Владимир Иванович Даль и его словарь

Сочинение

Разделы:

Цель урока:

Оборудование:

ХОД УРОКА

1. На партах текст. Учащиеся знакомятся с ним.

… Следует назвать писателя, который скрыл свое имя под выдуманным: Козак Луганский. Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания, он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны. Ум твердый и дельный виден во всяком его слове, а наблюдательность и природная острота вооружают живостью его слово. Все у него правда и взято так, как есть в природе.

Задания:

  • Найдите однокоренные слова. (Дело, дельный) .
  • Как вы понимаете дельный? (Дельный – жаждущий дела, важного и интересного).
  • Природная острота. Как прокомментировали бы лексическое значение словосочетания? (Проницательный, хорошо воспринимающий).
  • Вооруженный живостью его слово? Как понимаете? (Очень точное и яркое слово).
  • Найдите в тексте слово в устаревшем написании. Запишите его по современным правилам орфографии. (Козак – казак).
  • О ком идет речь в данном тексте? (Владимир Иванович Даль)

2. На мультимедийном экране дана статья из Энциклопедического словаря о Дале.

Даль Вл. Ив. (1801 – 72, рус. писатель, лексикограф, этнограф, ч.- к. Петерб. АН (1838).

Очерки (30 – 40 гг.) в духе натуральной школы под псевд. Казак Луганский. Сб. «Пословицы русского народа» (1861 – 62).

Созд. «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1 – 4, 1863 – 66), за который удостоен звания почетного академика Петерб. АН (1863).

– Прочитать данную статью и записать предложения:

  • Даты жизни В. И. Даля…
  • Основные виды деятельности…
  • Научные звания…
  • Основные труды…
  • Лексикограф…(специалист по лексикографии. Лексикография – теория и практика составления словарей).

  • Этнограф… (специалист по этнографии. Этнография – наука, изучающая материальную и духовную жизнь народа).

  • Рассмотрим словарь. Обратить внимание на оформление словарных статей. Зачитать несколько слов.

3. Один из учеников читает стихотворение Б. Ахмадулиной.

2 стр., 569 слов

«Судят не по словам, а по делам».И можно

... и оказывается любовью. Тем, что доказывается часто на делах и поступках. А если просто сочинение "Надобно судить не по словам, а по делам" (по басне Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") Притча Антуана де ... ничего не могла поделать: никто никогда не учил ее по-иному выражать свои чувства. А Махонький царевич очень сожалел о собственном уходе: "Надобно было судить не по словам, а по делам". Он ...

Мне родина – Москва, мне горько удаленье

От дома, от родной чужбины пустяков.

Покинутость детей и дружб разъединенье,

И одиночеств скит – вот родина стихов.

Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным,

В угодия твои, четырехтомный Даль,

Отчизны языка всеведущий спаситель,

Прощенье ниспошли и утешенье дай…

скит

  • Родной чужбины, дружб разъединенье. Как можно определить выразительное средство языка данных словосочетаний? (Оксюморон).

  • Каким настроением проникнуто стихотворение? О чем болит душа поэтессы?

– Каковы особенности лексики стихотворения? (Лексика возвышенная, много устаревших слов, относящихся к высокому стилю: всеведущий, скит, ниспошли. Автор всей душой болеет за сохранение языка, словаря В. И. Даля. Преклоняется перед этой личностью, восхищается трудом, ищет защиту и просит прощение за то, что не сделала она, может быть, что не сделали другие поэты и писатели в деле сохранения языка)

4. Чтение воспоминаний В. Лидина.

В самом начале революции старый московский букинист Константин Захарович Никитин поднялся ко мне на четвертый этаж с тяжелой пачкой книг; в пачке оказался Толковый словарь русского языка Даля.

  • Хочу, чтобы этот словарь остался у вас, – сказал мне Никитин. – Вам он пригодится… может быть помянете добром старого книжника.

Никитин вскоре умер, а словарь Даля и поныне стоит у меня в книжном шкафу, и, наверно, тысячи раз помянул я добром старого книжника. Пользуясь словарем Даля, я никогда не забываю, что словарь этот предназначен для изучения языка, а не для выискивания народных словечек, которыми иногда хочет блеснуть литератор.

…когда я беру в руки тот или ругой том словаря Даля, у меня нет ощущения, что он нужен мне только для справок; мне кажется, что мы беседуем с ним: он учит меня богатству русской речи, а я как бы напоминаю ему о славной истории. Так некоторые книги, не старея и не остывая, идут в ногу с временем, и времени никогда не опередить их.

5. Домашнее задание.