О богатстве материальном, душевном и духовном

Эссе

«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто

хочет иметь больше»

«Кто ни в чем не нуждается, тот богат».

Оба приведенных афоризма принадлежат Сенеке и содержат банальную истину, состоящую в том, что бедность и богатство – понятия относительные. Полагаю, против этой истины мало кто будет возражать. На мой взгляд, уровень нашей жизни можно представить в виде дроби, с нашими возможностями, в числителе, и нашими желаниями, в знаменателе. В известном тосте, из фильма «Кавказская пленница», есть слова: «Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями». СОВПАДАЛИ! Мне кажется, в таком совпадении и состоит то, что мы называем «ДОСТАТКОМ».

Если наши возможности (числитель) превышают наши желания — мы богаты, если наши желания (знаменатель) превышают наши возможности – мы бедны. С математической точки зрения, «коэффициент достатка» равен единице, а «коэффициенты богатства и бедности», выше или ниже единицы.

Но все это общие, теоретические рассуждения, относящиеся, главным образом, к материальному благосостоянию, не учитывающие другие виды богатства и бедности, которые, однако же, не менее реальны. В первую очередь, мы можем здесь вспомнить, об эмоциональном богатстве человека, то есть, о его эстетическом развитии, способности глубоко, тонко чувствовать красоту природы, поэзию, музыку, качественный кинематограф и т.д. Эмоциональное богатство напрямую связано с интеллектуальным богатством, то есть, со знаниями и способностью творческого мышления. Это понятно. Для того, чтобы наслаждаться произведениями искусства нужно их знать, а творческая мысль всегда страстна, насыщена эмоциями.

В соответствии с тройственным составом человека (тело, душа, дух) эмоциональное и интеллектуальное богатство, в сумме, можно назвать душевным богатством, которое возможно противопоставлять духовному богатству, о котором речь пойдет ниже.

На мой взгляд, душевное богатство неизмеримо важнее богатства материального, так же, как душа человека важнее его тела. Если материально богатый человек эмоционально ограничен, беден, как он сможет использовать свое богатство, какую выгоду сможет из него извлечь? Дворцы, яхты, автомобили, швейцарские часы, модная одежда, первосортные коньяки и вина, телевизор на всю стену – разве подобные блага могут насытить душу, стремящуюся к познанию и творчеству? Материально богатый человек может купить все самые значительные произведения мировой литературы, поставить их у себя на полке, но этим все и ограничится, если он беден душевно. В лучшем случае, он будет, время от времени, доставать книги с полки, перелистывать их, и затем со вздохом ставить обратно. Ну, может быть, иногда посмотрит картинки в книгах, если обнаружит.

14 стр., 6744 слов

Бедные и богатые люди

... общество на бедных и богатых. Сохрани к себе на стену! Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-bednye-i-bogatye.html Сочинение на тему бедные и богатые рассуждение С точки зрения человека мирского, а тем более ... он в гармоничном соединении богатства и бедности, как двух половинок одного целого. Конечно, сказать проще, чем сделать. Между богатством и бедностью большая пропасть. Но ведь ...

Однажды, я проходил по улице мимо внушительного, блестящего лаком на солнце, джипа. Столь дорогая машина не оставляла сомнений в материальном благосостоянии ее владельца. И в этой роскошной машине звучала музыка, которую музыкой назвать можно было лишь с большой натяжкой. Гудели, били по ушам, низкие частоты колонок, и под этот ужасный грохот, что — то повизгивал голосок какой-то эстрадной певички. «Бедненький» — подумал я о владельце джипа – «Какое же фуфло ты слушаешь. А я приду сейчас домой и включу Шопена, Грига, Вагнера». Никогда бы не поменялся местами с этим богатеем, как, впрочем, и он со мной. Но тут уж, как говорится, каждому свое.

Духовное богатство очень отличается от душевного (эмоционального + интеллектуального) богатства. Духовно богатый человек наполнен собой и мало зависим от внешних источников наполнения ума. Духовно богатый человек не нуждается в компьютере, телевизоре, книгах, музыке. Любая вещь, любое занятие будут ограничивать его, нарушать внутреннюю полноту. Не представляю себе Рамакришну или Серафима Саровского, за книгой, телевизором или компьютером. По себе знаю, как ничем не хочется заниматься по утрам (особенно пустыми разговорами) когда душа, обновленная ночным сном, еще не успела расплескать себя. Увы, только по утрам.

У Раджниша есть такая мысль:

«Уму нужно постоянное занятие, иначе ум не может существовать. Но если вы чувствуете, что быть не занятым ничем, без всякого дела, просто быть, что это полно смысла, значительно, тогда вы религиозный человек».

По-моему, фраза Раджниша идеально определяет не религиозного человека, а человека духовно богатого.

Лично я не отношусь к людям духовно богатым, ибо слишком зависим от внешней информации. Мне необходимы компьютер, планшет, аудиокниги, музыкальные записи и т.д. Когда однажды, вечером, у нас в квартире надолго погас свет, я не знал чем занять себя, и мне было скучно. Я все время что-то вспоминал, что-то обдумывал, но всем своим существом ожидал включения света.

Поставлю вопрос: нужно ли человеку стремиться к духовному богатству в молодые и зрелые годы жизни, пренебрегая своим эмоциональным и интеллектуальным развитием? Вспоминаю стихийные книжные базары 90-х годов прошлого века, продавцов и покупателей эзотерической литературы. Какие-то юноши, в джинсиках, иногда с косичками, с отрешенными взглядами, непонятные, загадочные… Нет, не думаю, что молодым людям правильно, естественно, увлекаться восточными практиками, усмирять ум, углубляться в себя, стремиться к какой-то самореализации и просветлению. Нужна правильная последовательность: сначала развитие душевное, затем развитие духовное.

2 стр., 989 слов

«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... уже нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем нарушать ... дедушки, отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, вздохом. В ... Просто, это ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в нашей ...

Молодой человек, на мой взгляд, должен жить полноценной «земной» жизнью: ставить себе мирские цели, устраивать личную жизнь, влюбляться, делать ошибки, набивать шишки, открывать для себя сокровища мировой культуры прошлого и настоящего, заниматься творчеством. Это не относится к людям с монашескими склонностями, изначально чуждым всему земному, речь идет о людях обычных. И только в определенном возрасте, когда главный труд жизни позади, пришло время пенсии и появились внуки, можно уже заняться «усмирением ума» и накоплением духовного богатства. Мне так кажется, хотя возможно я ошибаюсь.

Добавлю в заключение, что духовное богатство, в процессе жизни, накапливается само собой, даже если мы к нему не стремимся. С возрастом слабеет наша энергетика, отмирают сами собой некоторые страсти, появляется жизненная мудрость. Серафим Саровский сказал об этом так: «Как воск, не разогретый и неразмягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати Божией».