Сайт преподавателя Бачуриной И.Е

Эссе

Готический стиль

(13 -15 века)

Приход христианства к варварским народам западной Европы, меняет их

созданию нового художественного языка

Несколько веков понадобилось племенам германцев и кельтов, для формирования устойчивых государств и утверждения там феодального строя (с 5 по 9 в.)

Многому варвары научились у римлян (и до и после падения Западной части империи) и у византийцев.

Своеобразным итогом всех этих трансформаций, становится выработанный ими Романский стиль, преобладавший во Франции, Германии, Англии и Италии в 10 — 12 веках.

Он создает храм-крепость и замок-крепость, соответствовавшие воинственному и суровому духу времени.

Простота, строгость, замкнутость и тяжеловесность

От античности Романика берет — базилику, сводчатые конструкции на основе арки, ордерную систему.

Постепенно впитывая античные знания и, не забывая своей собственной языческой культуры, романские страны развивались социально — росла торговля, появлялись города шли экономические преобразования. Наиболее активно проявляла себя Франция, которая и формирует из «архаики» — Романского стиля, «классику» — Готического стиля.

Готический стиль — квинтэссенция, некая высшая точка художественного осмысления Христианства, германцами и кельтами. Опираясь на античную базу, они вырастили совершенно самобытный , молодой и неповторимый архитектурный язык.

Готика — бесспорное продолжение Романики

Строго говоря, определенная простонародность и демократичность сохраняются и в этом, казалось бы утонченном стиле.

Готические мастера тоже имели крестьянское происхождение, но только были уже жителями городов. В городах большую роль играли свободные от феодалов городские коммуны состоявшие из ремесленников и торговцев. Здесь было больше свободы, шло развитие образования и культуры. Возникали богословские университеты. Кроме того происходит бурный рост храмового строительства. Храмы теперь богато оформляются скульптурой и живописью.

Каждый город стремился построить собственными силами и средствами свой собор. Это собор был зримым свидетельством Божественной опеки и в тоже время силы и независимости города. Независимости от власти феодалов.

9 стр., 4236 слов

Романский и готический стили — архитектурные доминанты ...

... различать романский стиль Бургундии и Испании, Прованса и Оверни, Сицилии и Ломбардии. 1.1. Франция В Бургундии, на родине Клюнийского ордена, где возникло романское искусство, применяли самые разные конструкции свода. Собор аббатства ...

Строился такой храм долго — десятилетиями. Каждое поколение горожан оставляло свой вклад в его облике. Горожане строили собор смиренно — не оставляя своих имен, во славу Божью, возводя ярус за ярусом.

Собор был центром религиозной и общественной и культурной жизни города.

Здесь проходили: богослужения, университетские лекции, городские собрания и даже театральные представления.

Постепенно западноевропейский храм все больше начинает соответствовать архитектурному принципу христианского храма — интерьер, как пространство духовной жизни и главное места собора верующих, должен богато и торжественно оформляться.

Собор должен был вмещать в себя свободно всех жителей города, то есть быть достаточно просторным и большим.

Его архитектурный облик должен быть включен в архитектурный облик города , что делает здание не замкнутым, а открытым.

Наиболее торжественно собор открывался на главную городскую площадь — центр городской жизни. На площадь храм выходил своим западным фасадом, где располагались порталы.

Западный фасад символизировал вход в Эдем, «врата небес». А попадая внутрь, ты оказывался как бы в месте Божественного пребывания.

Башни храма, одновременно смотровые башни города — высоки., Высотность, вертикализм — одна из наиболее ярких черт готики.

Но готические соборы еще и очень протяженны. (Шартр — длина — 130 м., трансепт — 64 м., обход — более полу-километра , при чем при обходе картина все время меняется. Подобие природного пейзажа.)

Готический собор всегда имеет богатейшее оформление, при чем как на фасадах так и внутри. Скульптура, резьба, позолота, витражи, гобелены, росписи — все это используется готическими мастерами.

Приоритет скульптуры связан отчасти с языческим прошлым и с более простонародным сознанием европейцев, менее спиритуалистическим чем сознание византийцев.

Готический стиль более земной, природный нежели византийский. Поэтому еще велика роль скульптуры, да и сама архитектура в чем то уподобляется скульптуре. Вообще в теле готического собора осуществляется глубокий синтез и взаимопроникновение искусств.

Тема духовного роста и самосовершенствования выражена в прямом росте соборов вверх. Стремление ввысь — реальный прорыв от земли к небу.

Сент- Шапель

преобразованию

От Романского стиля готика взяла:

· Базиликальный план + трансепт (Базиликальный тип храма)

· Крестовый тип свода

Новые элементы внесенные готикой:

  • Свод, оставаясь крестовым. Выполняется на нервюрах . (Готика изобрела каркас )

Нервюра (французское nervure, от латинского nervus — жила, сухожилие) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода.

4 стр., 1807 слов

Софийский Собор в Новгороде

... свод, а остальные - по линии В-3. Первый ярус галерей (кроме северной) перекрыт цилиндрическими сводами, опирающимися на аркбутаны. Во втором ярусе южной галереи своды полуцилиндрические, в западной - цилиндрические. Кровля собора ... собор новгород архитектура Архитектурные особенности Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. ... земли. Обрамление входов в Софию, а также отделка ...

  • Боковой распор свода переносится на опоры вынесенные за пределы храма — контрфорсы.
  • Передается распор на контрфорсы через перекидные арки — аркбутаны.
  • Стрельчатые формы арок и окон. (Возможность вытягивать пролет свода в ширину, то есть пролет не только в форме квадрата.)

Результат:

· Увеличивается высотность храмов.

· Внешний вид собора усложняется.

· Внутренний вид становится более просторным и светоносным, окна становятся очень большими.

Колыбелью готического искусства стала провинция Иль де Франс (область Парижа.) Архитектурные преобразования происходят здесь уже в конце 12 века.

Примером ранней готики является собор Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари.

Собор должен был стать грандиознейшим храмом города и страны.

Собор Парижской Богоматери

· Строилась с 1163 г. (12 век) по первые десятилетия 13 века.

· Расположен в центре древнейшей части Парижа — на острове Ситэ.

· Гигантская пятинефная базилика.

· Вместимость — 9 тысяч человек.

· Высота центрального нефа — 35 метров.

Западный фасад:

Первый ярус — три портала.( Выше — «Галерея королей».), Второй ярус — три больших окна, в центре — «роза». (Выше — ажурная аркада.), Третий ярус — две прямоугольные башни., Все проемы и окна представляют собой вариации стрельчатых арок.