Поэзия Цветаевой

Сочинение

Поэзия Цветаевой — русская поэтесса XX века с очень трагической судьбой. На протяжении всей жизни она ощущала острое одиночество и свою «несозвучность» эпохе. Такое мироощущение ярко отразилось в оригинальном творчестве Цветаевой.

Одна из отличительных особенностей творчества Цветаевой (особенно в ранний период) — удивительная по глубине сила воображения. С детства самыми преданными друзьями Цветаевой были «книги в красном переплете». Ощущая одиночество, поэтесса полностью погружалась в мир литературы, буквально жила среди вымышленных персонажей.

Среди них особое место занимали античные боги и герои. Любовь и преданность к ним отразились в позднем творчестве Цветаевой («Федра», «Ариадна»).

Молодая поэтесса не случайно называла поэзию волшебством. Уже в самом первом поэтическом сборнике («Вечерний альбом», 1910 г.) Цветаева заявляет: «Я жажду сразу — всех дорог!». Страстное желание жить и творить ощущается в большинстве произведений молодой поэтессы.

В «Вечернем альбоме» еще только намечается главный конфликт поэзии Цветаевой между «земным» и «небесным», практическим бытом и идеальным бытием. Сборник остался практически незамеченным в литературных кругах. Однако явная неудача только укрепила Цветаеву во мнении, что нужно остаться самой собой, быть предельно искренней. В завершающем стихотворении второго сборника «Волшебный фонарь» (1912 г.) она так определяет цель своего творчества: «Чтобы молодость вечно хранила беспокойную юность мою».

Свои стихи Цветаева называла «дневником». Можно внести уточнение: поэзия была дневником ее мятежной души. После брака с С. Эфроном и рождения дочери стихотворения Цветаевой становятся более «взрослыми», в них появляется оттенок избранничества лирической героини: «Я вечности не приемлю»; «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»; «Я знаю, что ни перед кем не буду я права» и т. д.

Юношеский эгоцентризм оправдан масштабом таланта молодой поэтессы. Цветаева ведет внешне счастливую семейную жизнь, но ее духовное состояние драматично: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли…»; «… в могиле мы все равны!». Конфликт между «внешним» и «внутренним» становится определяющим для жизни и творчества поэтессы.

14 стр., 7000 слов

Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой

... традиций русской литературы Всемирное и философское в творчестве, Ахматовой, органично слиты, как и у Пушкина, с национальным, русским. Лейтмотив драматической любви-страдания, печали, тоски усиливается неяркой палитрой красок, избираемых поэтессой. Смерть же трактуется Ахматовой в христианских и ...

Цветаева, в отличие от символистов, не поэтизировала смерть, относилась к ней с безграничным ужасом, испытывала «судорожную, лихорадочную жадность жить» (из письма к В. В. Розанову).

Своеобразно в поэзии Цветаевой раскрывается любовная тема. Настоящая страсть всегда связана с трагедией, жертвенностью, смертью. Лирическая героиня нередко намного сильнее объекта своей любви («Я тебя отвоюю у всех земель…»).

Отъезд за границу поэтесса переживала очень тяжело. Она предчувствовала, что духовное одиночество на Западе станет для нее тяжелее, чем голод и лишения в Советской России: «Здесь рваная обувь — беда или доблесть, там — позор». В 1919 г. Цветаева писала: «Не стыдись, страна Россия, ангелы всегда босые».

Поэзия Цветаевой невероятно многообразна. Кому-то более близка ранняя лирика поэтессы, кому-то — ее лирические поэмы и поэмы-сказки, очень близкие народному фольклору. С 20-х гг. в творчестве Цветаевой появляется глубокое философское содержание. Главными отличительными чертами поэзии Цветаевой являются максимализм, бескомпромиссность, честность, страстность, полная откровенность. Все периоды творческого пути объединяет могучая сила духа, о чем прекрасно сказала сама поэтесса: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом…».