Происхождение и темы сочинений на конкурсе среди школьников
Конкурс сочинений, проводимый среди школьников, показал, что ученики знают и любят классических писателей и поэтов. В отличие от выпускных сочинений на этом конкурсе участвуют ученики всех классов начиная с четвертого, и их работы оценивают в соответствии с возрастными группами. Рекомендации по выбору темы были даны, но конечное слово оставалось за регионами. Таким образом, на Чукотке были выбраны темы, связанные с Юрием Рытхэу, в Ростовской области — с Михаилом Шолоховым, на Крыму — с Александром Грином и Львом Толстым с «Севастопольскими рассказами». Темой сочинения могла быть биография и творчество российских поэтов и писателей, юбилеи которых отмечались в 2015 году, литературные произведения, которые стали юбилярами 2015 года, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, а также история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте.
Исследование показало, что школьники увлечены читательством и знакомы с классической литературой. Очень популярен Чехов — его рассказы берут даже младшие классы, а старшие — «Вишневый сад». Ученики любят и Есенина, и Лермонтова, и Крылова, и Ершова, и Твардовского. Несколько интересных работ было написано по Куприну, Северянину, Бродскому, Цветаевой. Однако, Юрия Рытхэу плохо знают даже на его родной Чукотке, и тема по его творчеству не была выбрана никем. Расул Гамзатов и Кайсын Кулиев также не стали предметом сочинения. Большинство школьников знает очень мало о литературе народов России.
Новой темой, на которую ученики обратили внимание, стала история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте. Школьники рассказывали о меценатах, уроженцах своих краев, а также об их вкладе в культуру. Разнообразие выбранных тематик свидетельствует о том, что ученики не только находятся в активном поиске знаний, но и умеют расширять свой кругозор и интересоваться темами, которые еще не имеют большой популярности среди молодежи.
Почти половина учеников написала сочинение посвященное Великой Отечественной войне на 70-летие Победы. Произведения-юбиляры и писатели-юбиляры стали объектом написания меньше сочинений, так как была большая конкуренция за выбор темы среди участников. Исследование позволило сделать вывод, что дети умеют анализировать произведения литературы, причем не только классические, но и вызывающие меньший интерес публики. Такие конкурсы привлекают внимание к сокровищнице русской литературы, формируют знания и эрудицию учеников и влияют на их развитие как личностей.
Система подготовки к сочинению по изучаемому произведению в старших ...
... урока, просит определить, к какому сочинению будет проведена подготовка. Выбирать для анализа тот материал художественного произведения, который «будет работать» на тему сочинения. В объяснении учителя и ответах учеников должно прозвучать на уроке будущее сочинение. ...
Введение
В современном мире грамотное и красивое письмо является неотъемлемой частью успешной жизни человека. Оно способствует развитию мышления, позволяет выражать свои мысли точно и ясно. Выпускное сочинение в российских вузах становится все более значимым критерием отбора абитуриентов.
Результаты все российского конкурса сочинений
Недавно был проведен Всероссийский конкурс сочинений на тему «Мой любимый писатель». В нем приняли участие школьники из всех регионов России. Конкурс показал, что дети продемонстрировали свою любовь к литературе, а также способность к выражению своих мыслей в письменной форме. Самыми популярными жанрами оказались письмо (11%) и сказка.
Интересно, что наибольший интерес у старшеклассников вызвала классика. Примеры тем сочинений: «Я не верну Пастернака в библиотеку», «Письмо Ване Солнцеву», «О Чехове, о жизни, о себе», «Я пишу из России, где родился и рос мой любимый поэт — Сергей Есенин».
Кроме того, конкурс показал, что ученики знают материал по литературе, но пока еще не могут свободно и интересно его преподнести в своих сочинениях, не используя чужой текст.
Проверка выпускных сочинений в российских вузах
Выпускное сочинение становится все более значимым критерием отбора абитуриентов в российские вузы. В прошлом году РГГУ давал за сочинение максимум 5 баллов, и думаю, в этом году сделаем так же. В то же время, ВШЭ в этом году давали за сочинение до 10 баллов, и средний балл за сочинение среди их абитуриентов составил 5,7 баллов.
Таким образом, выпускное сочинение является важным критерием отбора в российские вузы. Каждый абитуриент должен иметь умение письменно выразить свои мысли, четко и ясно преподнести информацию, используя свой язык и свой стиль.
Максим Казанцев, секретарь приемной комиссии Челябинского госуниверситета:
Мы проверили сочинения у всех, кто поступал на бюджет. Их было 3 тысячи. Очень трудоемкая и затратная работа, но, тем не менее, мы не хотим отказываться от проверки сочинений. Оценивать, скорее всего, будем, как и раньше, по 10-балльной шкале.
Леонид Брагин, проректор РЭУ им. Плеханова:
- Если не будет прямого указания министерства, мы не будем перепроверять сочинения. Это слишком большие траты для вуза.