовую бухту[3]:314.
Реакция на новости о направлении в Антарктику
Когда Руал Амундсен сообщил о своем плане направить экспедицию в Антарктику, Роберт Скотт был удивлен и озабочен. Однако он признал, что это смелое решение и пожелал удачи «Фраму» в его путешествии[2]:45.
3 марта 1911 года «Фрамхейм» был установлен в Антарктике. На фотографии видно большую палатку в центре и вытяжные шахты на крыше дома[2]:45.
Зимовка в Антарктике
Амундсен и его команда планировали провести зимовку в Антарктике. Они не имели представления о природе шельфового ледника Росса, но полагали, что это область материка, исходя из изученных карт. По плану, база для зимовки должна была быть строена в 18,5 км от побережья. В бухте находились множество тюленей, которые стали объектом охоты. В ходе разведки было решено основать базу в 4 км от побережья[3]:317.
Первая высадка берегового отряда состоялась 15 января. К этому времени количество собак естественным образом увеличилось до 116 голов. Перевозка строительных материалов проходила 15-16 января, в которой участвовали 80 собак. Дом был построен и получил название «Фрамхейм» 21 января. Официальное открытие дома состоялось 28 января, когда было перевезено более 900 ящиков с провиантом[1]:219.
Таким образом, экспедиция «Фрам» успешно добралась до Антарктики и основала базу для проведения зимовки. Это стало важным этапом в подготовке к достижению Южного полюса.
Ссылки:
- Название книги или источника 1
- Название книги или источника 2
- Название книги или источника 3
Антарктическая экспедиция Руала Амундсена
В 1910 году норвежский исследователь Руаль Амундсен решил попробовать свои силы в одном из самых опасных приключений — достижении южного полюса. В своей экспедиции «Фрам» он использовал комплексные подходы к достижению цели и выиграл гонку за южный полюс, опередив других исследователей, включая британскую экспедицию под командованием Роберта Скотта.
Встреча с конкурентами
4 февраля 1911 года лейтенант Кемпбелл прибыл в Китовую бухту на барке «Терра Нова», примыкающий к базе Скотта на расстоянии в 650 км. Командир Нильсен не вышел на встречу гостям, но лейтенант Пеннелл и Кемпбелл пришли на «Фрамхейм» по приглашению Амундсена. Все они быстро покинули «Фрамхейм», чтобы доставить Скотту подробный отчет. Скотт написал в своем дневнике 22 февраля, что планы Амундсена являются серьезной угрозой для их экспедиции, так как Амундсен находится на 60 миль ближе к полюсу, чем они. Скотт также отметил, что никогда не думал, что Амундсен сможет благополучно доставить на Барьер столько собак и что его план использовать собак в походе является великолепным.
Внешний мир узнал о встрече двух конкурирующих экспедиций только 28 марта 1911 года, что вызвало бурную реакцию в прессе.
Успешный первый поход
10 февраля 1911 года Амундсен со своей командой отправился на 80° южную широту на трех санях, достигнув места назначения в четыре дня. Команда вернулась в лагерь 16 февраля, который находился на 69° южной широты. Вместо того, чтобы отдыхать, Амундсен начал использовать это время, чтобы заложить склады с провиантом вплоть до 82° южной широты. В результате трех походов на юг ему удалось забывать весь необходимый для длительного пребывания до зимовки продукты. Было доставлено более 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины и горючего. Его план идти на собаках оказался настолько успешным, что он позволил ему добраться ближе к полюсу, чем другие экспедиции и, в конечном итоге, первым достичь южного полюса.
Зимовка в благоприятной обстановке
Зимовка на широте «Фрамхейма» началась 21 апреля 1911 года и длилась до 21 августа того же года. В течение зимовки Амундсен и его команда занимались подготовкой к дальнейшему путешествию, включая изучение Антарктиды и ее климата. Команда пользовалась зимними развлечениями, такими как карты, дартс и чтение. В «Фрамхейме» каждому доставалось по граммофону и набору пластинок. Все это смягчило тяготы длительной зимовки на южном полюсе.
Впоследствии, экспедиция Руала Амундсена стала символом знаковой эры исследования Антарктики, где мужество, превосходное планирование и силы духа привели к достижению такой высокой цели, как доска до южного полюса планеты.
« 12 апреля : мы живём теперь поистине роскошно, при хорошей еде и хороших напитках. Сегодня подали великолепный обед: куриный суп, жареную телячью грудинку, спаржу, на десерт — пудинг, из напитков — водку, портвейн, фруктовую воду, кофе и ликёр „Бенедиктин“. В двери уже стучится Пасха — впереди целая неделя отдыха и беззаботной жизни. Сегодня вечером настал черёд мне и Преструду основательно помыться: после ужина для двоих человек есть возможность принять в кухне ванну»[1]:221. |
Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Амундсен предложил новый способ организации быта в походе к полюсу: провиант включал всего пять видов продуктов: свежее мясо (мороженая тюленина или парная собачатина), сухое молоко (Амундсен особо ценил порошковое молоко, произведённое в США, с примесью сахара и солода[3]:274), шоколад, пеммикан и овсяные галеты. Провиант расфасовывался в деревянные ящики порциями и почти не требовал времени для распаковки. Зимой были доведены до кондиции меховые костюмы и спальные мешки. Олаф Бьолан уменьшил собственный вес саней до 30 кг, когда выяснилось, что поверхность антарктического ледника весьма ровна. Для лучшего рассеивания солнечного света в полярный день армейские палатки были снабжены внешней оболочкой из алой ткани, а внутреннюю оболочку покрасили в чёрный цвет[3]:410-411.
3.4. Неудачный выход в сентябре 1911[&][#]160[;]г.
Работа каюра. Хорошо видны провиантские ящики с обвязкой.
К моменту окончания полярной ночи Амундсеном руководило нетерпение. 1 сентября экспедиция была готова к выходу, в её состав входили 8 человек (кроме Линдстрёма — бессменного хранителя базы) и все собаки — около 90. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года. Йохансен считал этот выход преждевременным, но обязан был подчиниться. Поход оказался неудачным: при температуре −56 °C лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Взятая в поход водка замёрзла[3]:427.
Возвращение полярников во «Фрамхейм» после доставки нарт на склад на южной широте 80° прошло не так гладко, как планировалось. 16 сентября Амундсен, руководитель экспедиции, решил вернуться обратно на базу, оставив остальных членов команды без должного внимания и безопасности. Это привело к неорганизованному бегству, где каждый полярник оказался предоставлен самому себе[4]:345. Возвращение заняло около 6 часов, и во время этого пути Йохансен спас Преструда от уверенной гибели в метели и экстремальном холоде, когда у Преструда сломалась собачья упряжка. Йохансену пришлось пользоваться палаткой и примусом, одолженными Хасселем. В результате трое людей получили обморожения ног, и их лечение затянулось[6]:150.
После возвращения во «Фрамхейм», Йохансен, опираясь на свой опыт путешествий с Нансеном, остро критиковал руководство Амундсена. Недовольный оппозицией, Амундсен исключил Йохансена из полярной партии, несмотря на его большой опыт. Отношения между ними окончательно испортились, и они не разговаривали друг с другом до 20 октября. Вместе с Преструдом и Стубберудом, которые поддержали Йохансена, он был направлен Амундсеном во второстепенную экспедицию к Земле короля Эдуарда VII. Теперь Йохансен был подчинен Преструду, который был менее подготовлен и моложе[6]:152.
3.5. Летний поход группы Преструда
Поход, проведенный Преструдом и его командой, состоялся в ноябре-декабре 1911 года во время антарктического лета. Они ставили перед собой следующие задачи:
- Достичь Земли короля Эдуарда VII и провести там исследования в зависимости от времени и обстоятельств.
- Отметить на карте Китовую бухту и ее окрестности.
- Обеспечить порядок в базе «Фрамхейм» на случай вторичной зимовки[3]:429.
В ходе полярного похода на Южный полюс, команда Амундсена столкнулась с различными трудностями и преодолела значительные расстояния. Сроки отправления были предоставлены на выбор самому Преструду, который выбрал 8 ноября 1911 года для покидания базы «Фрамхейм». Они базировались на складе 80° южной широты, где добавили необходимое снаряжение и оставили отчет, найденный группой Амундсена при их возвращении с полюса. У команды было две нарты и 16 ездовых собак, что обеспечивало их автономность на протяжении 6 недель[3]:517.
Покидая базу, команда двигалась на север и 12 ноября достигла склада на 80° южной широты. Они продолжали свое движение и 16 ноября пересекли 158-й меридиан. Не найдя никаких выходов из скальных пород ледника, они решили повернуть на север. 23 ноября они увидели море, которое позднее было названо бухтой Преструда. От побережья команда двинулась на северо-восток и 28 ноября взошла на плато высотой около 300 метров. Эти горы были исследованы еще в 1903 году Р. Скоттом и названы горами Куин-Александра (-77.183333, -154.53333377°11′ ю. ш. 154°32′ з. д. / 77.183333° ю. ш. 154.533333° з. д. (G) (O)).
Из-за сильной пурги команде не удалось достичь вершины горы, но они установили каирн, который сохранился до наших дней и является одним из исторических мест Антарктиды. 16 декабря 1911 года команда вернулась на базу с практически нулевыми результатами[1]:228.
3.6. Покорение Южного полюса
Команда Амундсена столкнулась с холодной погодой и аномально низкими температурами в сезон 1911/1912 гг. В октябре 1911 года они заметили признаки антарктической весны, но температуры оставались между -30°C и -20°C, в то время как норма составляла -15°C — -10°C[16].
20 октября команда отправилась в путь, состоящая из пяти участников полярного похода, с 4 нартами и 52 собаками. Изначально Амундсен планировал сократить группу по мере продвижения, чтобы к Полюсу добралось не более двух человек, но позднее было принято решение оставить более крупный отряд, чтобы легче справиться с трудностями[Прим 1]. 23 октября они достигли первого склада на 80° южной широты и сделали двухдневную остановку. Начиная с 26 октября, команда начала строить снежные пирамиды высотой около 2 метров для ориентации в пространстве, так как частая пасмурная погода на леднике Антарктиды приводила к дезориентации. Они строили эти пирамиды через каждые 3 мили. Первые 180 миль пути были размечены шестами с флагами и другими ориентирами. 5 ноября они достигли последнего заложенного склада в густом тумане. Далее их путь проходил по неизвестной территории[3]:446.
9 ноября команда достигла 83° южной широты, где был заложен большой склад для обратного пути. Здесь пришлось пристрелить нескольких беременных сук, которые были закопаны в снег про запас.
11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имя Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена. Здесь были собраны и оставлены на промежуточном складе геологические образцы.
17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъём на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км.
В последний рывок на полюс Амундсен брал провиант на 60 дней, 30-дневный запас оставался на складе 84° южной широты. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить ещё шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных. Планы полностью оправдались.
Подъём на плато начался 18 ноября под сенью горы Бетти, названной так в честь старой няньки Амундсена — шведки Элизабет Андерсон. В первый день команда прошла 18,5 км, поднявшись на 600 м над уровнем моря. Вистинг и Хансен разведали подъём по леднику высотой около 1300 м, протяжённости которого определить не удалось (он получил имя Акселя Хейберга).
Далее были другие перевалы, высотой до 2400 м.
21 ноября был пройден 31 км с подъёмом на высоту 1800 м.
«Подводя итог этому дню… видишь, на что способны хорошо тренированные собаки. И ведь сани оставались достаточно тяжёлыми. Надо ли говорить что-нибудь ещё, не достаточно ли одного этого факта?»
Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36’ южной широты. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чём свидетельствуют данные этим местам названия: Чёртов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъёма.
На Южном полюсе. Слева направо: Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг.
Фотограф: Олаф Бьолан, декабрь 1911 года.
Температуры всё это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы. Амундсен писал:
«Ну и вид был у нас! Вистинг, Хансен и я особенно пострадали во время последнего бурана, у каждого из нас левая щека превратилась в сплошную болячку, из которой сочились сукровица с гноем»[3] :488[Прим 2]. |
6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути: 3260 м над уровнем моря и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 г. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие склоки[6]:155.
Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря в 15:00. Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал её в честь Эдуарда VII).
Покорение полюса отпраздновали курением сигар, припасённых Бьоланом[6]:156.
Из-за острых дебатов, которыми сопровождались обсуждения отчётов полярных экспедиций и, в частности, конкурирующих утверждений Фредерика Кука и Роберта Пири о достижении ими Северного полюса первыми, Амундсен подошёл к определению географического положения с особой ответственностью. Амундсен полагал, его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью не лучше одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчётной точки[3]:493.
Участники норвежской экспедиции определяют свои географические координаты на Южном полюсе. Хорошо виден искусственный горизонт, положенный на провиантский ящик.
Поскольку теодолит был повреждён, обсервация производилось с помощью секстанта. Солнце за 24 часа совершило вокруг лагеря круг, не скрываясь за горизонтом. Выполнив измерения и вычисления, Амундсен определил, что их текущая позиция примерно на 5,5 миль (8,5 километров) удалена от математической точки Южного полюса. Это место было также «окружено» на лыжах[3]:494.
3.7. Возвращение с полюса
После того, как Амундсен и его экспедиция достигли Южного полюса 17 декабря, они решили начать свой путь обратно. Возвращение происходило достаточно быстро, и уже 2 января 1912 года они достигли Чёртова ледника. Спуск занял всего один день, но погода внезапно испортилась, и экспедиция столкнулась с густым туманом.
В тумане 5 января они едва не прошли мимо Бойни, но благодаря Вистингу, который случайно наткнулся на свою сломанную лыжу, они смогли обнаружить её. В тот же день, при температуре −23 °C, начался сильный шторм.
7 января экспедиция достигла подножия ледника Акселя Хейберга, в том же месте, где они покинули его 19 ноября. Здесь команда решила внести изменения в свой распорядок: после каждого 28-километрового перехода они делали 6-часовой привал, а затем продолжали движение.
Во время нового сбора геологических данных, одна из собак была убита, а у подножия ледника были захоронены 17 литров керосина в бидоне вместе со спичками. У экспедиции было достаточно провианта на 35 дней пути, а также промежуточные склады на каждом градусе широты. С этого дня экспедиционеры ежедневно наслаждались свежим мясом.
В 04:00 26 января 1912 года команда вернулась на «Фрамхейм» с двумя нартами и 11 собаками. За 99 дней пути они преодолели чуть менее 3000 километров, что означает, что средний переход составил 36 километров в день.
3.8. Деятельность морского отряда
На борту судна «Фрам» проводились различные наблюдения во время экспедиции. Экипаж судна активно участвовал в сборе данных и проведении экспериментов.
15 февраля 1911 г. «Фрам» покинул Китовую бухту, имея приказ пройти возможно южнее. Максимально достигнутая им точка была 78° 41’ ю. ш. На тот момент «Фрам» был судном, дальше других зашедших и на севере, и на юге[1]:222. Судно шло вдоль Барьера Росса и с 17 по 23 февраля пробивалось сквозь паковые льды. 11—18 марта «Фрам» испытал сильнейшие штормы, не понеся никаких повреждений. Мыс Горн обогнули 31 марта, прибыв в эстуарий Ла-Плата в первый день Пасхи. Путь от Китовой бухты до Буэнос-Айреса занял 62 дня[1]:224.
30 июня «Фрам» пересёк собственный курс из Хортена, замкнув тем самым кругосветную дистанцию. Капитан Нильсен выделил три месяца для выполнения океанографической программы. К её выполнению приступили 11 июля 1911 г. Было обследовано пространство Южной Атлантики между Южной Америкой и Африкой протяжённостью в 8000 миль, расстояния между океанографическими станциями составляли 100 миль. Всего было проведено 60 станций, взята 891 проба воды и 190 — планктона. Всё это было отправлено в Норвегию для исследований. 29 июля «Фрам» побывал на острове Святой Елены. Океанографическую программу завершили 19 августа, вернувшись в Буэнос-Айрес 1 сентября в 24:00 по местному времени[1]:226.
Здесь команда встретилась с экспедицией Вильгельма Фильхнера на судне «Дойчланд». Во время стоянки команда Нильсена была щедротами дона Педро Кристоферсена обеспечена всем необходимым, включая 50 тыс. л керосина. Кроме того, Кристоферсен поставил на «Фрам» полный комплект парусов и закупил инвентаря и провианта на годы дрейфа (Нильсен имел приказ Амундсена: если что-то случится с береговым отрядом — идти к Берингову проливу, начинать дрейф по первоначальной программе).
Кристоферсен обязался направить в Китовую бухту экспедицию, если «Фрам» не появится в Австралии в установленное время[1]:231—232.
4. Возвращение
«Фрам» у Ледяного барьера в январе 1912 г.
5 октября «Фрам» направился эвакуировать отряд Амундсена. В штормовую погоду судно развивало максимальную скорость до 10 узлов. 13 ноября миновали острова Принс-Эдуард. 24 декабря 1911 г. появились первые айсберги. Кромки паковых льдов судно достигло 28 декабря. 10 января «Фрам» прибыл в Китовую бухту. Амундсена пока не было. 16 января в Китовую бухту вошло японское судно «Кайнан-мару», его командир Нобу Сирасэ и лейтенант Комура побывали на «Фраме»[3]:523.
Амундсен и достижение Южного полюса
14 декабря 1911 года Руаль Амундсен, вместе со своей командой из пяти человек, достиг Южного полюса. Он стал первым человеком, кто смог совершить данное достижение. При этом, он не сообщил об этом сразу, а написал записку, которую оставил в штаб-квартире Эрнеста Шеклтона, где он сообщил, что потерялся на ледяной полярной платформе.
Однако, Скотт с двумя его спутниками Нилом Робертсоном и Эдгаром Эвансом, которые также пытались достичь Южного полюса, умерли на обратном пути. Их трупы были найдены через восемь месяцев спустя. Результат успешной экспедиции Амундсена беспрецедентен.
Подробнее о деталях экспедиции
После того, как экспедиция достигла Южного полюса, они отправились обратно на своё судно «Фрам».
Покорители Южного полюса оставили «Фрамхейм» для нужд будущих экспедиций, забрав с собой 39 собак. Переход через паковые льды занял 5 недель со средней скоростью 2 узла. 7 марта 1912 г. «Фрам» пришвартовался в Хобарте.
Доклад Амундсена в Географическом обществе Норвегии был прочитан 9 сентября. Нансена при этом не было на мероприятии — он находился в экспедиции на Шпицбергене. 15 ноября произошёл скандал в Королевском географическом обществе в Лондоне, связанный с двусмысленной речью лорда Джорджа Натаниеля Керзона, который унизил Амундсена на публике. Восторженный приём в Париже и Риме стал утешением полярнику.
Выводы
Экспедиция Руаля Амундсена имела большой вклад в истории Антарктиды. Он смог противостоять сложным условиям на Южном полюсе, что помогло ему достичь своей цели. Данное достижение в значительной степени стало результатом его упорства и настойчивости.
5. После возвращения
Амундсен в 1913 г.
Триумф Амундсена был омрачён несколькими смертями: 9 января 1913 г. покончил жизнь самоубийством Ялмар Йохансен[6]:200, а 11 февраля в Новую Зеландию прибыл барк «Терра Нова» с сообщением, что 12 ноября 1912 г. были обнаружены тела Скотта и его двух товарищей, погибших в конце марта[Прим 4]. Амундсен говорил в одном из интервью:
«Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от ужасной гибели»[1]:244. |
Амундсен в тот период находился с лекционным турне в США, дав более 160 выступлений. В одном из писем брату он сообщал:
«Печальная судьба Скотта вызвала необыкновенный интерес к моим докладам. Посещаемость, которая начала было падать, снова взлетела на недосягаемую высоту»[6]:203. |
Им было принято решение перевести «Фрам» из Буэнос-Айреса в Сан-Франциско своим ходом, чтобы продолжить экспедицию по плану 1908 г. Из команды к тому времени выбыл Бьолан, получивший от Амундсена 20 тыс. крон на основание фабрики по выпуску лыж (торговая марка «Пульхейм»)[6]:206.
К тому времени представилась возможность использовать «Фрам» в церемонии открытия Панамского канала. 3 октября 1913 г. «Фрам» под командованием Т. Нильсена прибыл в Колон. Поскольку к декабрю канал всё ещё не был открыт, от этой идеи Амундсен отказался[6]:221—222. Переход из Колона обратно в Буэнос-Айрес был очень тяжёл: 100 дней непрерывно продолжались штормы. Деревянная конструкция, выдержавшая две арктических экспедиции и кругосветное плавание, была непоправимо испорчена тропическими древоточцами. Нашествие насекомых 2 января 1914 г. уничтожило все бортовые запасы провианта. 18 марта 1914 г. скончался матрос Андреас Бек[6]:226—227. Только 25 марта 1914 г. «Фрам» прибыл в Монтевидео, нуждаясь в капитальном ремонте.
Экспедиция Рустада и Амундсена на «Фраме»
В 1910 году, 7 июня, Норвежский эксплорер Рональд Амундсен и его команда покинули порт Осло на судне «Фрам» («Фронт»), оснащенном специально для экспедиции в Арктику и Антарктику. В экспедиции также участвовал Колин Арчер, который занимался фотографированием и изучением этнографии народов Северной части Канады.
«Фрам» был построен специально для арктических исследований и экспедиций в зоны с холодным климатом. В конструкции судна было использовано количество дуба, что обеспечивало высокую прочность и устойчивость к льдам. С этим судном многие эксплореры совершали свои экспедиции — Фридтйоф Нансен, Оскар Устигард, Ричард Бриджмен и многие другие.
В результате Установлено, что судно было обглодано морским червем, из-за чего его наружная и внутренняя обшивка была поражена вся, а сама палуба вообще начала осыпаться. Капитальный ремонт обойдется в 150 тысяч крон, что равнялось стоимости постройки судна. Амундсен отказался от правительственной субсидии, и экспедиция была прервана на неопределенный срок.
С началом Первой мировой войны большая часть оставшейся команды была призвана на военную службу. В 1917 году «Фрам» был полностью разукомплектован из-за подготовки новой экспедиции. Но он попал в личную коллекцию Амундсена, который использовал его для прогулок в озерах родной страны и длавал на нем много фотографий разного содержания.
Little America
После того, как Ричард Берд около 28-го октября 1939 года показал, что Ксяфоидный ледник в Антарктике не является «вечной глухой землей», а помещен на огромное озеро в средине континента, Амундсен решил, что он был готов к следующей экспедиции на юг.
Эта экспедиция, названная «Экспедицией Швейцарии-Америки 1939–1941 годов» доставила восемнадцать ученых, в том числе полярных и пехотных офицеров, до Беринговой прямой. С апреля по август 1940 года команда Амундсена провела первую зимовку на плато Полярная чешуя и запустила самый далеко северный сейсмограф в мире — почти на восьмидесяти градусах северной широты.