Память — понятие, разновидности с примерами

Курсовая работа

Значение памяти в жизни человека

Наличие памяти у человека важно не только для полноценного функционирования конкретной личности, но и для стабильного существования всего общества. Хорошо видна значимость памяти при рассмотрении, например, процесса социализации или структуры сознания.

Особенность социализации в том, что общество с помощью специальных механизмов и институтов передает формирующейся личности накопленные столетиями навыки взаимодействия, то есть, не используй человек способности своей и общественной памяти, пройти успешно процесс интеграции в социум было бы невозможно.

Помимо индивидуального сознания конкретного человека существует такое понятие, как сознание общественное.

Сознание общества и сознание человека тесно взаимосвязаны: общественное является продуктом индивидуального и наоборот. Таким образом, накопление, сохранение и воспроизведение какой-либо информации со стороны конкретной личности или со стороны общества крайне важны для дальнейшего «взаимопользования» и сохранения и развития сознания в целом.

Кроме участия в глобальных понятиях, память также важна и для прохождения человеком более локальных процессов: обучение, анализ, оперирование ассоциациями и т. п.

Виды памяти и их характеристика

Существует множество типологий видов памяти.

Вот лишь некоторые классификации:

  • по сенсорной модальности (визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, обонятельная, болевая, эйдетическая);
  • по организации запоминания (декларативная, процедурная);
  • по физиологическим принципам;
  • по наличию средств (опосредованная и неопосредованная);
  • по уровню развития;
  • по непосредственности использования сознанием.

Далее рассмотрены основные классификации.

По продолжительности хранения информации

Сенсорная

Мгновенная, как еще ее называют, память сохраняет на очень маленький промежуток времени информацию, поступающую из сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, проприоцепция и т. д.).

Благодаря сенсорной памяти происходит наиболее полное отражение и запечатление объекта.

Иногда сенсорную память воспринимают как совокупность множества ультракратковременных видов памяти.

3 стр., 1061 слов

О роли литературы в жизни человека и формировании личности

... литература помогает расслабиться и забыть о проблемах. Приобретение новых знаний: читатель постоянно открывает для себя новые факты, которые помогают решать повседневные задачи. Стимулирование памяти: ... Они ориентированы на пробуждение в человеке стремления к идеалам. Наука, наоборот, ... оружие, которым можно воздействовать на личность и даже исцелить. Литература неустанно стремится сеять «вечное ...

Оперативная

Позволяет человеку в повседневности сохранять часть информации для ее обработки в скором будущем. Сохраняются данные только до конца выполнения какого-то конкретного действия.

Приведем пример: когда человек решает арифметическое выражение, именно оперативная память отвечает за кратковременное сохранение «в уме» промежуточных результатов вычисления. Как только выражение будет решено — конкретное действие закончено, — все промежуточные результаты забудутся.

Свойство оперативной памяти разбирать поступающую информацию на части помогает не только в решении поставленных задач, но и в понимании сложной для восприятия информации, так как она обрабатывается последовательно.

Кратковременная

Из сенсорной (после обработки процессами восприятия) и долговременной (с помощью вспоминания) памяти в кратковременную поступает какая-либо информация, где на недолгое время сохраняется в состоянии, при котором сознание может беспрепятственно ее использовать.

Пример: кратковременная (первичная, активная) память позволяет запоминать такие числовые последовательности, как номер телефона или серия документа, однако уже через несколько минут без повторений вспомнить последовательность из нескольких цифр уже не получается.

Долговременная

В отличие от всех предыдущих видов, долговременная память, а точнее информация, находящаяся в ней, не доступна все время для использования ее сознанием. Долговременная память — часть подсознания. Информация в ней сохраняется на гораздо большее время, потенциально — на всю жизнь. Кроме того, она намного «вместительнее». Если оперативная и кратковременная могут удерживать до нескольких образов в единицу времени, то у долговременной ограничений практически нет.

По характеру психической активности

Иначе эту классификацию называют «по содержанию информации».

Образная

Память на образы, которые сформировались с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы. Образную память делят на следующие виды:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • тактильная.

Образная память намного эффективнее других видов, так как запоминать информацию гораздо легче, если человек видит перед собой объект изучения. Этот факт подтверждает, например, сравнение различных методов обучения, среди которых наглядные стоят на втором месте по продуктивности после практики, которая, в свою очередь, включает в себя множество различных инструментов изучения.

Двигательная

моторной памятью

Эмоциональная

Чувственная память сохраняет в бессознательной части мозга человека и в его сознании воспоминания о пережитых ощущениях. Это один из самых надежных видов, так как люди чаще запоминают эмоции, испытываемые при совершении каких-либо действий, чем причинно-следственные связи.

Словесно-логическая

механическую

Пример: в процессе обучения хорошо видны и механическая, и логическая часть семантической памяти. Первая применяется при «зазубривании» информации (термины, даты, стихотворения), а вторая используется в решении задач, где нужно самостоятельно найти ответ.

31 стр., 15424 слов

Тема раскаяния в поэме по праву памяти. Человек, время, история ...

... «дали» в финале поэмы «По праву памяти» Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского ... вопрос: Каковы особенности восприятия автором прошлого и настоящего в поэме «По праву памяти»? Пример выполнения задания 1 группы (Ответы приводятся не в полном объёме, в случае затруднения учитель вправе помочь ...

По связи с целями деятельности

Произвольная

Характеризуется целенаправленным запоминанием информации для достижения какого-то результата.

Непроизвольная

В данном случае информация запоминается автоматически, человек не прикладывает никаких усилий для запоминания.

По степени осознанности образов

Имплицитная

Процесс запоминания происходит неосознанно, человек даже в конечном итоге может не проследить, в какой момент времени информация к нему поступила и закрепилась. Возвращаясь к понятию социализации, следует отметить, что множество процессов интеграции в раннем возрасте сопровождается запоминанием социальных норм и порядков с помощью имплицитной памяти.

Эксплицитная

Человек специально анализирует полученную когда-то информацию, с целью ее запомнить, то есть он осознает, какие действия совершает, чтобы данные отложились в его памяти.

Особенности памяти

индивидуальные особенности памяти

  • скорость запоминания;
  • точность воспроизведения;
  • прочность (насколько хорошо запоминаются данные);
  • готовность к воспроизведению (насколько быстро и легко человек вспоминает информацию).

Любая информация, которая поступает в мозг человека, с течением времени искажается. Только в первые минуты и часы данные остаются наиболее достоверными, а потом они уже проходят обработку сознанием, которое, естественно, индивидуально у каждого человека. Соответственно, утверждать, что человек запоминает изначальную информацию с точностью, некорректно. Даже если память какого-то человека развита до высочайшего уровня, он не может избежать искажений в бессознательной части мозга.

забывание

Например, повзрослевший человек может абсолютно не помнить внешности погибшего в его детстве родителя. Мозг ограждает его от информации, которая может причинить боль. Амнезия — высшая степень такого рода нарушений, которая может быть вызвана как психологическими потрясениями, так и физическими травмами.

Как улучшить память

В случае ухудшения

Для начала определимся, из-за чего память может начать ухудшаться. Вот основные причины:

  • стресс;
  • хронические недосып и усталость;
  • вредные привычки;
  • дефицит витаминов;
  • травмы головы;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы и внутренних органов;
  • инфекционные заболевания;
  • нарушение обмена веществ;
  • применение стимуляторов.

Можно сделать простейший вывод, что для улучшения и сохранения функций памяти нужно минимизировать возможность появления всех этих причин. То есть, достаточно соблюдать режим дня, полноценно и регулярно питаться, избавиться или максимально снизить потребление алкоголя, никотина и т. п., а также регулярно проходить медицинские осмотры для своевременного обнаружения возможных заболеваний.

20 стр., 9617 слов

Может ли один случай изменить жизнь человека. : «Роль случая в жизни человека

... могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого”. А потому не забывайте, что, кроме смирения, жизнь дана нам для развития и перемен. К лучшему. “Человек создан ... ни в коем случае не утверждаю, что наша повседневная жизнь — это досадная рутинная ноша, которую необходимо как можно скорее сбросить. Нет, окружающая нас повседневность тоже может быть прекрасна, ...

В повседневной жизни

Если же каких-то конкретных проблем с памятью нет, но есть желание улучшить ее способности в целом, помимо профилактики всех предыдущих причин, можно сделать следующее:

  1. Будьте внимательны и наблюдательны . Какое бы действие вы не совершаете, обращайте внимание на детали, задумывайтесь о происхождении объектов и причинах событий.
  2. Развивайте интерес к жизни . Опять же, процесс забывания происходит из-за отсутствия интереса к информации, которая откладывается в мозгу, поэтому увеличение интереса к окружающему миру поможет улучшить и способности памяти.
  3. Будьте организованными . Мозгу в беспокойном состоянии гораздо тяжелее воспринимать и сохранять информацию, поэтому, успокойте и упорядочите свою внешнюю жизнь и внутренние переживания.
  4. Применяйте образный тип мышления . Этот вид мышления улучшает множество мозговых процессов, в том числе и память.
  5. Тренируйтесь и правильно выражайте свои воспоминания . Гораздо легче запомнить информацию, если вы ее проговорите вслух, соответственно, чем чаще вы вслух грамотно воспроизводите запомнившееся, тем легче мозгу оперировать воспоминаниями.
  6. Проводите анализ прошедшего дня перед сном. Подытоживание и повторное обращение к полученным в течение дня данным — хороший способ улучшить память, который включает механическую и логическую части.
  7. Медитируйте . Специфичный, но один из наиболее эффективных способов улучшения памяти. Ежедневные практики помогут развить память и другие мозговые процессы, а также увеличат общий уровень осознанности жизни.