Урок « -рассказ о народном промысле»

Сочинение

Р.Р. Сочинение-рассказ о народном промысле (6 класс)

Автор Радькова Юлия Николаевна,

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока:

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

— Я хочу показать вам интересные предметы (демонстрация изделий народных промыслов).

Как вы думаете, что их объединяет?

Это изделия народных промыслов.

  • А что такое «народные промыслы»?

Форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы.

2.Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня урок развития речи. А как можно развивать речь, совершенствовать ее? Что для этого нужно делать на уроке?

— Правильно: будем узнавать новые слова и понятия, т.е. обогащать словарный запас, усложнять его; отбирать фактический, лексический материал, чтобы дома написать сочинение. Вам предстоит выбрать необходимую информацию и зафиксировать ее в тетрадях. Я предлагаю сделать это в виде таблицы:

Вид народного промысла

Где находится, время возникновения

Используемый материал

Художественные особенности

Гжель – изделия из керамики или фарфора, расписанные синей краской по безупречно белому фону.

Московская область, середина 17 века.

Глина.

Сначала из глины спе-циальными щипцами создаётся форма – за-готовка. Потом в нее заливается жидкая фар-форовая масса, которая постепенно застывает.

Затем изделие зачища-ется специальным но-жиком и шлифуется, для того чтобы рисунок ложился ровно и акку-ратно. Неровности сглаживаются пороло-новым валиком. После этого изделие отправ-ляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов. Потом начинается роспись. На белоснежный фон на-носится узор в синих тонах и рисунок, пред-ставляющий сложный растительный орна-мент. Затем опорные части обрабатывают парафином, после чего изделие окунают в гла-зурь и отправляют на второй обжиг, который длится восемнадцать часов.

Дымковская игрушка

Появилась в 15 – 16 ве-ках в связи с обрядо-вым весенним праздни-ком Свистунья, к ко-торому женское насе-ление слободы Дымко-во лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.

Ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком.

Фигурки лепят по час-тям, отдельные детали собирают и долеплива-ют, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для при-дания изделию ровной поверхности. После полной просушки в те-чение от двух до пяти-десяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покры-вают белилами в два-три слоя, а затем распи-сывают. Использование широкой гаммы цветов, в которой много крас-ного, жёлтого, синего, зелёного, алого. Строго геометрический орна-мент строится по раз-нообразным: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из сусального золота, наклеенные поверх узора.

Хохлома –декоратив-ная роспись деревян-ной посуды и мебели, выполненная красны-ми, зелёными и золо-тистыми тонами по чёрному фону.

Появилась в XVII веке в нижегородском селе Хохлома.

Дерево.

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из де-рева. Затем им придают нужную форму, сушат и грунтуют жидкой очищенной глиной. По-том 7—8 часов сушат и вручную покрывают несколькими слоями олифы. После этого в поверхность изделия втирают алюминиевый порошок, чтобы оно приобрело красивый бело-зеркальный блеск. Потом начинается рос-пись. Применяются масляные краски. Глав-ные цвета — красный и чёрный, допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый и золотой. Тра-диционные элементы — красные сочные ягоды рябины и земля-ники, цветы и ветки. Также часто встреча-ются птицы, рыбы и звери.

3.Работа по теме урока.

— Россия – удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут поныне талантливые, трудолюби-вые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева. Народные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Рус-ский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, и люди стремились украсить свое жилище и предметы быта.

Народные промыслы — одна из форм народного художественного творчества. Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неиз-менными, передаваясь из поколения в поколение. Какие народные промыслы вам известны?

  • Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,, Синими цветочками,, Нежными виточками., На белом фарфоре,, Как на заснеженном поле,, Из-под белого снежочка., Растут синие цветочки., Неужели, неужели,, Вы не слышали о …?

— Гжель – это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни, которое произошло от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров. Диковинные синие цветы, травы и листья на белом фоне, выполненные легко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям. Первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного. Гжель славилась своими глинами, добыча которых велась здесь с середины 17 века. «Гжельский куст» объединяет 27 деревень, станцию, поселок городского типа, село. Находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы. (Запол-нение таблицы.)

  • Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд., Это – дымковская игрушка, один из старейших русских народных глиняных промыслов.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что прида-вало краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. (Заполнение таблицы)

  • А что это?

— Правильно, это хохлома – наиболее известный народный промысел, родившийся в XVII веке в нижегородском селе Хохлома. Он представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем им придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши, ложки, чашки — основа для росписи, называются «бельё».

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной, затем 7—8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).

Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3—4 раза. Последний слой сушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Тра-диционные элементы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.(Заполнение таблицы).

  • Давайте составим план вашего сочинения.

1.Вступление. Народные промыслы России.

Русская земля испокон веков славится своими мастерами. Одна из форм народного художественного творчества – народные промыслы. Их существует множество, но один из самых известных — …

2. …(Название промысла).

А) Время и место возникновения., Б) Используемый материал., В) Художественны особенности.

3. Мои впечатления о предмете народного промысла.

4. Д/З: написать сочинение.