В 1925 году испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет публикует свое эссе под названием «Дегуманизация искусства». Оно становится неким продолжением его критической заметки о музыкальной деятельности французского композитора Эрика Сати, где он задается острым вопросом: почему его музыка не популярна?
А не популярным оказывается не только музыка Сати, но и вообще все «новое искусство», которое появляется в начале XX века: постимпрессионизм, кубизм, экспрессионизм, фовизм, символизм (практически все «измы» зрелого модернизма).
Ортега-и-Гассет видит, как «новое искусство» делит публику на два класса людей: на меньшинство, которое принимает его, и на большинство, которое относится в к нему враждебно. В основе главного критерия, который, по мнению Ортега-и-Гассет, является неким разделителем, становится та главная тенденция «нового искусства», которую философ называет «дегуманизацией» — отказ нового искусства от подражания реальному и «человеческому».
ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКАМ МОДЕРНИЗМА ИЗБЕГАТЬ «ЖИВЫХ ФОРМ»?
«Живые формы» в философии Ортеги-и-Гассета — это все те предметы и объекты человеческой реальности, которые мы воспринимаем через идеи об этих объектах. Испанский философ уверяет, что художники модернизма совершили настоящий переворот, репрезентируя в своих работах не саму реальность с её человеческими страстями и живыми формами, а лишь идею. То есть Сезанн изображал не конкретное яблоко, а идею яблока. Вместо того, чтобы пытаться изобразить портрет человека, художник модернизма решается нарисовать его идею, схему.
КАК ОРТЕГА-И-ГАССЕТ СФОРМУЛИРОВАЛ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗМА?
Важным отрывком эссе становится формулирование семи основных тенденций нового искусства, а, значит, модернизма. Они не являются истинной в последней инстанции, некоторые до сих подлежат оспариванию и дискуссии, но Ортега-и-Гассет довольно близко приблизился к пониманию эстетической проблематики искусства модернизма. Он пишет:
С этими молодыми людьми (новыми художниками, прим.) можно сделать одно из двух: расстрелять их или попробовать понять. Я решительным образом предпочел вторую возможность. И вскоре я заметил, что в них зарождается новое восприятие искусства, новое художественное чувство, характеризующееся совершенной чистотой, строгостью и рациональностью.
7 стр., 3004 словКонцепция дегуманизации искусства Х. Ортеги-и-Гассета
... это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет усмотрел его суть в дегуманизации искусства. Хосе Ортега-и-Гассет родился в 1883г. в ... такого своеобразного эстетического явления, как МОДЕРНИЗМ. Все без исключения виды и жанры искусства испытали на себе сильнейшее влияние ... была скорбь и печаль ввиду «неизбежного» заката подлинной, высокой культуры. И тем не менее идеи этих прогнозистов ...
1) тенденцию к дегуманизации искусства; 2) тенденцию избегать живых форм; 3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства; 4) стремление понимать искусство как игру, и только; 5) тяготение к глубокой иронии; 6) тенденцию избегать всякой фальши и в этой связи тщательное исполнительское мастерство; 7) искусство, согласно мнению молодых художников, безусловно чуждо какой-либо трансценденции.
Художники начала XX века совершают очередную революции в искусстве — они отказываются от изображения реальной человеческой жизни в своих работах и вообще избегают всего человеческого. Подробнее об этом пишет испанский философ Ортега-и-Гассет, о классическом эссе которого мы и решили вам рассказать.