Конспект по литературе по рассказам В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Сочинение

МОУ «Гимназия № 1 г. Волоколамска», Конспект урока в 6 классе «Уроки доброты»

(Опыт сопоставительного анализа на материале рассказов В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой» и В.Г. Распутина «Уроки французского»)

учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sravnenie-kon-s-rozovoy-grivoy-i-uroki-frantsuzskogo/

Козлова Светлана Вячеславовна

2013-2014

Цели урока:

1. Раскрыть сущность понятия доброта с помощью осмысления данных текстов и примеров из собственных наблюдений и на этой основе написать сочинение- рассуждение.

2.

Оформление доски:, Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям.

«Словарь русского языка»

С.И. Ожегов

С и ожегов 1

«Уроки доброты»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях., Л.Н. Толстой, В. Астафьев «Конь с розовой гривой», Главный герой — бабушка Катерина Петровна, В. Распутин «Уроки французского», Главный герой – учительница Лидия Михайловна

Чем человек умнее и добрее 1

Доброта

Д/з.

Написать сочинение – рассуждение на тему: «О доброте», Конспект урока.

I.Организационный момент.

II.Слово учителя.

Мы прочитали рассказы В.Астафьева «Конь с розовой гривой» и В.Распутина «Уроки французского»., Как вы думаете,что общего в этих рассказах?

(Рассказы автобиографичны;действие происходит в Сибири;главные герои- деревенские мальчишки.)

Но не только местом действия,главными героями похожи эти произведения,но и уроками, которые дают нам герои этих произведений.

Чему учат эти произведения,какие чувства воспевают,мы и попробуем определить сегодня на уроке.

III.Работа с эпиграфом.

Прочитайте слова Л.Н.Толстого, которые будут эпиграфом к уроку., Как вы их понимаете?, Что значит быть добрым?

Посмотрим, совпадают ли наши представления о доброте с добротой, описываемой Астафьевым и Распутиным,

7 стр., 3271 слов

Уроки доброты и нравственности в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой»

... рассказе «Конь с розовой гривой» тоже говорит нам, что доброта – одно из важнейших человеческих достоинств. Рассказ имеет много автобиографичного. Астафьев, как и его герой, также рано потерял родителей и вырос в деревне на ...

( Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.)

IV.Обобщение прочитанного.

Перед тем, как сопоставить рассказы В.Астафьева и В. Распутина ,вспомним основные эпизоды этих произведений.

1.(Учащиеся воссоздают сюжет рассказа В Астафьева «Конь с розовой гривой».)

  • Чтение финала рассказа (от слов:»Я зажмурился…»)

Как вы думаете, почему бабушка,несмотря на обман внука,купила ему пряник конём?, Какие её качества проявились в этом эпизоде?, Почему не забывается бабушкин пряник?

2.А в рассказе В.Распутина «Уроки французского» описана совершенно другая история. Кратко расскажите содержание произведения.

Беседа.

  • Почему Лидия Михайловна решилась играть в «замеряшки» с учеником?
  • Как директор школы отнесся к этому поступку учительницы? Найдите цитату.

Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны?

3.Чтение вслух послесловия к рассказу «Уроки французского».

-Какую роль играет послесловие(Послесловие открывает новые черты личности учительницы:она обладает выдержкой, чувством ответственности.Она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком,поддержала его,ободрила-ведь он со страхом ожидал отчисления из школы.Всю «вину» она взяла на себя.)

V.Сопоставление рассказов.

  • Объясните смысл названия рассказов.
  • Какие жизненные уроки извлекли герои из своих историй?
  • Что привлекает в героях рассказов?
  • О чем заставили задуматься эти рассказы?

VI.Самостоятельная работа.

Чтение статьи В. Распутина «Уроки доброты»(учебник литературы, 6 кл.,стр.119)

  • О каких законах доброты говорит автор?

VII.Проверка предварительного задания.

  • Расскажите о человеке, который бескорыстно и самоотверженно делал добрые дела.

VIII.Подведение итога урока.

Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока.

  • Согласны ли вы с мнением автора?

Что,по вашему мнению,называется добротой?, Сравните своё определение с данным в «Словаре» Ожегова.

IX.Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему:»О доброте.».