Конспект русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Сочинение

Русский язык 9 класс, Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по высказыванию о русском языке

Цели:

  1. расширить представление учащихся о сочинении на лингвистическую тему;

  2. учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач; развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи;

  3. рассмотреть нравственные категории, такие как бережное отношение к чувствам других людей, уважение к другому человеку.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Работа по теме урока

В этом году вам предстоит сдавать государственные экзамены. Экзамен по русскому языку – один из сложных экзаменов, на котором вам придётся выполнять множество различных заданий. Знаю, что вы серьёзно к нему готовитесь. Наш урок сегодня – это тоже один из способов подготовки к ОГЭ.

Постановка учебной задачи, Используя какой тип речи, вы будете писать сочинение? Вспомним структуру рассуждения.

І. Тезис.

ІІ. Доказательство:

1) Аргумент 1.

2) Аргумент 2.

ІІІ. Вывод.

  • Сформулируйте общую тему, на которую пишем сочинение на экзамене.

(на лингвистическую).

— Сочинение мы пишем по тексту. Давайте познакомимся с текстом, по которому будем писать сочинение.

Чтение текста.

(1) Он нёс меня на себе восемь километров. (2) Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6) Но всё равно ничего не могу понять. (7) И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

10 стр., 4814 слов

Как писать сочинения на лингвистическую тему? на лингвистическую тему: примеры

... вывод). Далее будут приведены образцы сочинений на лингвистическую тему. Сочинение на лингвистическую тему — Категория состояния — Морфология и орфография. Культура речи Цели: учить писать сочинение на лингвистическую тему ... наверстать упущенное на уроках языка. Причем важны именно фундаментальные знания. Оценка лингвистического сочинения учитывает знание языковой теории, применение ее на письме, ...

(8) Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

(14) Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.

(15) Нет! – хрипел друг. (16) Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17) Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18) Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19) У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

  • (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21) Скажи ей, что я её любил.

(22) Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23) Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24) А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25) И я сделался посмешищем всей школы. (26) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27) Зачем он рассказал им про мой привет? (28) Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29) А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30) Не знаю!

(31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32) Но я до сих пор не знаю: спас он меня или предал.

(33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34) И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет, я цепенею от ужаса, и по моей спине пробегают мурашки».

(По М. Худякову)

  • Какова тема этого текста?

О дружбе., О детстве., О предательстве друга., Об обиде, которая перешла в боль., О ране, которая может быть сделана словом…

— Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?

Проблема противоречивости человеческих поступков., Проблема бережного отношения к чувствам людей., Проблема предательства., Проблема влияния детства на формирование характера человека., Проблема взаимоотношения подростков.

  • Актуальны ли они в наше время?
  • О чём автор нас заставляет задуматься?

— А писать сочинение мы будем писать на следующую тему: «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». В. Г. Короленко.

  • Через какие языковые средства М.Г. Худяков раскрывает тему и главную проблему текста?
  • Работаем с инструкцией «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».

Шаг 1: Знакомимся с высказыванием

1 стр., 436 слов

Проблема засорения русского языка

... от нас самих зависит чистота и красота нашего родного русского языка. Мы должны бережно хранить его и не засорять ... жаргонизмов, заимствованных слов, сохранять культуру языка. Современный публицист С. Казначеев очень взволнован этой проблемой. Много статей он посвятил теме ... грабят и искажают наш язык, делая его примитивным и грубым. Сами же люди, использующие такие выражения теряют красноречивость и ...

  • Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2: Определяем основную мысль высказывания

  • Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

(О богатстве, точности русской речи, выразительности).

(О роли в русском языке эпитетов, метафор, сравнений и т.п.)

Шаг 3: Оформляем вступление

  • Во вступлении необходимо:
  • сформулировать позицию автора высказывания;
  • выразить своё отношение к ней.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений., Можно применить цитирование, например:

В.Г. Короленко писал: « Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Не могу не согласиться с замечательным русским писателем.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель В.Г. Короленко утверждал, что русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. Я полностью согласен с автором высказывания.

или:

В высказывании В.Г. Короленко моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения внутреннего мира человека. Я разделяю точку зрения автора.

Проверка написанных учащимися вступлений.

Шаг 4: Пишем основную часть

— Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста), Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста), Докажем эту мысль на примерах из текста…, Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …, Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения., Пример основной части сочинения:

Обратимся к тексту Худякова, русского писателя и археолога, чтобы подтвердить сказанное. Писатель использует большое количество языковых средств, передающих душевное состояние главного героя. В предложении 33 это метафора «сердце моё до сих пор кровоточит». Такую же задачу выполняет и фразеологизм «по спине пробегают мурашки» из этого предложения.

Шаг 5: Пишем заключение

  • В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами., Пример вывода к сочинению:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль В.Г. Короленко о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

31 стр., 15371 слов

Проблемы перевода музыкально-поэтических текстов с английского языка на русский

... возрастает в геометрической прогрессии. Объектом исследования в данной работе является англоязычные музыкально-поэтические тексты и их переводы на русский язык. Предмет исследования - выявление особенностей перевода ... выражения мысли автора и усиления художественного впечатления произведения» [Гачичеладзе, 1988: 255]. Существует также необходимость сделать упор на музыкальную сторону слова. Дело в ...

или:

Таким образом, чтобы точно передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают речь эмоциональной и выразительной.

Пример сочинения 1:

В. Г. Короленко писал: « Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Не могу не согласиться с замечательным русским писателем.

Обратимся к тексту Худякова, русского писателя и археолога, чтобы подтвердить сказанное. Писатель использует большое количество языковых средств, передающих душевное состояние главного героя. В предложении 33 это метафора «сердце моё до сих пор кровоточит». Такую же задачу выполняет и фразеологизм « по спине пробегают мурашки» из этого предложения.

Таким образом, чтобы точно передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают речь эмоциональной и выразительной.

(97 слов)

Пример сочинения 2:

В высказывании В.Г. Короленко моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения внутреннего мира человека. Я разделяю точку зрения автора.

Докажем эту мысль на примерах текста Худякова. В предложении 12 имя существительное в творительном падеже «с ужасом» является ярким сравнением, передающим боль физическую, показывающим состояние героя в тот момент, когда он поранился осколком бутылки. А в предложении 32 автор использует антоним «спас-предал», который позволяет более точно выразить мысль, раскрыть душевное состояние героя, который, спустя годы, не может разобраться в собственных чувствах, ведь душевная рана до сих пор свежа.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль В.Г. Короленко о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

(125 слов)

Домашнее задание:

  1. Отредактировать сочинения, написанные в классе.

  2. Написать сочинение