Почему итоговое в школе не так страшно, как про него говорят?

Сочинение

«Зачем моему ребёнку писать сочинение по литературе, если он поступает в технический вуз?» — задаются вопросом родители будущих инженеров и программистов. Почитаем аннотацию к сочинению на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) — разработчика всех контрольно-измерительных материалов:

«Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал».

А теперь разберёмся и объясним просто, зачем же нужно сочинение: выпускники пишут сочинение, чтобы показать, что они способны мыслить и рассуждать, защищать свою точку зрения аргументами, а не топаньем ножки со словами «Я так хочу!». Этот навык очень пригодится во взрослой жизни. Например, чтобы аргументировать в вузе своё желание быть на паре, а не разбирать кирпичную стену. Или чтобы объяснить любимой девушке, что брать графитовую норковую шубку в кредит — не лучшая затея. Или чтобы вести интересный диалог с друзьями, а не обмениваться мемасиками.

Почему итоговое в школе не так страшно, как про него говорят? 1

Уметь мыслить логически — полезно. Но зачем же обязательно опираться на литературу? Давайте зададим этот вопрос иначе: зачем вообще читать книги?

Ответа в документах ФИПИ мы не найдём, поэтому поделюсь своими мыслями. Литература показывает нам опыт поколений, даёт возможность понять, что мы не первые испытываем те или иные чувства. Не мы первые влюблены безответно; не мы первые расходимся во взглядах с родителями; не мы первые чувствуем отчаяние; не мы первые испытываем детский восторг от первого снега. То есть литература становится для нас незримым другом, неосязаемым кладезем ответов на вопросы, которые нас мучают. Перечитаем «Маленького принца» Экзюпери и вспомним, что в жизни важны не цифры (деньги, статистика лайков), а дружба и любовь. Познакомимся с романом «Зулейха открывает глаза» Яхиной и поймём, что человек способен устоять перед натиском любых невзгод. Поэтому читать литературу, а не только постики и новости, невероятно важно для стабильности нашего состояния. Уметь сопоставлять эпизод из книги со своей жизнью — значит развивать своё аналитическое мышление. А оно нам пригождается всякий раз, когда мы стоим перед выбором.

2 стр., 536 слов

Сочинение читать это модно или нужно

... произошли, каким бы умным человек не стал. Конкурс сочинений «Читать - это модно?!» Выполнила ученица 10 «А»кл. МБОУ СОШ№32 Ширинова ... психологический процесс, которому необходимо учиться. Читать- это модно?! В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента ... не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать все. Нужно перепробовать много разных жанров, прежде чем вы ...

Выпускнику не нужно уметь делать литературоведческий анализ — ему нужно уметь мыслить, выражать свою точку зрения и аргументировать её.

Как оценивают-то?

Теперь вчитаемся в критерии оценивания сочинения. Сначала эксперты принимают решение, нужно ли вообще оценивать это сочинение. Для этого они, во-первых, считают количество слов: не меньше 250, лучше около 350. Во-вторых, смотрят, самостоятельно ли написано сочинение. Если оба требования выполнены, то дальше сочинение скрупулёзно исследуют по пяти критериям.

2. Не согласишься с высказыванием — получишь «незачёт»

Первый критерий — соответствие теме.

Например, в 2018 году в одном из комплектов тем была такая: «Согласны ли Вы с утверждением Джека Лондона: „Как легко быть добрым!“?»

правильного

3. Ученик должен опираться только на русскую литературу

Второй критерий — аргументация. Привлечение литературного материала.

Закройте глаза, сделайте вдох, досчитайте до десяти, когда вновь услышите, что нужно брать для аргументации два произведения из русской классики. Это самый распространённый миф.

Читаем методические рекомендации ФИПИ:

«При проверке итогового сочинения по критерию № 2 „Аргументация. Привлечение литературного материала“ нужно учитывать следующее. В соответствии с данным критерием участник сочинения, приводя примеры из литературного материала, имеет право привлекать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».

Взять для примера «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Баха? Пожалуйста. Рассмотреть «Сказку о мёртвой царевне» Пушкина? На здоровье. Вспомнить песню «Когда мы были на войне» на стихи Самойлова? Не проблема.

Сочинение — не проверка на знание кратких содержаний произведений школьной программы, а возможность поделиться мыслями, которые возникли во время чтения произведения .

Достаточно одного литературного произведения. Усилить свою аргументацию можно примерами из других видов искусства: театра, кино, живописи, музыки. Можно привести пример из истории, биографий великих людей. Читаем в методичке ФИПИ: «Вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения)».

3 стр., 1420 слов

Конспект и презентация литературы в 7 классе. Подготовка к сочинению-характеристике ...

... нам интересен? Итогом наших наблюдений станет сочинение – характеристика литературного персонажа. Лексическая работа. На доске записаны ... Эпиграф урока Скорлупы у нас много; взглянешь – человек, а узнаешь – скорлупа одна, ядра- то нет, съедено. М. Горький. «Детство» Слово учителя. К ... * Чей портрет хотелось бы воссоздать после прочитанного произведения? (Портрет Алеши) Цель нашего урока – воссоздать ...

некоторые вузы за итоговое сочинение дают дополнительные баллы

Если же сочинение не отвечает хотя бы одному из этих критериев, оно не будет зачтено: «Для получения оценки „зачёт“ необходимо иметь положительный результат по трём критериям (по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке), а также „зачёт“ по одному из других критериев».

Третий критерий — композиция и логика рассуждения

Логические связи между тезисом — основной мыслью высказывания — и аргументами делают нашу речь понятной и удобной для восприятия. Если логика нарушена, то такая речь тяжело воспринимается.

Классический пример нарушения логики нам подарил известный политик ещё в 2013 году: «А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать» . Если в сочинении зафиксирована постоянно скачущая блохой мысль, то по этому критерию, конечно же, «зачёт» мы не получим.

Кроме того, важен композиционный баланс. Вступление и заключение по объёму должны быть меньше основной части. Если праздные рассуждения о космических кораблях, бороздящих просторы Вселенной, занимают большую часть сочинения, а собственная точка зрения и её доказательство — меньшую, то это похоже на пустословие.

Через сочинение мы стремимся научить подростка быть ответственным за свои слова.

Третий критерий композиция и логика рассуждения 1

Четвёртый критерий — качество письменной речи.

4. Ошибёшься в имени — получишь «незачёт»

Пятый критерий — грамотность.

Я неоднократно слышала от своих учеников такую фразу: «Нам сказали, что если мы забудем имя второстепенного героя и назовём его просто „герой“ или напишем другое имя — Роман Раскольников, например, — то всё, „незачёт“».

Как видите, ни в одном из критериев оценивания нет такой информации. Мы имеем право на ошибку. Намного важнее понимать суть произведения, поэтому лучше перечитать несколько любимейших шедевров, чем неустанно зубрить имена персонажей русской классики.

5. Не выбирай простые произведения!

Иногда школьников упорно просят не выбирать «простые произведения»: рассказы, повести, сказки. Вы же взрослые! Берите аргументы из «Мастера и Маргариты», «Тихого Дона», «Обломова»!

Положа руку на сердце: я сама прониклась любовью к «Обломову» уже после аспирантуры. Ни в школе, ни в университете я не испытывала нежных чувств к этому произведению. И я знаю, почему так. У меня-подростка не было созвучного жизненного опыта. Я не понимала, как человек может сутками лежать на диване, как можно вообще допустить себе такое состояние. Когда же я познала времена личностного кризиса, неудач, провалов, тогда и понимание Обломова пришло.

Поэтому я обращаюсь ко всем, кто пишет сочинение в этом году. Мой друг! Пиши о том, что отзывается в твоём сердце. Лучше ты хорошо проанализируешь басню «Стрекоза и муравей», чем плохо и поверхностно расскажешь о «Войне и мире». Опирайся на народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше».

2 стр., 605 слов

Сочинение по произведениям Астафьева VK.init({apiId: 3744931, ...

... будем уступать силе духа лошади у нейтральной полосы. Писалось: 2014-2015, 9 класс Тема: Сочинение по произведениям Астафьева VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: ... и война, защитившего страну и свою жизнь. Так и старая лошадь борется за жизнь в страхе, что если упадет, ... и непреодолимое желание жить. Все в этом коротком рассказе. Старая лошадь — это собирательный образ миллионов людей. Та же судьба, ...

И прошу всех верить только документам. Не допускайте проникновения мифов в ваши светлые головы.

С удовольствием отвечу на вопросы, касающиеся подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, здесь в комментариях или в личной переписке:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl  + Enter .