Технологическая карта русского языка в 3 классе » -описание по картине И.Т.Хруцкого Цветы и плоды»

Сочинение

II. Актуализация знаний

1.Разгадывание загадок о цветах и плодах.

2.Целеполагание

Проверяет выполнение домашнего задания.

-Дома вы должны были подобрать загадки о цветах, плодах. Давайте поиграем в игру «Загадай-отгадай».

1) Название какого цветка — «вкусная конфета»? (ирис)

2) В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,

Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелек.

Но кто его не знает? Это … (василек)

3) Шли двое, остановились, один другого спрашивает: «Это черная?»

«Нет, это красная». «А почему она белая?» «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (о красной смородине).

Как вы думаете, зачем мы слушали загадки о цветах, ягодах?

-Действительно, сегодня на уроке мы подготовимся к домашнему сочинению-описанию картины, на которой изображены цветы, плоды.

Посмотрите на портрет художника

Технологическая карта русского языка в 3 классе

Портрет И.Т.Хруцкого,

Это Иван Трофимович Хруцкий, известный художник. Рассмотрим его картины.

Технологическая карта русского языка в 3 классе

«Натюрморт с птичкой»,

Технологическая карта русского языка в 3 классе

«Натюрморт с вазой»,

Технологическая карта русского языка в 3 классе

«Цветы и плоды»

Обсудите, какая картина И.Т. Хруцкого больше всего подходит к уроку.

Фиксация темы урока на доске и в тетради: «Обучение сочинению по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Загадывают загадки, разгадывают их.

Отвечают, что

тема урока связана с цветами, плодами.

Обсуждают, договариваются,

дают ответы.

Рассматривают репродукции картин

Предметные – осуществляют логические действия; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с учебными задачами, осознают правило контроля и успешно используют его

в решении учебной

задачи;

Коммуникативные – могут работать

в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса;

Личностные – осознают свои возможности в учении.

III. Работа над темой урока.

1. Краткое сообщение о художнике.

2. Словарная работа.

3. Работа с толковым словарём

4.Физкультминутка

5. Запись в карточке.

6.Выявление первоначальных впечатлений.

7. Постановка учебной задачи.

Построение выхода из затруднения.

8. Практическая деятельность по реализации построенного проекта.

а) Составление плана сочинения. Работа над композицией.

9)Коллективная работа над вступлением.

г) Работа над основной частью

д) Коллективная работа над заключительной частью.

е) орфографическая подготовка

ж) коррекция

Учитель делает небольшое сообщение о жизни и творчестве И.Т. Хруцкого, используя презентацию.

Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий (1810–1885) один из лучших русских живописцев, признанный специалист по натюрморту, родился в Витебской губернии в 1810 году в семье священника. Первоначальное художественное образование он получил в Полоцком высшем училище. В 1827 г. Хруцкий переезжает в Петербург, где берет уроки живописи у английского живописца Дж. Доу и учится в Академии художеств.

Работы художника (учитель обращает внимание на репродукции картин) : ранние этюды «Натюрморт с вазой», «Натюрморт с птичкой» (1832), Цветы и плоды» (1836, 1839

Перед тем как начать работать с картиной И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», нам следует вспомнить о том, что такое натюрморт? Обсудите в группах.

-Верно, а ещё мы на уроках рисования читали такое стихотворение о натюрморте.

Учитель читает стихотворение:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это — натюрморт!

Предлагает найти научное толкование слова натюрморт в словарях.

-Давайте поработаем со словарями и найдём научное толкование этого слова.

1-ученик: Натюрморт-этоизображение на картине вещей, цветов, фруктов, снеди и т п …

Русский толковый словарь

В .В.Лопатина

2-ученик: 1) Жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п. 2) Картина с таким изображением. …

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

3 ученик Натюрморт, натюрморта, м. ( — мертвая природа) (живоп.).1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. (кроме пейзажа и человеческих трупов).

Натюрморт — специальность этого художника. 2. Самая картина с таким изображением. Художник написал прекрасный натюрморт. …

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

Учитель добавляет: натюрморт , -а, м. картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.

Толковый словарь С.И.Ожегова

Фиксация термина на доске и в тетради: «Натюрморт — из французского языка «мертвая природа» — изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве».

— А сейчас отдохнём. Выполним музыкальную физкультминутку.

Демонстрирует репродукцию картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

Рассмотрите репродукцию картины.

Проводится беседа.

— Что изображено на картине? (Ваза с цветами и фрукты)

— Нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает? (Хочется протянуть руку и попробовать сочных персиков или желтую грушу. Или взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.)

— Всмотритесь в цветы, перечислите их ( эта работа вызывает у детей затруднение, т. к. некоторые цветы им неизвестны, подсказывает учитель ).

– Это розы, пионы, ирисы, нарциссы, гиацинты, васильки, незабудки, колокольчики.

— Почему картина названа «Цветы и плоды»? (Ответы: «Букет цветов занимает центральную часть картины. Плоды — это общее название для фруктов и овощей»).

— Перечислите плоды на картине (персики, груши; кроме того, грозди винограда и тыква, колоски овса).

Учитель создаёт проблемную ситуацию.

Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами?

охарактеризуйте изображенное на картине (форма, цвет, характерные признаки, расположение), подобрав интересные, разнообразные выразительные средства.

1ученик— цветы

2 ученик — плоды

3 ученик- другие предметы

Опишем цветы в вазе и предметы:

-пионы — бледно-розовые, бордовые, похожи на меховую шапку;

-ирисы – нежно-фиолетовые, продолговатые;

-васильки – голубые, стебельки тонкие;

-гиацинты – похожи на маленькие звёздочки сиреневого цвета;

-нарциссы – хрупкие цветки ярко-жёлтого цвета;

-колосья – золотистого цвета. Поникли вниз под тяжестью зёрен;

-ваза – серебристо-медного цвета с рисунком;

-плоды – сочные, спелые, большая жёлтая тыква с зелёным хвостиком.

Какие краски присутствуют на полотне?

Тёмный фон, сочная зелень, яркие тона.

Используем это в написании основной части нашего сочинения

— Что автор изобразил на переднем плане? Что мы видим на заднем плане?

Можете ли вы сейчас дать полное описание картины? Попытайтесь.

— Что мы должны сделать?

Фиксация на доске алгоритма действий:

1. Рассмотреть картину, ее детали.

2. Определить ее тему, мысль художника.

3. Собрать материал.

4. Составить план сочинения.

5. Попробовать составить устное описание картины.

— Определите мысль художника.

(Ответы: «Автор хотел нам передать красоту, щедрость природы, название точно передает, что на смену цветам приходят всегда плоды»).

— Из каких частей состоит самый простой план? (Ответы: «Из вступления, основной части и заключения»).

План сочинения-описания.

1. Дать общее представление о картине.

2. Описание деталей, частей изображенного на картине.

3. Отношение автора к тому, что он описывает.

— Поработайте и составьте план к картине.

Примерный план:

1.Вступительная часть. О художнике И.Т. Хруцком.

— какую картину рассматриваем, кто автор?

2. Основная часть. Описание картины

а) цветы в вазе;

  • б) плоды;
  • в) предметы.

3. Заключительная часть.

— что удалось показать художнику?

— ваше мнение о картине

— какое настроение она вызывает?

Запишите план в черновик.

— Попробуйте написать вступление к сочинению.

Например: На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим великолепный натюрморт с роскошным букетом цветов и спелыми фруктами. Художник не случайно выбрал теплые тона: он хотел передать красками радостное восприятие окружающего мира. Кроме того, это краски осени – поры созревания плодов и пышного цветения.

охарактеризуйте изображенное на картине (форма, цвет, характерные признаки, расположение), подобрав интересные, разнообразные выразительные средства.

1ученик— цветы

2 ученик — плоды

3 ученик- другие предметы

Работа над основной частью сочинения

Что автор изобразил на переднем плане? Что мы видим на заднем плане?

Попробуем устно описать картину (цветы, плоды, предметы)

Попробуйте написать заключение к сочинению.

Варианты ответов:

1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды — все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой.

2)Картина Хруцкого «Цветы и плоды» вызывает наслаждение роскошными дарами осени.

3)В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы.

4)Рассматривать работу Хруцкого — настоящее удовольствие. В нее вложены мастерство, наблюдательность и огромная любовь художника.

5)Все в картине дышит радостью жизни, восхищением великолепными дарами солнечного лета.

Учитель читает несколько образцов сочинений.

Выяснение затруднений, возникших у учащихся в процессе составления рассказа. Рекомендации учителя .

Работа по предупреждению речевых ошибок.

-Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

-Подберите синонимы к словам, зафиксируйте в тетради:

1) художник (живописец, мастер кисти, автор картины, создатель картины)

2) картина (полотно, репродукция, холст, натюрморт)

3) чудесная картина (замечательная, прекрасная, живописная, восхитительная)

4) художник создает (пишет, изобразил, создал, сумел передать)

5) находится (располагается, изображено, стоят, лежат).

Лексико-орфографическая подготовка.

-Выполните индивидуальную карточку, вставьте пропущенные буквы.

Н_рядная, д_к_р_тивная, ст_ит, п_оны, ир_сы, н_з_будки, в_с_льки,

в_кру_, л_жат, яг_ды, пл_ды, пр_зрач_ный, ст_кан, в_да, л_мон,

справ_, _громн_я, р_зреза_ый, ябл_к_, в_н_град, л_жащая, гр_фин,

слев_, кор_б, п_ложе_ых, з_леные, л_сточки, в_дна, к_рзин_ч_ка,

н_полне_ая, ст_б_льками, _вса.

Исправление допущенных ошибок

Ученики слушают

сообщение,

просматривают презентацию, запоминают названия картин, некоторые этапы жизни и творчества художника.

обсуждают, дают ответы,

что изображение на картине цветов, плодов, предметов быта-это натюрморт.

Работают с толковыми словарями, находят нужную информацию, выбирают отвечающего, демонстрируют ответ

классу.

Самостоятельно работают в тетрадях, фиксируют термин.

Дети под музыку повторяют танцевальные упражнения

Всматриваются в тишине в картину, размышляют об увиденном.

Ведут беседу, строят логическую цепь рассуждений, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями, дают оценку увиденному.

Дети затрудняются, попытки неудачны, не знают с чего начать, составляют алгоритм действий.

Отвечают на заданные вопросы.

Обсуждают, отвечают на вопросы, описывают цветы и плоды на карточке №1

Выслушиваются разные варианты, приходят к общему мнению.

Прослушивание ответов, редакция, дополнения учащимися, комментарии учителя, фиксация в черновике удачных, понравившихся выражений.

Сначала каждый ученик обдумывает ответ, затем высказывают свою мысль вслух.

Предлагаются разные варианты ответов.

Составляют текст основной части с помощью заполненной карточки.

Составляют заключение с помощью учителя

Записи в тетрадь

Самостоятельная работа по карточке №2

Каждый ученик работает по карточке индивидуально, вписывает пропущенные, затем проверяют коллективно.

Предметные – формулируют

ответы на поставленные учителем вопросы; осуществляют

логические действия; адекватно воспринимают информацию,

полученную из объяснения учителя, ответов учащихся;

  • самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации при работе с учебником, со словарями;
  • выражают собственное мнение, обосновывая его, строят устное монологическое высказывание на определённую тему, определяют последовательность частей текста, составляют план, владеют умениями ведения разговора;

Регулятивные – принимают

и сохраняют учебные задачи;

самостоятельно

находят несколько вариантов решения учебной задачи;

  • осуществляют самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
  • вносят необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
  • отбирают адекватные средства достижения цели деятельности;

Коммуникативные — строят сообщения в соответствии с учебной задачей, принимают участие в работе парами, группами, допускают существование различных точек зрения, используют правила вежливости в различных ситуациях; контролируют свои действия в коллективной работе и контролируют действия партнёра;

Личностные — понимают значение предмета русского языка в собственной жизни, развивают чувства гордости за свою Родину, народ, понимают оценку учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;осознают ответственность за общее дело.