География происхождения образцов художественного металла в музеях мира свидетельствует о том, что мастера Востока постоянно обновляли свои техники, заимствуя способы орнаментации, в частности, гравировки, и даже формы сосудов.
Уникальным собранием ранних изделий из металла, относящиеся к 7-9 вв., является коллекция мусульманского искусства Эрмитажа. В последние десятилетия музейщики стран Ближнего и Среднего Востока стали активно собирать предметы старины. Так, среди предметов старины, представленных в музеях арабских стран, можно обнаружить коллекции замков и дверных молотков. Кстати, замки впервые появились в Египте, и отсюда распространились по всему миру. Разнообразные дверные металлические молотки представлены в музеях Марокко, которые соседствуют с резными, украшенными затейливыми завитками, ключами, вывезенные из арабской Испании арабами, надеявшиеся вернуться в свои жилища.
До сих пор на дверях многих мечетей Каира, Феса, Мараккеша сохранилась металлическая облицовка. Как правило, подобная «одежда» на дверях мечетей представляет собой изысканную чеканку на медном листе. Так как мода на подобные украшения восходит к 15 в., то и орнаментация отражает вкусы того времени: это геометрический узор, где основной деталью являются 16-ти угольные звезды с многократным повторением контура и выпуклыми кругами центра.
3.4 Ковроткачество
ближний восток архитектура декоративный
Наиболее полно эстетические пристрастия мусульманских народов различных территорий демонстрируют ковровые изделия. Как известно, ковроткачество всегда было популярным занятием среди кочевников. Первые ковры имели примитивный рисунок, но с усовершенствованием красок и технологии производства ковровые изделия превратились в произведения искусства. Научный интерес к коврам возник в Западной Европе параллельно с высокой оценкой старых персидских ковров по признаку их художественных качеств, появившейся во второй половине 19 в. Преобладающее большинство образцов старинных ковров принадлежит культуре ислама, ибо для мусульманина ковер был тем сакральным местом, на котором он совершал молитву. В тех местах, где ковроткачество входит в обязательный минимум навыков женщины, невеста дарит ковер жениху. Порой ковер становился и погребальным саваном для мусульманина.
Композиционное построение большинства ковров организовано по принципу центрального поля и каймовой рамы. Часто центральное поле ковра занимает 50-60% его площади, остальное пространство занималось орнаментальными полосами, образующими раму. В орнаментальных построениях центрального поля чаще всего применяется принцип двуосной симметрии, основным элементом которого является многоугольная розетка гёль. Каймовая рама обычно состоит из одной или нескольких орнаментальных полос разной ширины, ограничивающих центральное поле. Декоративное построение каймовых полос организуется, как правило, по принципу ритмического чередования одного и того же элемента — раппорта.
По картине Ковер-самолет Васнецова 5, 6 класс
... Видно что картина выполнена мастером и профессионалом своего дела. Сегодня картина находится в коллекции Нижегородского художественного музея. 5 класс, 6 класс Описание настроения картины Ковер-самолет Популярные сегодня ... родных земель. Описание картины Ковер-самолет В 1880 году Васнецову Виктору Михайловичу - русскому художнику-живописцу, многие полотна которого были написаны по мотивам русских ...
Орнаменты, которые заполняют пространство ковра, воссоздаются из запаса композиционных схем, которые передаются ковроделами из поколения в поколение. Изображение сюжетов в ранних коврах обычно встречаются редко. Обычно преобладают абстрактно-символические элементы.
Центральное место в орнаментике восточных ковров отдается символу. Ему подчинено общее членение поля ковра, между тем как у каждого отдельного мотива, будь он животного или растительного происхождения, или изображает геометрическую фигуру, есть свое символическое обоснование, точно так же как у расцветки. Стилистический анализ изображения на современных коврах свидетельствует о том, что орнамент претерпел изменения, что означает не только утрату знаний символики, но и вторжением новых материалов и технологических приемов. Эти изменения происходили одновременно с модификацией узоров на тканях, декора архитектурного убранства зданий, орнаментации миниатюрной живописи, керамики и металлических изделий, и отражают изменение вкусов под влиянием соседних культур.
Мастер, выбирая рисунок, руководствовался не только стандартным набором раппортов, которые были приняты в данной местности, но и экспериментировал. Крупнейший специалист по кавказским коврам Л.Керимов обнаружил, что наиболее частым элементом ковров, относящихся к бакинской группе, является подсвечник (шамдан) и масленка (ягдан).
Более того, он считает, что распространенный несимметричный гёль, напоминающий большую запятую или слезу, на самом деле — пламя (бута).
В геометрической стилистике бута принимает вид масляной лампы. В восточных мифологических системах огонь занимает важное место. В зороастризме огонь выступал как священная стихия, воплощение божественной справедливости
Очень часто в ковре, который готовила невеста для жениха, присутствовали листья винограда или инжира, что должно было означать пожелания счастья и благополучия. Количество раппортов на центральном поле также имеет свою смысловую нагрузку. Иногда их расположение — в форме треугольника или пятиугольника — показывает, что ковер используется как молитвенный, причем его расстилают таким образом, чтобы «острие» орнамента центрального поля (обычно это отдельно стоящий раппорт в первом ряду) обозначило киблу (ориентация на Мекку).
Иногда среди рисунков можно обнаружить свастику, которая в ковроткачестве обычно заменяет круг — древнеарийский символ солнца. На Дальнем Востоке свастика олицетворяет четыре ветра. Если удлинить два вертикальных конца свастики (один — вверх, другой — вниз), то получится древний тюркский знак, символизирующий союз неба и земли. Пятиконечная звезда, часто встречаемая в мусульманских странах (а в некоторых из них она является государственным символом, например, в Марокко или Саудовской Аравии) символизирует хамсат аль-аркан — «пять столпов ислама». Все эти символы (а также многие другие) до сих пор можно увидеть в декоре декоративно-прикладных изделий на Востоке.
По картине Виктора Михайловича Васнецова «Ковер-самолет»
... почувствовать, как широка и необъятна родная страна. Описание картины Васнецова для 5 класса подходит для читательского дневника и устного сочинения. Изобразительные средства , . Каждый герой несет свою смысловую ... русских художников не обращался к сказочной теме. он изобразил волшебство На переднем плане изображен летящий на волшебном ковре Иван-царевич. Он стоит гордо и уверенно. Герой выполнил ...
Аналогичная задача ставится перед цветом. Например, красный цвет в Турции — цвет счастья. Красный цвет в коврах и тканях стран Востока с древних времен самый излюбленный. В старину турецкие мастера (в отличие от иранских) старались избегать зеленого цвета. Причина заключалась в том, зеленый цвет — цвет знамени пророка, и турки-сунниты считали, что нельзя позволить, чтобы люди топтали ковер, на котором присутствует этот цвет.
Естественно, что ковры, сделанные в мусульманских странах, несут на себе много символов, связанных с религиозным мировоззрением. Но как считается, ислам запрещает изображать живые существа. Тем не менее, древние персидские традиции изображения картин царской жизни — пиры, охоты, сцены инвеституры (венчания на царство), столь характерные для различных видов иранского доисламского искусства, с приходом ислама не исчезли, хотя и несколько видоизменились.
В Египте ковры стали изготовлять только при поздних Мамлюках (15 в.).
Как правило, в бордюре использовался геометрический узор, а центральное поле заполнялось растительными мотивами. В цветовой гамме предпочтение отдавалось трем тонам: вишневому, бирюзовому и изумрудно-зеленому. В более поздних образцах использовались желтый, черный и белый. Самый знаменитый ковер, изготовленный в период правления Мамлюков, принадлежал семейству Габсбургов и ныне хранится в Музее прикладного искусства в Вене.
От 15 в. сохранилось несколько ковров, изготовленных в арабской Испании в стиле мудехар, который достиг расцвета в 14-15 вв. Этот стиль представляет собой своеобразное соединение мавританских и готических (а позднее и ренессансных) элементов. Сохранившиеся ковры имеют голубое поле, на котором обычно изображались гербы испанских семей. Иногда поле выткано шахматными клетками или медальонами. Бордюр имеет орнаментацию октогональными фигурами, иногда в него введены изречения, сделанные по шаблонам, изготовленным каллиграфами в стиле куфи.
Во всем мире признан приоритет персидского ковра. Ткачи в основном пользуются персидской терминологией и зачастую используют символику, заимствованную из арсенала иранских мастеров. Более того, в разных странах мастерские занимаются производством ковров по персидским образцам.
Наиболее ранние из так называемых «роскошных» ковров (или «антиков»), сделанных в Иране, относятся к 1450 году, эпохе монгольских правителей Ильханов (1256-1353) и Тимуридов (1404-1415).
В тот период мастерские Йезда и Кермана специализировались на коврах, которые изготовлялись для подарков послам и правителям соседних держав. Наиболее известны «медальонные ковры», называемые так по расположенному в центре медальону. Из сюжетных ковров больше всего сохранилось ковров с изображением охоты, где вытканы драконы, фантастические птицы, львы, газели и павлины. Битвы животных обычно сопровождаются пейзажным фоном с изображением облаков на небе.
15-17 вв. считаются «золотым временем» в истории персидского ковра. В этот период совершенствуется техника, складываются характерные принципы орнаментации, по которым можно безошибочно определить город или мастерскую, где сделан ковер.
В 16-17 вв. при династии Сефевидов императорские мануфактуры выпускали огромные напольные ковры. Несмотря на ошеломляющие размеры (до 60 кв. м.) качество продолжало оставаться высоким. В одном дециметре такого ковра насчитывалось до 7400 узлов!
Испания, традиционные танцы
... мавры оставили значительный след в развитии испанского танца, согласно Робину Ринолди, автору "европейских Танцев; Ирландия, Польша и Испания". После кастильского завоевания Испании, прибыли Gitano (цыгане) Пакистана и ... до запястья или полностью открытыми. Часто испанские женщины надевали платья, напоминающие сарафаны из очень ярких и цветастых тканей. Довольно Традиционно девушки шили себе юбки, ...
Характерно, что мастера часто заимствовали выразительные средства из арсенала архитектуры, воспроизводят планировку мифических райских садов. Ковры «чахар-баг» делятся на четыре части четырьмя райскими реками, в центре изображается водоем, напоминающий о бассейнах для ритуального омовения в персидских мечетях эпохи Сефевидов. Ковры этого периода сохраняют классическую медальонную схему, но основным орнаментом становятся растения, поэтому ковры называют «цветочными». Растительные мотивы получили распространение в коврах тебризской группы. Для декора орнамента характерно изображение трилистников и вьющихся растений со спиралеобразными усиками. Среди ковров этого времени выделяются ковры, сделанные в мастерских Исфахана. В них часто использовались золотые и серебряные нити. Они предназначались для подарков иностранным посольствам.
В 18 в. появляются «вазонные» ковры, которые вырабатывались в городе Керман. В 19 в. в период правления династии Каджаров (1779-1925) наблюдается взлет иранского ковроделия, связанный с экспортом ковров сначала в соседние страны, а затем и в Европу.
Особое место занимают шелковые ковры, изготовленные в Гиляне. Эта прикаспийская область Ирана особенно славилась своими шелками. Как сообщает Марко Поло, сюда генуэзские купцы специально приезжали за шелком. Но родиной персидского шелководства считался Мерв.
В 1514, захватив иранский город Тебриз, османские войска увели с собой пленных ковроделов и керамистов. Среди их трофеев были и великолепные ковры, сделанные персидскими мастерами. Турки, сами недавние кочевники, быстро оценили качество продукции персидских ковроделов, и впоследствии это ремесло распространилось по всей Малой Азии. Для турецких ковров характерна строгая орнаментика, сохраняющая влияние соседних культур.
В 18 веке Турция пережила «эпоху тюльпанов» (ляле деври).
При султане Ахмеде III (1703-1730) этот дикий цветок азиатских степей стал заметным мотивом в декоре ковра. При Абдул-Хамиде (1774-1789) дворцовые помещения Стамбула были устланы коврами, в которых уже ощущается барочный стиль французских гобеленов.
Самым распространенным изделием ковровых мастерских мусульманских стран был ковер для намаза — саджат (араб.) или намазлык (турецк.).
Это небольшой, длиной около метра ковер, на котором, как правило, изображена арка — михраб. Ковер стелился таким образом, чтобы центр арки совпадал с киблой — направлением на священную Мекку. Как только началось промышленное производство, саджаты стали делать из искусственно окрашенных волокон на станках с механическим приводом.
Изготовление декоративных тканей. Искусство шелкопрядения проникло еще в доисламский период из Китая в Иран, а оттуда — в Сирию. Ткани играли большую роль в жизни мусульманских правителей. В эпоху Аббасидов арабская аристократия носила многослойную одежду, особенно подходящую для сухого и жаркого климата пустыни с резкими перепадами температуры по ночам.
В связи с запретом носить мусульманам шелковую одежду, в Дамаске ткали уникальную ткань, внешняя сторона которой была шелковой, а изнаночная — из хлопка. Ткань называется по месту производства — дамаст и была широко распространена повсеместно. Ткачи также изготовляли традиционные подушки для диванов, скатерти, кушаки, кисеты, туфли, шелковые портьеры, шапочки, платки и обивочную ткань. В эпоху Фатимидов (909-1171) в Каире существовала государственная мануфактура, производившая декоративные ткани. Такие предприятия называли тираз (и по-арабски, и по-персидски это слово означает украшенную, вышитую ткань).
Археология, как способ познания мира на примере городища Аркаим
... археологии известные издавна, но их не так много. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими ... начинаются раскопки. Слой ... обитавшие на востоке Мезоамерики, ... на каком-то конкретном регионе, а иногда и периоде. Например, исследователи палеолита изучают древнейшие археологические памятники Африки и Европы, ...
Ткацкие предприятия имелись также, кроме Каира, в Дамиетте, Александрии, Тиннисе и Туне. В основном там изготовлялись ткани для дорогих одежд, которыми Фатимиды награждали своих гостей и приближенных. В тканях прослеживаются традиции коптов, сохранившие гобеленную технику для выполнения узора шелком или шерстью. Существовала техника набивных узоров. Постепенно в рисунке появляется геометрический характер: звезды, многоугольники, стилизованные фигуры птиц. Изготовляли также многоцветные шерстяные шпалеры в коптском стиле, ткани из льна, затканные золотом и цветными шелками.
По всему Востоку пользовались спросом иранские шелковые ткани, получившие в России название «лицевые» (из-за изображений на них людей, зверей, птиц, растений в узоре — фигуры юношей под деревом, фигуры по сторонам дерева и т.д.).
Одной из простейшей композиции «лицевых» тканей — изображение двух фигур по сторонам дерева. На некоторых тканях раппорт представляет собой бесконечно развивающуюся композицию. Иногда рисунок дополнялся вышивкой
Сохранилось достаточно много образцов тканей, свидетельствующих о высоком уровне ткачества в арабской Испании. Очевидно, что арабы принесли с собой в Андалусию многие полезные навыки, в том числе разведение шелковичного червя. В Музее Клюни (Muse’e Cluny) в Париже хранится ткань 12 в., орнамент которой состоит из горизонтальных полос и противостоящих друг другу павлинов, которые символизируют бессмертие. Их хвосты, симметрично поднимаясь над спинами и почти смыкаясь наверху, образуют подобие круга, характерного для узора древних восточных тканей. Фигуры птиц стоят на подножье, украшенном надписью, по бокам стилизованного «древа жизни». По мнению специалистов, этот мотив идет от персидских традиций времен династии Сасанидов. Желтые в одном ряду и красные в другом, тела павлинов с круто изогнутой грудью и гордо закинутыми шеями выделялись на черном шелковом фоне яркими цветовыми пятнами. В узор введены маленькие, похожие на завитки орнамента, фигурки газелей, птиц и даже собак. Таким образом, созданные в арабской Испании ткани этого периода представляют собой оригинальный сплав сасанидских, византийских и особенно коптских традиций. Именно таким образом постепенно сформировался испано-мавританский стиль. В 14-15 вв. получила известность шелковая ткань с изощренным геометрическим орнаментом, условно называемая альгамбра (от араб. аль-хамра — красная).
Сначала ее изготовляли в Южной Испании, а затем в Фесе, Рабате, Марракеше и Тунисе — североафриканских городах, ставших наследниками культуры арабской Испании
3.5 Другие виды прикладного искусства
Среди других видов прикладного искусства мусульманских стран следует отметить резьбу по дереву и слоновой кости. В 11-12 вв. одним из центров резьбы по слоновой кости была Сицилия. Впоследствии большая часть сохранившихся изделий поступила в распоряжение церквей, где олифанты (емкости, изготовленные из клыка или рога) стали служить реликвариями. Резьбой по кости занимались и в Кордове до 1031. Но после падения Омейадского халифата резчики переехали в Толедо, а затем в Гранаду. Мастера изготовляли пиксиды (круглые коробки) и ларцы. Очень часто в резьбе использовался традиционный мусульманский орнамент арабесками
Культура средневековой Европы
... в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока ... и толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом объяснения ... Художественная культура Средневековой Европы 3.1 Христианское сознание – основа средневекового менталитета Важнейшей особенностью средневековой культуры ... украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы ...
Среди деревянных изделий наибольший интерес представляют предметы, сделанные для хранения Корана (шкатулки, ларцы), а также подставки под Коран (курси — араб. «стул»), используемые во время намаза в мечети. В виду дороговизны дерева не все мусульмане могли себе позволить иметь деревянную мебель. Тем не менее, образцы резной мебели, исполненной в технике садаф (с применением инкрустации перламутром) можно встретить в арабских музеях. Обработка перламутра была особенно популярна в Палестине. Местные мастера изготовляли небольшие шкатулки, макеты мечети «Аль-Акса», а также четки — как мусульманские, так и христианские.
Заключение
Важная роль в создании средневековой культуры принадлежит народам Ближнего и Среднего Востока. Наряду с Византией арабские страны, Иран и Средняя Азия явились непосредственными преемниками и хранителями достижений античной культуры. Наука, литература и искусство, созданные народами Ближнего и Среднего Востока, оказали большое воздействие на многие страны, в том числе и на Западную Европу. В Эпоху феодализма народы арабских стран сделали крупный вклад в развитие мировой цивилизации. Средневековая культура Аравии, Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании была важным прогрессивным шагом в развитии человечества. Кроме того, арабы сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности. Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую, Аравию «счастливой». Здесь еще в первом тысячелетии до нашей эры существовали богатые рабовладельческие государства. Средневековому искусству арабов свойственна ярко выраженная декоративность. Она является основой образного строя живописи и породила замечательное искусство узора. Орнамент — «музыка для глаз» — играл очень важную роль в средневековом искусстве всех пародов Ближнего и Среднего Востока.
После падения Гранады большая часть мусульман бежала в Северную Африку. Однако арабская культура с ее прочными вековыми традициями оставила глубокий след в быту и культуре Испании. Для Европы значение арабской культуры не исчерпывается только пределами Испании. Именно через западный очаг арабской культуры Европа впервые восприняла традиции античной философии, познакомилась с трудами средневековых восточных ученых, достижениями зодчих и художников Ближнего Востока. Средневековый Магриб и арабская Испания были, таким образом, одним из тех мостов, которые соединили духовную жизнь Востока и Запада.
Искусство Древнего Востока
... знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. ... современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - ...
1. Половникова Н.А., Николихина С.А. Архитектура и градостроительство. Конспект лекций. — СПб.: СПбГИЭУ. — 2010. — 136 с.
2. Валиулина С. И. Исламское стекло в Восточной Европе X — XV веков // Стекло Восточной Европы в древности, Средневековье и Новое время: изучение и реставрация: тезисы докладов межд. науч. конф., Москва, март 2011 г. / Ин-т археологии РАН [ отв. ред. Гайдуков П.Г.]. — М., ИА РАН, 2011. — С. 29.
3. Егорьков А. Н. Взгляд на некоторые проблемы интерпретации состава древнего стекла // Стекло Восточной Европы в древности, Средневековье и Новое время: изучение и реставрация: тезисы докладов межд. науч. конф., Москва, март 2011 г. / Ин-т археологии РАН [ отв. ред. Гайдуков П.Г.]. — М., ИА РАН, 2011. — С. 8.
4. Зеленцова О.В., Кузина И.Н. Некоторые итоги раскопок в квартале 13 города Владимира в 2007 году // Археология Владимиро-Суздальской земли: Материалы научного семинара. Вып. 2. М., 2008. — С. 127-136.
5. Захаров С.Д., Кузина И.Н. Торгово-экономические отношения Руси и Волжской Булгарии (по материалам средневековых памятников Русского Севера) // Ю. В. Коваль. Керамика Востока на Руси IX-XVII в. М.: Наука, 2010. — С. 28-37.
6. Коваль В.Ю. Керамика Востока на Руси IX-XVII в.М.:Наука,2010.-269 с.
7. Кузина И.Н. Стеклянные сосуды из раскопок во Владимире (новые находки) // Труды II (XVIII) Всероссийского Археологического Съезда в Суздале. Том IV (дополнительный).
М., 2011. — С. 91-93
8. Лавыш К.А. Художественные традиции восточной и византийской культуры в искусстве средневековых городов Беларуси (X-XIV вв.).
Минск, Белорусская наука, 2008. 208 с.
9. Лавыш К.А. Находки восточного и византийского стекла на территории Беларуси: новые факты и интерпретации // Стекло Восточной Европы в древности, Средневековье и Новое время: изучение и реставрация: тезисы докладов межд. науч. конф., Москва, март 2011 г. / Ин-т археологии РАН [ отв. ред. Гайдуков П.Г.]. — М., ИА РАН, 2011. — С. 30.
10. Лихтер Ю.А. Основные направления изучения стекла в российской археологии второй половины XX века // Стекло Восточной Европы в древности, Средневековье и Новое время: изучение и реставрация: тезисы докладов межд. науч. конф., Москва, март 2011 г. / Ин-т археологии РАН [ отв. ред. Гайдуков П.Г.]. — М., ИА РАН, 2011. — С. 4-5.
11. Пиотровский М.Б. Мусульманское искусство. Между Китаем и Европой СПб: Гос. Эрмитажа, 2008. — 24 с.
12. Плохов А. В. Средневековая стеклянная посуда Новгородского (Рюрикова) городища // У истоков русской государственности: материалы междунар. науч. конф., Великий Новгород, 4-7 октября 2005 г. СПб., 2007. — С. 148-165.
13. Стародуб Т.Х. Исламский мир: Художественная культура XII-XVII веков, архитектура, изображение, орнамент, каллиграфия. М.: Восточная литература, 2010. — 255 с.
14. Столярова Е.К. Стеклянные бусы Тетюшского II городища // Материалы и исследования по средневековой археологии Восточной Европы. Казань, 2009. — С. 66-75.
15. Столярова Е. К. О признаках местного производства стекла (на примере Древней Руси) // Стекло Восточной Европы в древности, Средневековье и Новое время: изучение и реставрация: тезисы докладов межд. науч. конф., Москва, март 2011 г. / Ин-т археологии РАН [ отв. ред. Гайдуков П.Г.]. — М., ИА РАН, 2011. — С. 5-6.
Исследование особенностей стиля модерн в Европе, США и России
... история и динамика развития стиля модерн в интерьере в Западной и Восточной Европе, США, а также в России. Центром внимания станут выдающиеся представители стиля модерн и их произведения. При разработке ... писем М. Врубель. Стоит вспомнить, что в основу деклараций модерна была положена знаменитая фраза Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». В этой ситуации красота наделялись способностью ...
16. Столярова Е.К. Стекло средневековой Москвы. М.: РГГУ, 2013.
17. Хузин Ф.Ш. Некоторые проблемы изучения русско-болгарских связей в современной историографии // Ю. В. Коваль. Керамика Востока на Руси IX-XVII в. М.: Наука, 2010. — С. 44-52.
18. Яхонт О.В. Проблема консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства. Москва: Скан Рус, 2010. — 466 с.