«Границы моего мира — границы моего языка» (М. Хайдеггер)

Эссе

Язык обладает могущественной силой, способной породить человека, его мир. Он играет центральную роль в становлении людей, в создании человеческого общества. Невозможно представить себе человека без языка, этого уникального, универсального инструмента.

Чаще всего люди, использующие язык каждодневно, не осознают того, что обладают бесценным даром, не задумываются о том, что такое язык. Объяснить это можно тем, что человек с первого мгновения своей жизни привыкает к языку как к чему-то обычному.

Человек не осознаёт, что только через процесс овладения и пользования языком возможно превращение биологического существа в социальное, разумное, духовное – в Человека.

Как же это происходит? Ведь язык — это только инструмент. Что его делает столь могущественным инструментом? Весь мир держится в речевом отражении. Что за мир отражён в языке и находится в сознании? Это очеловеченный мир культуры. И если бы за языком не стоял мир культуры, язык перестал бы быть тем, чем он есть. Язык и культура – «близнецы-братья». Одно без другого немыслимо и бессмысленно, а главное, что ведущим является культура. Язык – это средство приобщения к культуре. А что же такое культура? Согласно высказыванию Е.П.Шеболкиной, «Культура – это способ выживания и воспроизводства человека в истории».

Следовательно, именно она делает человека Человеком. Конечно, с помощью языка.

Не зря говорят, что культура создаёт человека в той мере, в какой он создаёт культуру. Как это происходит? Человек, по мнению П.Флоренского, появившись на свет, сразу попадает в языковую атмосферу, в «пространство культуры», которое ему предстоит усвоить и освоить в игре, учении, общении. Рациональная информация переплетается с эмоциональной, обе приобретают личностный смысл, трансформируясь и интегрируясь в «менталитет», без чего нет национального самосознания, нет культурных корней, нет полноценного человека. Если человек вырос не в пространстве культуры, его образование не поднимется на уровень самообразования, потому что культура (и только она в первую очередь) обладает четырьмя функциями: информационной (познавательной), развивающей, воспитательной и обучающей. Следовательно, культуру надо понимать как систему духовных ценностей. Всякая культура национальна по содержанию и личностна по способу присвоения, т.е. культура – это индивидуально освоенные духовные ценности. «Хотеть» и «творить» — вот главные, ведущие элементы в содержании культуры, именно они определяют мотивационный аспект, а будучи соотнесёнными с системой ценностей, и нравственный аспект человека как индивидуальности.

4 стр., 1840 слов

Культура Беларуси в контексте мировой культуры

... в 20 веке, благодаря творческим успехам музыкантов разного масштаба и различной направленности, объединенных идеей создания национального искусства с ориентацией на лучшие традиции мировой культуры. ... издание на белорусском языке книг, газет, журналов, развертывание научно-исследовательской работы по всестороннему изучению истории Беларуси; Ш выдвижение белорусов на партийную, советскую, ...

Языковое образование – залог овладения культурой. Следует признать, что образование – это создание образа – себя, мира, своих действий в мире. Всякое образование есть, в конечном счёте, самообразование: человек преобразует себя, становится индивидуальностью. Следовательно, образование – это становление человека путём вхождения в культуру; благодаря её присвоению он становится её субъектом. Настоящий учитель-профессионал, мастер своего дела должен понимать, что перед ним не объект, а равноправный партнёр процесса общения, сущность которого-диалогичность. Только в этом случае происходит развитие метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, а это актуально при введении федеральных государственных образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход — это главное условие реализации ФГОС. Знания учащимся не даются в готовом виде, они сами открывают их в процессе общения с различными источниками. На уроке чаще звучат вопросы: «Что ты думаешь по этому поводу?», «А как бы ты вышел из этой ситуации?». Большое внимание при этом уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах.

Согласно новым стандартам, учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом и ведёт к формированию универсальных учебных действий.

Одним из предметов, на котором учитель и учащиеся вовлекаются в духовное общение, которое, в сущности, и является воспитательным процессом; основой, механизмом образовательного процесса, является литература. Литература – это искусство слова. Поэтому общение с книгой – особый дар. Активизация речевой деятельности рассматривается как следствие пробуждения души. Через анализ литературных произведений В.А.Савина, В.Т.Чисталёва, Г.А.Юшкова мы познаём язык и культуру предков. При анализе художественного слова писателя, в процессе общения происходит развитие духовных ценностей учащихся, развитие личности, способной адаптироваться к жизни.

Согласно высказыванию А. Сент-Экзюпери, «Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения». Общение – это способ поддержания жизнедеятельности индивидуальности в социуме.