V. Образцы сочинений рассуждений

Сочинение

Сочинение №1

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»

Нельзя не согласиться с высказыванием учёного. Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевает лексику или словарный запас языка, который используют люди в речи. Язык – это слепок нашего мышления. То есть «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям об Анне Федотовне, которая не хотела отдавать ребятам документы, так как они были дороги ей как единственная память о сыне, показывает, что для него важны чувства и переживания действующих лиц. В этом нам помогает лексика текста. Человек, тонко чувствующий слово, автор наряду с общеупотребительной лексикой (война, сын, письмо, документы, дети) использует разговорные слова (бабуля, Танечка, листочки, жмутся, пошушукались).

Интересен строй изобразительно-выразительных средств авторской речи. Б.Васильев использует чудные эпитеты («серьёзного мальчика», «бесценные листочки», «официально-нечеловеческий голос», «тон вызывающий»), ёмкую метафору («письма вынули из души, и теперь ослепла и оглохла…и её душа»).

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика- это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

А.П.Чехов говорил, что «знаки препинания служат нотами при чтении». Так, вводные слова помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. В предложении №39 вводное слово «видимо» помогает выразить неуверенность. Многоточие передаёт недосказанность, недоговорённость. Автор как бы предлагает нам вместе с ним поразмышлять (№44, 53).

Ясность и доступность изложения достигается автором при помощи использования синтаксических конструкций разных типов. Мы находим в тексте простые предложения, осложнённые обособленным определением (№27), обстоятельствами (№2,53); сложные предложения разных типов: сложносочинённые (№12, 51), сложноподчинённые (№4, 6, 17).

Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, как он по этому поводу думал.

Сочинение №2

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».

Действительно, у всех языков есть одна главная задача — помогать людям понимать друг друга при общении. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

Язык данного текста прост и доступен, и в то же время эмоционален и выразителен. Так, обращает на себя внимание лексика текста. Человек, тонко чувствующий слово, Б.Васильев наряду с общеупотребительной лексикой (война, сын, письмо, документы, дети) использует элементы разговорного стиля (бабуля, Танечка, листочки, жмутся, пошушукались).

Одной из особенностей языка является обилие однородных членов (№7,11, 16, 18, 30, 36, 52), с помощью которых автор добивается удивительной экспрессивности и точности образов.

Интересен строй изобразительно-выразительных средств авторской речи. Писатель использует чудные эпитеты ((«серьёзного мальчика», «бесценные листочки», «официально-нечеловеческий голос», «тон вызывающий»), ёмкие метафоры ((«письма вынули из души, и теперь ослепла и оглохла…и её душа»).

Вопросно-ответная форма изложения делает повествование не только убедительным, но и информационно-насыщенным.

Ясность и доступность изложения достигается автором про помощи использования синтаксических конструкций разных типов. Мы находим в тексте простые предложения, осложнённое вводными словами (№39), обособленными определениями (№27) и обстоятельствами (№2, 53); сложные предложения разных типов: сложносочинённые (№12, 51), сложноподчинённое (№4, 6, 17).

Таким образом, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»

Сочинение №3

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».

Действительно, у всех языков есть одна главная задача — помогать людям понимать друг друга при общении. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям об Анне Федотовне, которая не хотела отдавать ребятам документы, так как они были дороги ей как единственная память о сыне, показывает, что для него важны чувства и переживания действующих лиц. В этом нам помогает лексика текста: эпитеты («серьёзного мальчика», «бесценные листочки», «официально-нечеловеческий голос», «тон вызывающий»), метафора («письма вынули из души, и теперь ослепла и оглохла…и её душа»).

Не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. А.П.Чехов говорил, что «знаки препинания служат нотами при чтении».

Так, вводные слова помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. В предложении №39 вводное слово «видимо» помогает выразить неуверенность.

Так, знаки завершения – это пунктуационные знаки конца предложения. Один из них — многоточие, который передаёт недосказанность, недоговорённость. Автор как бы предлагает нам вместе с ним поразмышлять (№44, 53).

Таким образом, смысл утверждения Г.Степанова заключается в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы: