Актуальность проблемы
В учении о естественном питании детей первого года жизни есть много нерешенных вопросов. Но единственный вопрос, который не требует обсуждения, — это вопрос о необходимости грудного вскармливания и его пользе.
Однако развитие доктрины естественного питания в педиатрии и педиатрической науки о питании 20-го века продолжалось с интенсивным параллельным поиском путей отказа от него. Каждый новый этап в познании состава грудного молока и путей метаболизма его компонентов одновременно служил для улучшения продуктов искусственного питания так называемых заменителей грудного молока. В связи с этим росла уверенность в доступности альтернативных методов грудного вскармливания. Отсюда катастрофическое снижение частоты грудного вскармливания в большинстве развитых стран до 1970-1980-х годов этого века. По России показателя грудного вскармливания нет.
По существу это иллюстрация еще одной социальной и технологической революции, обусловленной эгоистическими или вынужденными стремлениями женщин к эмансипации, не только социальной, но и биологической, легким принятием кажущейся простоты и комфорта бутылочного вскармливания, взамен напряженных всепоглощающих материнских обязанностей, связанных с кормлением грудью. [11]
Абсолютная доступность смесей и скрытая реклама способствует быстрому переходу детей на смешанное, а значит и на искусственное вскармливание. [7]
Заменители грудного молока — одна из причин развития аллергии, острых респираторных и пищеварительных вирусных инфекций. Решение о переводе ребенка на смешанное или искусственное вскармливание, по мнению ведущего ответственного педиатра И.М.Воронцова так же ответственно, как и решение о проведении сложной операции.
Следует отметить, что, к сожалению, реклама заменителя грудного молока в настоящее время в России не запрещена законом. [7] Настало время разработать Закон о маркетинге заменителя грудного молока и и провести его через соответствующие инстанции. Российский рынок действительно слишком насыщен огромным количеством импортных смесей. Этическим вопросом является также место продажи детских товаров, часто прилавки промышленных магазинов, супермаркетов, общественных мест. необходимо усилить контроль качества и реализации детского питания. Российская ассоциация производителей детского питания также выступает за принятие закона, устанавливающего правила сбыта заменителей грудного молока. Без принятия этого закона невозможно остановить поток кампаний по предоставлению бесплатных детских смесей в родильные дома и распространение популярной литературы, рекламирующей заменители грудного молока, доступные родителям. [7]
Гигиена и питание беременных
... и родов подготовке организма женщины к кормлению ребенка грудью; 1. Режим труда и отдыха беременность внутриутробный гигиена гимнастический Практика показывает, что гиподинамия беременных ... Однако нарушения гигиены, неправильное питание, избыточное психическое и физическое напряжение могут вызвать нарушение физиологических процессов и возникновение осложнений беременности. У женщин с признаками ...
Во многих странах мира парламенты приняли законы, запрещающие рекламу любого типа заменителя грудного молока.
Кроме того, грудное вскармливание продвигается как наиболее гигиеничный и эффективный способ кормления младенцев. Рекламные плакаты уже появились во многих британских городах, на которых изображены не только женщины, но и мужчины с младенцами на руках. Недавние исследования показали, что женщины гораздо охотнее кормят своих детей грудью, если их мужья понимают важность этой проблемы. пора напомнить молодым родителям о пользе грудного молока. [7]
Утрата женщинами и обществом в целом идеи о том, что грудное вскармливание является наиболее важным видом деятельности женщины и что никакая смесь не может заменить грудное молоко, была следствием сокращения распространенности грудного вскармливания. [3]
Предотвращение дальнейшего снижения частоты и распространения грудного вскармливания и, наоборот, улучшение этих показателей становится жизненно важной проблемой для России. [11]
В этих условиях приобретает особое значение незамедлительная реализация совместной декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ по охране поощрению и поддержке практики грудного вскармливания младенцев в нашей стране.
Цель работы:
Определите организационные проблемы, которые уменьшают процент детей, находящихся на грудном вскармливании.
Задачи исследования.
1. Проведите анализ на основании литературных данных о преимущественно грудном вскармливании.
2. Оценить современные подходы, регламентируемые документы ВОЗ/ ЮНИСЕФ, способствующие естественному вскармливанию с момента рождения младенца.
3. Проведите исследование успешности грудного вскармливания, опросив матерей.
Объект исследования, Предмет исследования:
1. Грудное вскармливание. Литературный обзор
1.1 Женское молоко
В последние годы мы многое узнали о физиологии грудного вскармливания, неоспоримой биологической пользе и фундаментальной незаменимости грудного молока для оптимального развития организма ребенка. Женское молоко — во все времена являлось идеальной пищей для младенцев.По своему строению он максимально соответствует составу тканей малыша и легко усваивается. Мы постоянно открываем новые свойства грудного молока. Сейчас известно, что в нем содержится целый ряд полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для развития головного мозга, мультипликации нейронов, арборизации дендритов, миелинизации нервных волокон; от них зависит развитие мембранных структур и рецепторов в надпочечниках, сетчатке, мышечной ткани, проводящей системе сердца, эти вещества полностью отсутствуют в искусственных смесях. Жирный состав грудного молока является основным источником энергии у младенцев. В грудном молоке есть фактор роста кишечника, который оказывает трофическое влияние на развитие желудочно-кишечного тракта ребенка. Благодаря наличию мелкодисперсных белков поверхность, доступная для действия желудочного сока, увеличивается. Уникальный аминокислотный состав больше соответствует потребностям ребенка.
Дом и семья. Общество. Мир женщины. Ждем ребенка. Гороскопы. ...
... только некоторые из них: Пословицы Легче друга потерять, чем найти. Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь поведёшь. ... статусе, уровне образования, молодости. Правда, наследник дядиного состояния был несколько старше. Но все остальное в них было совершенно ... возлюбленную Владимира, одаривая ее комплиментами и танцуя лишь с ней. Своими действиями он заставлял нервничать и другую личность - Татьяну, ...
Молочный сахар женского молока (лактоза) стимулирует грамположительную бактериальную флору, синтез витаминов группы В. Грудное молоко содержит до 70 ферментов, которые работают в самом молоке и в желудочно-кишечном тракте ребенка, начиная с рта. Они оказывают влияние на диффузионный барьер слизистой кишечника. Ребенок на грудном вскармливании получает минеральные соли, которые влияют на процессы минерализации костей.
Среди клеточных факторов грудного молока определяются лейкоциты: макрофаги и нейтрофилы с фагоцитарной активностью и лимфоциты. В составе неклеточных защитных факторов -иммуноглобулины, особенно верхней секторный иммуноглобулин А, лизоцин, лакгоферрин, лактопероксидаза; интерферон, фракции комплемента, бифидус-фактор, антистафиллококковый фактор. Между молочной железой и кровотоком происходит постоянный обмен лимфоцитами.
Лактоферрин конкурирует с кишечными бактериями, оказывая бактериостатическое действие за счет связывания ионов железа, необходимых для жизнедеятельности бактерий.
Грудное молоко содержит в 40 раз больше бифидогенного фактора: азотсодержащего олигоаминосахара, который способствует более быстрой колонизации кишечника новорожденных бифидобактериями, подавляет рост грамотрицательных бактерий и грибов.
Сравнительно недавно в составе грудного молока были обнаружены специфические стимуляторы роста и дифференциации отдельных тканей и органов. На сегодняшний день наиболее изучены два фактора: нейро-рост и эпидермис. Необходимо подчеркнуть, что они содержатся в нативном женском молоке. Фактор нейрорастания необходим для стимуляции дифференцировки нейронов периферической нервной системы. Фактор роста эпидермиса уже в первые часы жизни ускоряет рост стенок желудка, тонкой и начальной части толстой кишки, а также стимулирует методы и синтез ДНК в клетках. За счет присутствия микроэлементов (железо, цинк, кобальт) в легкоусвояемой форме женское молоко обладает противоанемическим эффектом. Противорахитический эффект грудного молока обусловлен большим содержанием витамина ДЗ, лимонной кислоты, оптимальным для всасывания соотношением кальция и фосфора — 1:1.Содержание витаминов (РР, С, Е, Д) в женском молоке зависит от сезона года и витаминной ценности пищи кормящей матери. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств.
Грудное молоко может помочь ребенку правильно развиваться в течение первых 4,5-6 месяцев жизни.
1.2 Значение грудного вскармливания для новорожденного ребенка
1) Пищевое обеспечение обеспечивает потребности новорожденного к внеутробному питанию.
2) Иммунологическая защита (специфическая и неспецифическая).
3) Регуляторная функция (считается, что материнское молоко,
благодаря содержанию в нем гормонов, ферментов, факторов роста является биологически активным продуктом, управляющим ростом, развитием тканевой дифференцировкой ребенка.
4) Эмоциональный и поведенческий фактор (это обусловлено кормлений, скоростью поступления молока; наличие психологического контакта с матерью).
Кормление ребенка оказывает определенное влияние на отношения, которые в дальнейшем развиваются между ребенком и матерью, а также на его будущее поведение, лучшее эмоциональное, психомоторное развитие, коммуникативные навыки.
Екатерина Варнава: «Я уменьшала грудь два раза. В Америке сделали ...
... не встречались, но я надеюсь, она поняла, что это был первый раз для меня, такой ... сбор, грудной сбор (в т.ч. и детский), цвет липы; если ваш ребенок имеет ... должно входить в детскую аптечку. Как правило, стандартный набор путешествующей мамы ... На первом курсе я начал встречаться с девушкой на год старше. Первый секс случился месяца через три, которые показались мне вечностью. Я ... Тем более что во многих
Медицинские сестры могут изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. Наша медицинская бригада возлагает большие надежды на медсестер в отношении поддержки и поощрения грудного вскармливания.
Медсестры знают процессы, происходящие при грудном вскармливании. Успешно применяют эти знания на практике (консультация матерей).
Необходимо сказать матери, что грудное вскармливание важно не только для ребенка, но и для самой матери.
1.3 Значение кормления грудью для матери
1. Раннее прикладывание новорожденного к груди в первые 30 минут после рождения способствует началу и формированию лактации. Каждое прикладывание груди стимулирует секрецию молока, которая прекращается, когда грудь наполняется.
2. Способствует лучшему сокращению матки окситоциновой фазы секреции молока; окситацин способствует остановки кровотечений после родов, содействует более полной и быстрой инволюции матки.
3. Грудное вскармливание снижает риск рака груди и яичников.
4. Частое кормление грудью в первые 6 месяцев после родов может предотвратить повторную беременность.
5. Помогает восстановить хорошую физическую форму после родов. Медицинская сестра, рассказывая матерям о выгодах грудного вскармливания, акцентирует внимание на то, что грудное молоко всегда готово к употреблению; грудное молоко предназначено только ребенку, его не нужно делить на других членов семьи.
грудной кормление женский молоко
2. Организация работы родильного отделения по пропаганде грудного вскармливания
2.1 Раннее прикладывание новорожденного к груди матери
Матери, которые хотят кормить своих детей грудью, часто полагаются на советы медицинских работников по вопросам грудного вскармливания. Следовательно, знания медицинских работников и их отношение к этой проблеме могут повлиять на успех или неудачу грудного вскармливания. Однако обучение, проводимое медицинскими работниками в образовательных учреждениях для оказания помощи матерям в управлении процессом грудного вскармливания, часто бывает недостаточным. Рекомендации в методических указаниях №225 «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни» (1999г) входят в противоречие с последними документами ВОЗ, в которых закрепляется положение об исключительно грудном вскармливании детей до 6 месячного возраста.
Каждая медсестра понимает и знает на практике, что все зависит от ребенка, от состояния его здоровья, от уровня развития и, прежде всего, от состояния матери, от ее питания и, как следствие, от состава материнского рациона молоко.
Документ «Консультирование по грудному вскармливанию» согласно программе ВОЗ/ЮНИСЕФ 1997г. является руководством для медицинских работников в практической работе по оказанию поддержки матерям в успешном кормлению грудью. Цель его заключается в том, чтобы дать точные и практические советы. Эти советы основаны на опыте медицинских работников и матерей в современном индустриальном обществе. [2]
Организационная работа родильного отделения (родовспомогательных учреждений) в рамках декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания» позволит существенно повысить распространенность грудного вскармливания и тем самым дают возможность закладывать основы поддерживающие здоровье детей.
Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох
... известных художников XX столетия, запечатлевших женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная ... Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. Давайте вместе с ... [1923] ;«Мать» (1915), где Мадонна с Малышом предстаёт в виде юный крестьянки, кормящей ребёнка грудью ;«Мать и дитя» ...
В родильном зале осуществляется раннее прикладывание новорожденного к груди. Медицинский персонал (акушерка, медицинская сестра) помогает матери начать грудное вскармливание в течение часа после рождения. Раннее прикладывание к груди не выполняет функции питания. Среднее количество молозива, поступающего к ребёнку, составляет около 2 мл. Однако даже это количество играет важную роль в стимуляции лактогенеза, обеспечении его успешности (длительности), в становлении иммунологической защиты снижении заболеваемости новорожденных, а также способствует лучшей и более быстрой адаптации новорожденных к условиям внеутробной жизни (в частности, более раннему заселению кишечника и кожи бифидобактериями и уменьшению длительности фазы транзиторного дисбактериоза кишечника).
Первое прикладывание младенца к груди матери в роддоме происходит одновременно с процедурой контакта с кожей после того, как ребенка оторвали от матери, перевязали пуповину и обработали пуповину. Считается, что ранний телесный контакт ребенка с матерью («кожа к коже») в течение 30 мин после рождения и прикладывания к груди способствует более быстрому успокоению матери и исчезновению у неё стрессового гормонального фона, усилению чувства материнства, лучшей послеродовой инволюции матки, а такжестимулирует развитие психики ребенка и установление психологического контакта матери и ребенка, увеличивает число детей, вскармливаемых грудью до 4 мес. Если состояние матери и малыша удовлетворительное, оптимально положить полностью раздетого малыша на живот обнаженной мамы, а через некоторое время новорожденный подползет к материнской груди и сосет сосок. Длительность первого кормления должна быть около 20 мин. Показания к более позднему прикладыванию ребенка к груди представлены в таблице 1 (Приложение № 1).
Противопоказанием для кормления грудью ребенка, в том числе сцеженного молока, могут быть некоторые заболевания малыша и матери.2 (Приложение № 1).
2.2 Процесс кормления
Женщина, родившая впервые, может не знать, как именно кормить ребенка, и поэтому ей требуется помощь. Медсестра, советуя матери, как правильно прикладывать ребенка к груди, таким образом контролирует процесс кормления.
2.2.1 Правильное прикладывание к груди
- Ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней.
- Лицо ребенка находится близко от груди.
- Его подбородок прикасается к груди.
- Рот широко открыт.
- Нижняя губа вывернута наружу.
- Над верхней губой ребенка видна большая площадь ареолы, чем под нижней губой.
- Ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения
2.2.2 Неправильное прикладывание к груди
- Ребенок сосет или «жует» губами, деснами или языком только сосок.
- Рот открыт не широко и губа втянута.
- Губы и десна прижаты к соску, а не к околососковому кружку.
- Язык расположен неправильно, из-за чего сосок не может попасть в рот ребенка.
- Щеки втянуты [2].
Расположение тела ребенка
Слово «положение» описывает положение тела ребенка относительно тела матери.
Одиночество ребёнка в мире людей
... попечения родителей. Увы, проблема одиночества, сиротства детей сегодня актуальна, как никогда. Сжимается сердце от горя, когда сегодня мы слышим о матери, бросившей своего грудного ребёнка, отказавшейся ... покидайте, матери, детей…» Очень важную, тревожащую нашу совесть проблему, поднял Е. Новиков. Пусть каждый из нас задумается над тем, сколько детей можно спасти от сиротства, от одиночества, ...
Правильное положение тела ребенка — это предпосылка правильного прикладывания рта.
1) Женщина должна сидеть удобно, с опорой за спиной, а не наклоняясь вперед. Важный принцип: подносите ребенка к груди, а не грудь к ребенку.
2) Ребенка нужно держать живот к животу, и тогда ему не надо будет поворачивать голову для кормления. Ребенка можно держать по диагонали, сбоку под рукой матери.
3) При прикладывании ребенка к груди его нос должен находиться на одном уровне с соском, при этом он отклоняет голову немного назад.
4) Мать может поддерживать ягодицы рукой. Голова лежит на материнском предплечье.
5) Если женщина чувствует необходимость поддерживать свою грудь, она может взять грудь снизу ладонью или просто положить руку всей ладонью на грудную клетку.
6) Ребенок сам должен придвинуться к груди, а не мать должна поднести грудь к нему. Следует избегать попыток вставить грудь в рот ребенка, как если бы это была бутылочка, так как это совсем не поможет.
7) При кормлении подбородок ребенка должен касаться груди матери.
В «классических» положениях кормления мать сидит прямо, поддерживая ребенка на коленях или бедрах, или ложится, держа ребенка на боку. Тем не менее существует много других положений кормления, и мать может попробовать любое из них [2].
Медсестра поможет матери найти наиболее удобные позы для кормления для нее и ее ребенка. Горизонтальные положения позволяют ей отдохнуть во время кормления.
Теперь мы точно знаем, какие процессы происходят в организме женщины при кормлении грудью и как эти знания можно использовать для организации успешного питания. Конечно, вы не можете получить ответы на все вопросы, но если вы знаете механизм грудного вскармливания, вы можете определить, что происходит и почему.
Во время беременности гормональные изменения подготавливают молочную железу к выработке молока. Молочная железа развивается, грудь увеличивается. Во время сосания два гормона гипофиза стимулируют выделение молока в нужном количестве и в нужное время. Первый гормон, пролактин, стимулирует клетки груди производить молоко в ответ на стимуляцию соска ребенка. Пролактин подготавливает молоко для следующего кормления. Гипофиз выделяет больше пролактина в ночное время, поэтому при ночном кормлении молоко течет хорошо. Пролактин подавляет активность яичников и предотвращает начало новой беременности.
Второй гормон — окситоцин — также вырабатывается во время сосания груди. Он уменьшает мышечные клетки и вызывает секрецию молока во время кормления. Рефлекс окситоцина более сложен, чем рефлекс пролактина. На него оказывают влияние мысли, чувства и эмоции матери. Если мать с любовью думает о своем ребенке, молоко поступает хорошо, а ее заботы и сомнения уменьшают количество молока. Все это необходимо знать, чтобы суметь помочь матери советом.
В груди вырабатывается столько молока, сколько требует ребенок. Если мать хочет увеличить количество молока, лучше всего кормить ребенка грудью дольше и чаще.
Все кормящие матери вскоре после родов должны овладеть техникой извлечения. Своевременная помощь медицинской сестры (акушерки, врача-акушера-гинеколога) в организации сцеживания поможет матери сохранить грудное вскармливание. Предоставить информацию о различных видах молокоотсосов. Покажите матери, как пользоваться и регулировать молокоотсос, и дайте ей возможность самой решить, использовать ли его.
Сцеживание грудного молока
Матери необходимо как можно раньше после родов начать сцеживание и производить его по 15-20 минут, по крайней мере, 7 раз в сутки. Можно помассировать грудь в направлении сосков за несколько минут до начала сцеживания, чтобы обеспечить ток молока.
Для усиления лактации показано сцеживать молоко, соблюдая специальную технику сцеживания.
1. Наклониться вперед и поддерживать грудь рукой.
2. Большой палец руки расположить на ореоле над соском, указательный и средний — под ареолой соска.
3. Несколько сдавить пальцами ареолу по направлению в сторону грудной клетки.
4. Осторожно нажать на молочные пазухи за соском, ниже ареолы.
5. Повторять эти движения до тех пор, пока молоко не начнет капать, а затем может брызнуть.
6. Передвигать пальцы вокруг ареолы, чтобы были задействованы все молочные пазухи.
7. Время от времени проводить массаж всей груди, мягко похлопывая по направлению к соску, проверяя твердость в груди.
8. Повторять движение до тех пор, пока грудь не станет мягкой.
2.3 Психологическая поддержка
Кормящая женщина нуждается в психологической поддержки.
Перед акушерами, педиатрами, средним медицинским персоналом ставится задача: сохранение у матери состояния у матери психологического комфорта. Большое влияние на выработку молока оказывают психологические факторы: недостаток уверенности, беспокойство, стресс, усталость, неприязнь к ребенку.
Психика у многих матерей бывает очень лабильной. Даже будучи хорошо подготовленная женщина может быть подавлена тем, насколько сильно нуждается в ней ее ребенок и такая ответственность может ее напугать. [2]
В практику поддержки грудного вскармливания входят новые понятия «духовное акушерство»; «семейная психология». При общении с кормящей матерью медицинская сестра постарается внушить чувство уверенности в ее способности кормить грудью.
Соответствующий уход во время беременности и родов является основой для выработки этой уверенности. [2]
2.4 Методика ВОЗ/ЮНИСЕФ по поддержке грудного вскармливания
Мы, медицинские работники, способны творить чудеса!
Декларация ВОЗ/ИНИСЕФ по поддержке грудного вскармливания является обязательным к исполнению.
С 1993-1994гг. методика ВОЗ/ЮНИСЕФ по поддержке грудного вскармливания стала внедрятся в России. Справедливости ради, следует отметить, что рад рекомендация ВОЗ основываются на исследованиях 1920-1940гг наших отечественных ученых — Г.Н. Сперанского, А. Аршавского и других, которые не были своевременно услышаны нашей стране и теперь возвращаются к нам с Запада.
И.А. Аршавский (1940-1961гг) на основании своих исследований по физиологии утверждал, что здоровый новорожденный вполне физиологически зрел и готов тотчас после рождения к продолжению контакта с матерью и реализации сосательного контакта с матерью. Однако наши педиатры и акушеры были не готовы принять такое утверждение: «предложение И.А. Аршавского: проводить первое кормление немедленно после рождения надо считать физиологически необоснованными, а практически исключительно нецелесообразным». Это обосновывалось А.Ф. Туром и его единомышленниками необходимостью отдыха матери и ребенка после акта рождения, и отсюда рекомендации начинать первое кормление через 6-12 ч после родов, причем мать и ребенок обычно разобщены по разным палатам [11].
Прерывание естественного вскармливания служили устаревшие методы для исключения бактериального загрязненности молока из груди.
Посевы грудного молока при отсутствии мастита не проводятся в цивилизованных странах мира, их нет в рекомендациях ВОЗ/ЮНИСЕФ. Согласно методическим рекомендациям от 1984 г., высев более чем 250 колоний в 1 мл молока требует даже при отсутствии клинических признаков мастита у матери пастеризации молока. Любая мать, напуганная результатами посева — высевом, в частности, стафилококка из молока, — перестает кормить ребенка грудью в течение нескольких дней, и ребенок остается один на один со своими проблемами, лишаясь необходимых ему иммунологических факторов молока — иммуноглобулинов, лизоцима, лактоферрина и, наконец, специального противостафилококкового фактора!
Противоречия имеются и в режиме кормления. В течение многих лет в нашей стране считалось абсолютно необходимым строгое соблюдение режима кормления новорожденных — через 3-4ч с ночным перерывом в 6ч. В отличие от этого многие зарубежные педиатры считают более целесообразным свободное вскармливание, за которое еще в 1928г ратовал Г.Н. Успенский. По этому поводу Г.Н. Сперанский писал: «В вопросе о технике грудного вскармливания приходится прийти к такому выводу, что шаблонное, настойчивое требование выполнения правил: строгое соблюдение времени прикармливания, кормления то одной, то другой грудью, обмывание соска и т.д. не играют такой важной роли, которое им приписывается». Принцип «свободного вскармливания» является одним из ключевых моментов и в программе поддержки грудного вскармливания ВОЗ/ЮНИСЕФ.
Принципиальным вопросом является также отношение к питьевому режиму новорожденного. В традиционной медицине есть указание допаивать младенца водой, раствором Рингера, разбавленным чаем с 5% сахаром, для уменьшения первоначальной массы новорожденного и для регуляции водного баланса. Имеются рекомендации о необходимости ежедневно давать ребенку 30-50 мл жидкости, а при повышении температуры окружающего воздуха до 100-120 мл [12].
Питье в основном дается из бутылочки и соски, очень редко с ложечки. ВОЗ/ЮНИСЕФ не рекомендует поить ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно в период становления лактации, и полностью исключает использование сосок и других резиновых приспособлений, имитирующих сосок матери.
Новорожденные, принимающие в дополнение к грудному молоку жидкость, высасывают меньше молока, и период грудного кормления у них значительно сокращается. Специальные исследования с определением осмолярности мочи показали, что грудное молоко, содержащее до 87% воды, при достаточном уровне лактации полностью обеспечивает потребность в жидкости даже в условиях жаркого климата. [11]
3. Практическая часть, Собственные исследования.
Проведено анкетирование 10 матерей по разработанной мною анкете (см. Приложение № 2).
Результаты исследования
Анализ анкетирования: при ответе на первый вопрос анкеты (До какого возраста необходимо грудное вскармливание? до 3 мес.; до 6 мес.; до года; более) 3 матери ответили, что собираются кормить грудью до 6мес. 5 матерей считают необходимым кормить грудью до года и двое выбрали последний вариант.
Процентное соотношение матерей разделившихся по желаниям о сроках кормления грудью
На второй вопрос о сроках введении докорма смесями 1 женщина выбрала 1-й вариант с роддома. Две женщины выбрали вариант ответа введения смесей только при малой прибавки в весе. Семь оставшихся матерей ответили, что необходимости в смесях нет. При ответе о приготовлении груди к кормлению большинство ответили, что такое приготовление обязательно (9 человек).
Одна женщина (первородящая) затруднялась ответить на вопрос. О необходимости допаивать детей кипяченой водой до введения прикорма; 50% матерей считают необходимым допаивать детей кипяченой водой.
Отвечая на четвертый вопрос анкеты «ваши действия во время уменьшения объема молока» 5 женщин уверены о необходимости более частого прикладывания к груди в этот день; 3-е попытаются докормить смесями, 2-е – коровьим молоком.
Отвечая на шестой вопрос «Если у вас ОРВИ будете ли рекомендовать кормление грудью?» 8 респондентов указывают, что останавливать кормление грудью не будут; 2 не стали бы продолжать грудное вскармливание при заболевании.
Следовательно, 7 матерей исследуемого района придерживаются принципов грудного вскармливания и нуждаются лишь в некоторых рекомендации со стороны педиатра и медицинской сестры. Лишь 1 –а мать (повторно родившая) считает, что необходимости в грудном вскармливании после 3х месяцев нет. 2 – е матерей заблуждались относительно сроков введения докорма и кормлении при ОРВИ матери. Данному контингенту разъяснено о необходимости продолжать грудное вскармливание при заболевании.
В амбулатории участковой больницы села Костюковка старший и средний медицинский персонал придерживаются принципов грудного вскармливания рекомендованного ВОЗ. Направлена работа на оказание действенной помощи по обеспечению грудного вскармливания младенцев; коррекцию рациона питания кормящих женщин и стимуляцию лактации; просвещения родителей о современных аспектах вскармливания детей раннего возраста.
Заключение
Никогда еще в России, которая всегда традиционно придерживалась грудного вскармливания, его процент не был таким низким. К сожалению, причин для столь низкого процента детей, находящихся на естественном вскармливании, достаточно много и они затрагивают как медико-биологические, так и социально-экономические проблемы. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что существуют и иные, серьезные «организационные» причины низкой распространенности грудного вскармливания в России. К ним относятся следующие:
1) Недостаточное внимание в медицинских ВУЗах к программе «Поддержка грудного вскармливания».
2) Отсутствие должного взаимодействия между акушерами, неонатологами и педиатрами в осуществлении работы по поддержке грудного вскармливания, которая должна проводиться на всех этапах — в период наблюдения беременной в женской консультации, затем в родильницы в роддоме и, наконец, матери в условиях детской поликлиники.
3) Изменить политику соответствующих медицинских учреждений со своим штатом по грудному вскармливанию. Включиться в глобальное движение, организованное по инициативе ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку».
Россия — член ВОЗ и должна выполнять свои обязательства перед международным сообществом. Государство должно руководствоваться интересами населения, формируя свою политику в сфере охраны здоровья.
Государство должно взять на себя финансирование общественного здравоохранения и основного клинического обслуживания: охрану материнства и детства.
В целях реализации государственной политики Губернатором Хабаровского края принято Постановление (от 28.06.02г. № 311), Закон Хабаровского края «О краевой целевой программе охраны здоровья женщин на 2001 — 2005гг.» [12]
Выводы:
1. Проведенные исследования показывают, что естественное вскармливание остается распространенным методом вскармливания детей в Хабаровском сельском районе.
2. Неинформированные о преимуществах естественного вскармливания матери нуждаются в разъяснениях и рекомендациях.
3. Медицинские сестры должны обладать необходимыми знаниями о естественном вскармливании и успешно применять эти знания на практике при консультировании матерей.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-grudnoe-vskarmlivanie-s-planom-i-spiskom-literaturyi/
1. Положение об учреждении системы здравоохранения, соответствующему статусу «Больница, доброжелательная к ребенку»: М.; 2000.
2. Грудное вскармливание. Как обеспечить успех. Практическое руководство для медицинских работников. ВОЗ Европейское региональное бюро Копенгаген. Ш97.
3. Конь И.Я., Фатеева Е.М. К дискуссии по проблемам вскармливания детей первого года жизни — Педиатрия. 2003. № 1. С 69.
4. Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни. Методические указания № 225. МЗ РФ. 1999.
5. Фурцева И.В. с соавт. Изменение политики педиатрической службы здравоохранения в соотношении практики грудного вскармливания. Педиатрия. 2002. № 1. С 69.
6. Нетребенко O.K. Современные проблемы вскармливания детей грудного и раннего возраста. Педиатрия. 2002. № 1. С 63.
7. Сухарева Т.В., Лебедев А.Г. Распространенность грудного вскармливания детей первого года жизни в зависимости от тактики их кормления в родовспомогательных учреждениях.
8. Фатеева Е.М., Воронцов И.М. Современная концепция естественного вскармливания — Вопросы питания. № 5. 1996. С 35.
9. Романова Н.В. Актуальные вопросы организации питания детей в Хабаровском крае — Здравоохранение Дальнего Востока. № 6. 2003. С 96.
10. Осипова В., Тарасова И. «Еще раз о самом главном» -Сестринское дело в педиатрии. № 1. 2003. С 12.
11. Захарова Л.И., Двойников СИ., Рябчикова Т.В., Чайковская М.В. Сестринское дело в педиатрии. 2000.
12. Тарасова И.В. Естественное вскармливание новорожденных -Медицинская сестра. № 3. 2003. С 7.
Приложение 1
Таблица 1
Показания к более позднему прикладыванию к груди
Со стороны ребенка | Со стороны матери | |
1. Оценка по шкале Апгар менее 5-6 баллов | 1. | Оперативные вмешательства в родах |
2. Подозрение на черепно-мозговую травму | 2 | Преэклампсия |
3. Кефалогематома | 3 | Обильное кровотечение во время родов |
4. Неудовлетворительное общее состояние | 4 | Любые инфекционные процессы |
5.Глубокая недоношенность | ||
6. Срыгивания | ||
7. Пороки развития | ||
8. Дети от матерей с Rh-отрицательной кровью |
Таблица 2
Противопоказания к кормлению грудью
Заболевания ребенка | Заболевания матери |
Врожденные аномалии обмена веществ (фенилкетонурия, галактоземия, лейциноз, алактазия, гиполактазия).
|
1. Открытые и активные формы туберкулеза. 2. Сифилис не леченный (если заражение матери произошло после 6-7 месяцев беременности).
3. Особо опасные инфекции (столбняк, сибирская язва и др.).
4. ВИЧ-инфицированные женщины, так как 14% детей заражаются при грудном вскармливании. 5. Состояние декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, почек, печени, эндокринных заболеваниях. 6. Злокачественные новообразования. 7. В некоторых случаях психические заболевания. |
Приложение 2
АНКЕТА
1. До какого возраста необходимо грудное вскармливание?
До 3 мес.
До 6 мес.
До года
Более
2. Докармливание ребенка смесями необходимо с возраста:
с роддома при малом количестве молока
с 3х месяцев
только при малой прибавки в массе
с 6 месяцев
необходимости в смесях нет.
3. Необходимо ли готовить грудь для вскармливания ребенка?
Да
Нет
Затрудняюсь, ответить
4. Необходимо ли допаивать детей кипяченой водой до введения прикорма?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
5. Ваши действия во время уменьшения объема молока?
а) докормить смесями
б) чаще прикладывать к груди
в) изменить свой пищевой и питьевой рацион
г) докормить коровьим молоком
6. Если у Вас ОРВИ будете ли вы кормить грудью?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить