Как писать сочинения на литературную тему

Сочинение

Примечание: Вещица древняя, но я не стал в ней ничего менять. Для современных школьников она актуальна не будет, а мои ровесники, надеюсь, смогут вспомнить школьные деньки и горячку экзаменов.

1. Главное в любом сочинении – это хорошее назва

ние. Например, от заголовка «Учитель-герой» дрогнет сердце любого преподавателя. Обычно заголовки уже даны, следовательно, пункт 1 можно отбросить.

2. Перед вами список тем, на которые надо написать сочинение. Главное в работе над сочинением – это правильный выбор темы. Как правило, это половина успеха. Или больше, если у Вас есть готовое сочинение на данную тему. Этот случай ввиду его простоты мы отбросим. Тему выбираем по следующим критериям:

  • актуальность темы, ее современность («Почему Печорин не смог бы стать героем нашего времени»),
  • понимание смысла темы (не следует, например, писать на тему «Композиционные нюансы в романах Достоевского»),
  • небольшое знакомство с литературным произведением (это совсем не обязательно).

3. Итак, Вы выбрали тему. Главное в работе над сочинением – это настроение (читай вдохновение).

Соответствующее настроение – это половина успеха. Посидите минут пять, подумайте обо всем этом. Можете представить себя на месте Печорина (Онегина, Чацкого, Павки Корчагина, Каштанки, Му-му).

Кстати, потом можно вставить в сочинение фразу типа «Я бы на месте Анны Карениной…».

4. Вы уже настроились? Пойдем дальше. Запомните, главное в сочинении – это план. Хороший план – это половина успеха. От него дрогнет сердце любого преподавателя. Плана не обязательно придерживаться. Никто не станет сверять его с Вашей писаниной, но если такое и произойдет, приготовьте аргумент – Вы применили новый литературный прием – оказывается содержание по этому пункту плана подразумевается, и все что можно было написать в соответствующем пункте сочинения логически вытекает из Ваших предыдущих построений. Что может затронуть сильнее недосказанного! В конце концов, Вы – автор, и вольны применять любые литературные приемы.

5. Чуть не забыл, самое главное в сочинении – это эпиграф. От хорошо подобранного эпиграфа дрогнет сердце любого преподавателя. Не нужно объяснять, что эпиграф – это половина Вашего успеха. Если у Вас нет под рукой соответствующего произведения, эпиграф можно придумать самому. Например, «Поэзия Некрасова – вот тот живительный источник, который оросил чашу терпения многострадального русского народа».

2 стр., 550 слов

Сочинение горячее сердце поколение неравнодушных

... языка и литературы Дарьи Росихиной, классного руководителя Веры, акцент в сочинении делался не на языке, не на рассуждениях, а на людях ... онкологические центры, детские дома. Всё это находит отклик в её сердце. Кроме того, незадолго до объявления конкурса Вера посмотрела фильм «Земляне» ... с кем-то общалась через социальные сети. Получается, ключ к успеху — это не только красиво изложенные мысли, но и ...

6. Излишне напоминать, что вступления – это самое главное в сочинении. Скажем больше, это половина успеха. Скажем еще больше, от хорошего вступления дрогнет сердце любого преподавателя. Вступление можно начать так: «А.С. Пушкин (М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой) – один из самых любимых мной поэтов (писателей).

Несомненно, его имя стоит в одном ряду с Лермонтовым, Пушкиным, Некрасовым… (список можно продолжить, этим Вы показываете прекрасное знание литературы).

Его творчество было восторженно принято передовой интеллигенцией того времени. Центральное место в его творчестве занимает поэма (стихотворение, рассказ, повесть, роман) «Медный всадник» («Горе от ума», «Кавказский пленник»).

7. Вы проделали огромную и кропотливую работу. Теперь осталось сделать самое главное -–написать само сочинение, вернее, его основную часть, от которой должно дрогнуть сердце любого преподавателя. Можно привести некоторые рекомендации:

— Здесь вам необходимо донести смысл сочинения, раскрыть тему. Причем делать это надо издалека. Например, в теме «Почему Печорин не смог бы стать героем нашего времени» начните с раскрытия характера Печорина, его инфальтильности, сумасбродства. Нелишне будет вспомнить случай с Бэлой. Если Вы ничего об этом не знаете, напишите о времени, в котором жил герой, сравните его с нашим временем, и уже на основании этого уже можно будет дклать вывод.

— Цитаты. Обилие цитат – это гарантия успеха, это его половина. Завидев цитату, дрогнет сердце любого преподавателя. Имеет смысл при цитировании переписывать текст произведения страницами – этим Вы показываете знание произведения и одновременно увеличиваете объем вашей работы. Если у Вас нет под рукой соответствующего произведения, цитаты можно придумать самому, но сообразуясь со стилистикой автора. Например, цитата для раскрытия характера персонажа: «Как отмечает сам автор: «Он был жесток, причем со всеми!», или «Прекрасное, помнится было время. Журавлиссс…» – грустит один из героев «Вишневого сада». Главное здесь, не перепутать поэзию с прозой, а то представьте в сочинении по «Кавказскому пленнику» Л.Н. Толстого такую цитату: «Костылин в лес помчался ланью».

— Не забывайте о теме Вашего сочинения. Если оно о герое, постепенно обрисовывайте его характер и поступки, если оно о творчестве какого-нибудь поэта (писателя) расспрлсите по возможности у соседей, а что же этот поэт такого написал, и творите.

8. Время заканчивается, а Вы не написали главного – заключения. Не нужно беспокоиться. Да, конечно, заключение – это половина любого сочинения, но оно обычно не отнимает много времени. Заключение – это обычно вывод, ответ на поставленный в начале сочинения вопрос. Например: «Конечно, Печорин не смог бы стать героем нашего времени. Наше время выдвигает новые требования к человеку, ставит перед ним новые задачи. Эгоизм и сумасбродство Печорина не были бы приняты нашими современниками». Можно использовать и универсальную заключительную часть: «Читая и перечитывая М. Ю. Лермонтова (Пушкина, Тургенева) мы как бы вновь погружаемся в атмосферу прошлого, проникаем в мир его героев. И даже в наше время мысли и идеи этого замечательного поэта (писателя), его творчество актуальны для нас, не перестают учить и радовать нас, наполняя человеческие сердца добротой».

1 стр., 439 слов

Собачье сердце — -рассуждение по произведению

... упадок элиты, в связи с чем так активно могут заявлять о себе собачьи сердца. Презрение к другим людям является весьма распространенным свойством. Собственно, во многом история ... не менее, не все так однозначно в этой повести как может казаться. Булгаков во многом обличает и пороки собственного класса. Профессор работает над исследованиями, но ...