Что такое справедливость 9 класс

Сочинение

В жизни мы часто сталкиваемся с несправедливостью, с пренебрежительным отношением людей, обладающих какой-либо властью над другими. Люди, материально обеспеченные, не понимают бедняков, не считают нужным учитывать их мнение, попросту не воспринимают их как равных. Простые, «маленькие» люди становятся предметом насмешек и оскорблений со стороны власть имущих.

Комментарий

В представленном тексте поднимается тема взаимоотношений людей различных сословий – молодой бедной девушки, просящей денег, и скучающего «милостивого государя», не знающего, чем же занять себя в предстоящий день.

Девушке нужно срочно ехать домой, и она, услышав где-то, что барин раздает бесплатные билеты всем нуждающимся, пришла к нему за помощью. Тот выпытывает все подробности ее личной жизни, причины, по которым она так спешит в Курск. «Барышня», по наивности своей, делится надеждами и мечтаниями, радуясь столь теплому приему. Однако в конце концов выясняется, что она ошиблась подъездом, а «милостивый государь» всего лишь от скуки разговаривал с ней.

Вместо того, чтобы как-то помочь собеседнице, он уезжает прочь. Она выступала в роли своеобразной игрушки для банковского работника, и его нисколько не беспокоит ее дальнейшая судьба.

Вскоре девушка узнает, что железнодорожника из соседнего подъезда уже нет дома. Так она остается у разбитого корыта.

Тема, проблема, идея

В русской литературе тема маленького человека стала классической. Об этом много размышляли писатели-сатирики, обличающие несовершенства общественного устройства нашей Родины. Не исключением стал и А.П. Чехов, который много думал об общественном порядке, рассматривал вблизи множество типичных для своего времени образов – чиновников различных рангов, помещиков, крестьян, бедняков, нищих.

В тексте поставлена проблема социального неравенства, другими словами, проблема маленького человека.

Авторская позиция

Чехов явно негативно относится к «милостивому государю». Это видно уже из первой фразы текста, рассказывающей о «сытой, лоснящейся физиономии». Девушка же, напротив, вызывает у автора сочувствие. Описания ее приятны, без карикатурности: «хорошенькая брюнетка», «теребя дрожащими руками свои пуговицы». Можно сказать, что Чехов стоит на стороне «маленьких людей», боящихся всего в жизни, и осуждает бесчеловечность высших кругов.

Своя позиция

Очень хочется согласиться с автором, так как, зная все жизненные сложности молодой брюнетки, банковский работник мог хотя бы денег ей дать, если уж не получалось с билетом. В том и беда, что люди богатые во всем ищут выгоду только для себя, а окружающее их не беспокоит. Они словно мертвы внутренне. Чехов, на мой взгляд, поднимая эту проблему, хочет всколыхнуть общество, заставить людей высоко ранга взглянуть на себя со стороны.

3 стр., 1347 слов

Сочинение что ценил и что отвергал чехов в жизни

... истории, но и побуждал надежду на обновление жизни. Он поддерживал в читателе , в зрителе веру в справедливость, гармонию, красоту, человечность. Сочинение к юбилею А.П.Чехова «МОЙ ЧЕХОВ» Учитель русского языка и литературы [ ... которым заполнена была вся его жизнь. «Если каждый человек на земле своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы жизнь». Ранний период творчества Чехова – ...

Аргументы и примеры

В литературе неоднократно поднималась тема социального неравенства, отношений бедняков с богачами, людей бесправных с людьми высокого положения.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» представляет галерею людей, находящихся за гранью бедности. Основное сюжетное действие завязывается как раз в столкновении бедного студента и старухи-процентщицы, наживающейся на несчастьях других бедняков.

Нищета доводит Раскольникова до мыслей об убийстве. Этим действием он словно пытается сам себе доказать, что он не простой «маленький человек», который ни на что не способен повлиять, а «имеющий право» — вершащий судьбы людей.

Я думаю, что столь ужасный поступок Раскольникова вызван изначально его желанием избавить окружающих людей от социальной несправедливости в лице бабки-процентщицы.

Много примеров и в реальной жизни. По статистике больше половины населения России существует в очень тяжелых жизненных условиях, часто без работы, без денег и, собственно, без прав. Вспомните, сколько бездомных людей прошедшей зимой замерзло на улице, сколько больных бабушек и дедушек живут на свалках. Самое страшное, что им очень сложно выбраться из нищеты, потому что остальные не уважают их, считают людьми без будущего.

Заключение

К несчастью, пока люди в обществе делятся на бедных и богатых, пока процветает социальное неравенство, в нашем социуме найдется место черствости, безнравственности, равнодушию. Однако хотелось бы верить, что люди станут добрее и терпимее друг к другу, ведь все мы равны перед Богом!

Эссе на тему СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Справедливость — широкое понятие, которое у каждого свое, при этом мнение о нем может меняться в зависимости от настроения, погоды, времени года и других факторов.

Перед тем как начать писать данное эссе у меня не возникало мысли о том, насколько будет сложно дать однозначный ответ. Для меня справедливость — когда правильно. Но что есть ПРАВИЛЬНО?

Правда у каждого своя: есть правда овцы, которой хочется жить и правда волчицы, у которой голодные волчата.

Понять, что представляет собой справедливость — не простая задача. Исторически философы всего мира не могут дать ничего, кроме абстрактного определения понятию справедливости.

Можно рассматривать справедливость в двух плоскостях:

  • Во-первых, справедливость в законе. Когда имеются прописанные правила, где определены условия наказания, меры и границы.
  • Во-вторых, понятие справедливости, как совокупность ценностей каждого человека.

И если в первом случае у нас есть написанный документ, на который можно сослаться и подкрепить слова обоснованной аргументацией. Во втором случае, любая попытка разобраться в справедливости действий и поступков не приведет ни к чему, кроме открытых вопросов, ведь у каждого человека справедливость своя, т.е. любой ответ окажется субъективным.

По словам Милтона Фридмана: «Справедливость и свобода — не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать что справедливо, а что нет». Здесь видится определенное давление, правда окажется у того, кто сможет отстоять свое мнение или переубедить оппонента.

А что есть справедливость для самого человека? Как его внутреннее «Я» определяет насколько справедливы к нему и насколько он справедлив по отношению к другим?

Я представляю, что у каждого имеются внутренние весы, они возможно образовались на базе семейных ценностей, воспитания, общественных норм и этики. Данный инструмент реагирует на любые действия происходящие извне. А так как люди по природе своей эгоистичны, они примеряют любые действия на себя. И здесь все будет зависеть от того, в какую сторону качнется чаша.

В обычном состоянии мы не анализируем почему совершаем те или иные поступки, по какой причине реагируем на раздражители именно так. Возможно в данном случае играет фактор «опытности»?

Чем старше становится человек, тем больше шаблонов складывается в его голове, тем быстрее он реагирует на действия. А значит справедливость он понимает не осознано, скорее больше на эмоциональном уровне.

Почему легче помочь тому, кто переживает похожий с вами опыт; нежели тому, кто не вызывает отклика?

Не справедливость ощущается острее, ведь она напрямую касается Вашего ЭГО. Если вам больно эмоционально, то вы понимаете, что по отношению к вам поступили не справедливо.

Мне достаточно тяжело воспринять справедливость по отношению к себе: не хочется излишне преувеличенной похвалы, но и давать возможность недооценивать себя — не по мне.

Справедливость для меня — что-то среднее, когда можно не переходить за черту «слишком».

Справедливость уравнивает, в какой то степени, создает комфорт. А когда людям комфортно, отсутствует натянутость и атмосфера более расслаблена.

Справедливость определяется мерой собственного опыта. Это субъективное понятие, больше эмоциональное, нежели рациональное. Главное — не изменять собственным принципам, ведь важно только твое мнение.

Материалы по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Пишем сочинение 15.3

Как писать сочинение-рассуждение 15.3?

Примерная формулировка задания:Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью), а второй — из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание

Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.2. Аргумент 1 + пример + комментарий.3. Аргумент 2 + пример + комментарий.4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку
Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
1. Тезис На мой взгляд, человечность — это…(или)По моему мнению, человечность — это… (или)Мне кажется, что человечность — это… (или)Я думаю, что человечность — это… (или)Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…
2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему…В предложении № … автор говорит о том, что… (или)

3. Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или) В жизни мы часто наблюдаем… (или) Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…
4. Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или)Таким образом, можно заключить, что… (или)В заключение я хочу сказать, что…

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

ОГЭ Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)

Данная статья содержит примерные определения с комментарием к следующим понятиям: 1. внутренний мир человека 2. выбор 3. доброта 4. драгоценные книги 5. дружба 6. жизненные ценности 7. любовь 8. материнская любовь 9. настоящее искусство 10. неуверенность в себе 11. нравственный выбор 12. сила духа 13. взаимовыручка 14. счастье Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!

1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. 2. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто. 3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру. 4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. 5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. ДРУЖБА — это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. 6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.

7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги. 8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. 9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. 10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. 11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

13. ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.

14. СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека — быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

«Каждому — то же, что и другим». Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его «О справедливейший из справедливых!». Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька «весело и добровольно подчинялись» им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара (предл. 33-34).

Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность — одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие — качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным — значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «…всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома (предл. 12-17).

Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале (предл. 35, 37, 39).

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность — это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг — следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же (предл. 3-4, 19-21).

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие . Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие — это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице (предл. 22, 24, 38).

Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему нас надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Задание 15.3. Что такое дружба Дружба — это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.

Обратимся к тексту Н. Татаринцева, главный герой которого — Игорь Елисеев — оказался настоящим другом. Когда весь класс решил сбежать с урока, друг Игоря — Петруха Васильев — остался. Это не понравилось ребятам. Они обвинили Васильева в подхалимстве, трусости и предательстве. Но Игорь Елисеев догадался, почему Петруха так поступил: у его мамы был инфаркт, и она могла не перенести разбирательств, связанных с побегом. Видя, что весь класс ополчился против его друга, Игорь решил поддержать Петруху и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее.

Приведу другой пример, иллюстрирующий мои слова. Недавно в Интернете я прочитала историю одной девочки, у которой диагностировали облысение. Через месяц она потеряла все волосы и из–за этого боялась идти в школу. Но однажды утром девочка услышала стук в дверь. Это оказались десять ее друзей, которые, чтобы поддержать подругу, тоже побрили головы налысо.

Таким образом, эти примеры ещё раз подтверждают мою мысль о том, что в дружбе главное — поддержка и понимание. (194 слова) , Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Бесплатная проверка сочинений по направлению «Месть и великодушие»

на форуме >>> Наши группы ВКонтакте:Методы преподавания русского и литературы (для учителей) Русский и литература для старшеклассников

Предмет речи Возможные формулировки темы Возможные формулировки главной мысли Цитаты для эпиграфа Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/primer-spravedlivosti-iz-literaturyi-dlya-sochineniya/

Месть как самоцельМесть как смысл жизниОдержимость В каком случае месть может стать смыслом жизни?

Что ждёт человека, посвятившего годы жизни мести после осуществления планов?

Месть может стать смыслом жизни, если некто потерял что-то, что составляло для него смысл жизни (убили семью, отобрали дом, бизнес и т.д.)

Человека, который долго планировал месть и отомстил, ждут попытки найти другую цель/ разочарование / радость дальнейшей жизни /чувство удовлетворения (нужное подчеркнуть, правильного ответа нет)

А. Пушкин. Повести Белкина. Выстрел
Высокая месть и мелочная мстительностьзлорадство Чем можно оправдать месть?

В каком случае я бы стал(а) мстить?

Как вы понимаете слова: «Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным»?

Почему мы восхищаемся мстителями, но презираем мстительных людей?

Злопамятство и мстительность — это одно и то же или нет?

Как соотносятся понятия «месть» и «возмездие»?

Кровная месть — это «высокая» цель?

Что такое «злорадство»?

Почему люди часто радуются чужим несчастьям?

Почему злорадство — приятное чувство?

Иногда месть необходима. Это сдерживает зло, не позволяет жестоким людям почувствовать вседозволенность.

Нельзя преувеличить свои обиды.

Чтобы не опуститься до мелочной мстительности, нужно хорошо и спокойно обдумать произошедшее.

Месть требует ответственности мстителя, злорадство — бездеятельная месть, не требующая ответственности. —> Людям приятно злорадствовать, т.к. они чувствуют себя отомщёнными, но при этом не несут ответственности.

Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным. Английская пословица

Многие, ища возмездия за легкие обиды, сами делают их более глубокими для себя. Велик и благороден тот, кто спокойно слушает лай мелких собачонок, как крупный и сильный зверь. Сенека

Ушел Федот в заморский поход. Узнал про то генерал — последний ум потерял. Бежит наш хитрец к царю во дворец — доложить, что стрельцу конец. Уж и дырку для ордена просверлил, толстомордина!.. Л. Филатов. Про Федота-стрельца

… Злобные языки никого не щадят, а дурные вести разносятся быстро. Есть люди, которые счастливы лишь тогда, когда заставляют страдать других. А. Моруа

Вообще в каждом несчастии ближнего есть всегда нечто веселящее посторонний глаз — и даже кто бы вы ни были. Ф. Достоевский. Бесы

По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй

Агата Кристи. Десять негритят

Джордж Мартин. Игра престолов

Адекватность мести Любой ли поступок достоин прощения?

Ограничение свободы по закону — это месть или путь к исправлению?

Почему люди ещё тысячелетия назад написали «око за око»?

Какой способ отомстить я считаю лучшим и приемлемым?

Всё зависит от системы ценностей человека. Для истинного христианина любой поступок заслуживает прощения, для патриота непростительна измена родине, для примерного семьянина непростительна супружеская измена, для бизнесмена непростительно нарушение обязательств и т.д.

Выражение «око за око» выражает принцип эквивалентности воздаяния. Недопустимо наказывать человека строже, чем он он заслужил. —> Одно око за око, а не два, один зуб за зуб, а не всю челюсть.

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель Александр Пушкин. Евгений Онегин

Николай Гоголь. Тарас Бульба

Владислав Крапивин. В ночь большого прилива

Великодушие и отказ от мести Чем великодушие отличается от доброты?

Что помогает человеку сделать нравственный выбор между местью и прощением?

Мстительность — это качество сильного или слабого человека?

Что проще — отомстить или простить?

В каких случаях нужно отказываться от мести?

В каких случаях не нужно отказываться от мести?

Прощая другого, человек освобождает себя, появляется возможность свободно думать о будущем.

Предательство нельзя простить, но при этом можно не мстить.

Великодушие отличается от доброты тем, что доброта безусловна, она не подразумевает превосходство делающего добро над тем, кому он несёт добро. Великодушие подразумевает снисходительность.

Отказаться от мести имеет смысл, если месть не возвратит потерянного/ если тот, кому надо мстить, уже и так наказан жизнью/ если тебе религия не позволяет мстить/ если зло сделано случайно и т.д.

Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека

Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. А. Герцен

Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, для тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого. Ник Вуйчич

Александр Пушкин. Капитанская дочка
Мстители Как месть влияет на самого мстящего?

Что такое «сладкая месть»? Заложено ли в природе человека желание мстить?

Почему возникло устойчивое выражение «жажда мести»?

Делает ли желание отомстить человека хуже/безнравственным/потерявшим достоинство… и т.п.?

Как научить подрастающее поколение великодушию?

Может ли мстительный человек быть счастливым?

Месть может разрушить жизнь мстящего, если ничего, кроме мести, не остаётся, но осуществление мести может помочь жить дальше, если человек воспринимает месть как долг.

В ряде случаев желание мести бывает столь сильным, что вызывает почти физическое ощущение, подобное жажде.

Желание отомстить может восприниматься как оправданное или безнравственное в зависимости от культуры, в которой живёт человек, от системы ценностей народа.

Мстительный человек может быть счастливым, т.к. он видит в актах мести утверждение справедливости.

Непрощение — это серьёзнейшая проблема, которая сидит в человеке и больше вреда наносит ему самому. Анатолий Шарий Владислав Крапивин. В ночь большого прилива
Враги Нужно и можно ли проявлять великодушие к врагу?

Любой ли поступок достоин прощения?

Как может отреагировать обидчик на то, что ему не мстят?

Что значит достойно пережить поражение?

Проявлять великодушие к врагу, если он ранен или сдался в плен, — норма цивилизованного поведения.

Достойно пережить поражение — не пасть духом, сделать выводы и отказаться от мести.

Джордж Мартин. Игра престолов
Месть маленького человека Как может отомстить «маленький человек»? Иногда слабый человек не способен на настоящую месть, а способен только на злорадство или мелкие пакости. Это унизительно.

Даже маленький человек может найти в силы и средства для мести.

Причины мести(ответный удар) Можно ли установить справедливость, отказавшись от мести?

Как соотносятся понятия «месть» и «ревность»?

Согласны ли вы со словами: «Прощение предательства немногим отличается от самого предательства»?

Причинами мести могут быть желание утолить обиду и гнев/ слабость и низость души/ малодушие/ эгоизм/ отсутствие любви к человеку/ отсутствие желания не опускаться ниже человеческого уровня.

Чаще всего люди мстят за отнятые любовь/ карьеру/ имущество/ чувство достоинства.

Люди начинают мстить, чтобы восстановить справедливость. И иногда они абсолютно правы.

Справедливость всегда приправлена щепоткой мести. Жорж Вольфром

Месть — это удовлетворение чувства чести, как бы извращенно, преступно или болезненно это чувство подчас ни проявлялось. И. Хейзинга

По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй

Стивен Кинг. Худеющий

Месть из завистиОправдание зла местью(удар ни за что) Всегда ли зависть приводит к неоправданной мести?

Согласны ли вы со словами Белинского: «Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество»?

Иногда человек мстит не за нанесённые обиды, а из зависти и желания возвысить себя. Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество. В.Г. Белинский

Самая чистая радость — это злорадство, которое мы ощущаем, наблюдая несчастье тех, кому мы завидуем. Немецкая пословица

Месть как саморазрушение Как вы понимаете слова Кнцуция: «Перед тем как мстить, вырой две могилы»? Месть влечёт за собой радость на миг, наличие серьёзнейших проблем, вред самому себе.

Желание отомстить за незначительную обиду может втянуть человека в серьёзную войну с соперником, в которой может не оказаться победителей.

Перед тем как мстить, вырой две могилы. Конфуций