Нравственная проблематика в рассказе Василия Шукшина «Волки. Анализ литературного произведения В.М

Сочинение

Шукшин Василий Макарович — известный советский писатель, сценарист, режиссер и актер. Свои литературные произведения писатель строил на противопоставлении сельского и городского образа жизни. Одним из ярких примеров является небольшой рассказ В. М. Шукшина «Волки». его будет приведено в статье.

Биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974 гг.)

Василий Макарович родился в 1929 году в простой крестьянской семье в Алтайской глубинке. Шукшин-старший был расстрелян в период коллективизации, будущему писателю на тот момент едва исполнилось 5 лет.

В возрасте 17 лет Василий Макарович пошел устраиваться на работу в колхоз. Следующие 8 лет писатель регулярно меняет место и род занятий, проходит путь от слесаря на турбинном и тракторном заводах до учителя русского языка в школе родного села.

В 1954 году, уговорив мать продать единственную корову, на вырученные деньги Шукшин отправляется в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Через два года Василий Макарович получает свою первую эпизодическую роль в киноленте «», а еще через 2 года будет опубликован его первый рассказ «Двое на телеге». Знание типажа русского человека и большой жизненный опыт автора можно ощутить, прочитав даже краткое содержание «Волков» Шукшина В. М.

История рассказа «Волки»

Рассказ «Волки» был написан в 1967 году и стал одним из знаковых произведений литературного творчества Василия Макаровича. Краткое содержание «Волки» Шукшина В. М. не может передать юмор и глубину повествования, присущую всем произведениям писателя. Несмотря на краткость, простоту и непритязательность, все произведения Шукшина поучительны и глубоко нравственны.

Василий Макарович возлагал большие надежды на одну из своих первых работ, где он выступил в качестве сценариста. Речь идет об историческом фильме о Распутине. В 1967 году проект, над котором автор работал больше двух лет, был отклонен. Возможно, это событие повлияло на название и общий эмоциональный план рассказа «Волки».

Краткое содержание рассказа «Волки» Шукшина В. М.

Прочтение занимает не более 10 минут. Краткое содержание «Волков» Василия Шукшина по объему сопоставимо с оригинальным текстом, но, безусловно, проигрывает в выразительности и образности повествования. Писатель является признанным мастером краткого рассказа.

События произведения происходят в безымянной деревне. Наум, еще нестарый хитроватый мужчина, и его зять Иван — главные рассказа. Тесть и зять недолюбливают друг друга, о чем сообщается в первом же абзаце текста. Наум считает Ивана слишком ленивым, зятю же не по душе жизнь в деревне и вечно упрекающий его в лени тесть.

3 стр., 1060 слов

По рассказу Макар Чудра Горького 8 класс

... переполнена серьезным смыслом. Многие читают и знакомятся с литературной работой «Макар Чудра», ее мы и рассмотрим в нашем сочинении. Основное действующее лицо - человек, которого зовут Макар. Он цыган. Больше всего он ... реагирует на эти возвышенные чувства. 8 класс Также читают: Картинка к сочинению По рассказу Макар Чудра Популярные сегодня темы Наверное, у каждого есть человек, по отношению к ...

Краткое содержание рассказа волки шукшина в м  1

Мужчины договариваются отправиться в лес за дровами, каждый на своей подводе. В пути они встречают стаю волков. Наум сразу же разворачивается и пускает коня в галоп, беспрестанно выкрикивая «Грабю-ут!». Поначалу Ивану смешно, ему кажется глупым и страх тестя, и его неуместное восклицание. Но затем, когда стая во главе с вожаком нагоняет сани, а Иван, никогда ранее не видевший зверя вживую, понимает, что волк — это не дворовая собака, его смех сходит на нет.

С собой у героя нет ничего, кроме бича для лошади и сена в санях. Наум же, даже не думает притормозить и помочь мужу дочери, даже топор согласился передать не сразу, да и тот швырнул на обочину. Иван сходит с саней, а волки догоняют и задирают его лошадь.

Краткое содержание рассказа волки шукшина в м  2

Стая не трогает мужчину, но он разозлен и обижен. Иван ругает тестя за трусость, обещает побить за подлость, но догнать Наума не может. Финал рассказа и смешон, и трагичен одновременно. По возвращении в деревню Иван находит жену и Наума в компании милиционера. Тесть обвиняет зятя в дебоширстве и нелюбви к власти, Ивана уводят в «сельскую кутузку» «от греха подальше», хотя милиционер признается, что Наум и ему не нравится.

Нравственность в рассказе «Волки»

Описав две погони — волков за Иваном и уже Ивана за Наумом, писатель очень тонко показал читателю, как просто человеку превратиться в зверя. Месть, злоба и банальная обида не красят его так же, как и мелочность, трусость, подлость и склочность.

Нравственность в рассказе волки  1

Если до гибели лошади все симпатии читателя на стороне ленивого, но простого Ивана, то после его угроз тестю читатель приходит к выводу, что они — Милиционер в финале проявляет больше сочувствия к Ивану, чем тот к собственному тестю.

Областное государственное образовательное учреждение

среднего

Рязанский педагогический колледж

Контрольная работа по дисциплине

«Литература»

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-rasskazu-shukshina-volki/

«Анализ В.М. Шукшина «Волки»

Преподаватель: Лебедева Л.В.

Работу выполнила: Веряскина Н. В.

Рязань 2011

«Волки» — один из ранних рассказов В. М. Шукшина (написан в 1966 г., опубликован в 1967 г. в «Новом мире»).

Этому рассказу как-то не повезло: он очень редко включается в сборники произведений писателя, его практически «не замечают» литературные критики. Между тем «Волки» — типичный шукшинский рассказ: его сюжет и основную коллизию составляет вырванный из обыденной сельской жизни эпизод. Эпизод, как чаще всего бывает у Шукшина, драматичный, с насыщенной динамикой действия, с накалом эмоций. В нем (эпизоде) — и это тоже типично для Шукшина — высвечиваются человеческие характеры. Типичен рассказ и по авторской стилевой манере.

4 стр., 1857 слов

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассказу по картине ...

... Сочинение на тему «Мой любимый предмет – география» Сочинение на тему «Мой любимый уголок природы» Сочинение на тему «Образ тучки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес» Сочинение на тему «Добро возвращается добром» Сочинение на тему «Волшебница-зима» Сочинение на тему «Осень мое любимое время года» Сочинение на тему ... Сочинение на тему «Заячьи лапы» Рассказ ... Сочинение про волка 3 класс. Волк ... это лес. ...

Прежде всего, отметим обращенность к разговорной стихии как к главному арсеналу речевых средств; доминирование разговорной речи и в диалоге (что естественно), и в авторском повествовании. Шукшинской прозе в целом свойственна «погруженность» в разговорную стихию. Эта сторона литературного стиля писателя отмечается в литературе о нем. Так, Б. Панкин пишет: «То, что слово — единственное оружие писателя, — аксиома, ставшая трюизмом. Тем не менее, эту истину хочется повторить. С одним, правда, уточнением. Не слово вообще, а речь, живая разговорная речь, легко, непринужденно, словно ртуть, принимающая любые формы. Это ее стихия составляет ткань и содержание рассказов, их строительный материал. Именно она слышится и в диалогах, и в монологах героев, и в лаконичных авторских комментариях» 1 . В композиционно-речевой структуре рассказа явно преобладает диалог.

Скупая на слова, на экспрессивные краски, в то же время точная, энергичная, эмоционально напряженная, семантически осложненная характеристика персонажей, их поступков, сюжетных ситуаций, содержательная краткость, лапидарность слога, характеризующаяся смысловой емкостью и динамичностью изложения. Эти качества писательской манеры Шукшина соотносительны со стилистическими свойствами разговорной речи. Тот же Б. Панкин связывает «многозначительную» краткость слога Шукшина с его пристрастием как художника слова к разговорной речи. «Язык рассказов, — пишет литературный критик, — художественно выразителен, но средства выразительности необыкновенно скромны, непритязательны, они все из арсенала устной речи» 2 (здесь имеется в виду разговорная речь).

Впрочем, как показывает художественный опыт Чехова-прозаика (чьим последователем в области поэтики рассказа является Шукшин), такая беллетристическая манера письма жестко не связана со стилистикой «разговорности».

Наконец, стилевую манеру Шукшина определяет установка (и в этом усматривается главный фактор поэтики его литературного творчества) писать правду, «без вранья» («Восславим тех, кто перестал врать» — из «Записных книжек» писателя).

В результате, как пишет профессор В. С. Елистратов, «на стилистическом уровне мы видим правдивую простоту, своего рода разумную минимизацию словесной фактуры. Ничего лишнего. Четкий ритм. Отсутствие орнамента» 3 .

Активное функционирование в рассказах Шукшина разговорной (литературной) речи и просторечия во многом обусловлено и социокультурным статусом персонажей (в своем большинстве они — сельские жители), пристрастием автора к диалогу, сюжетами рассказов (все они о жизни в деревне), общей ориентацией Шукшина на изображение, художественное исследование народной жизни. «Ухо поразительно чуткое», — так, по свидетельству Ю. Трифонова, А. Твардовский оценил писательское мастерство Шукшина в построении диалога, в воспроизведении живой, непосредственной речи своих героев 4 .

4 стр., 1514 слов

Урок развития речи. Обучающее по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский ...

... в финале рассказа. III. Отношение автора рассказа к героям. Мое отношение к Жилину и Костылину. г) подбор цитат ( см. предыдущее домашнее задание); д) повторение общих требований к сочинению ... двое? Давайте сравним этих двух героев. 2.Проверка таблицы, составленной учащимися. На прошлом уроке мы составляли таблицу «Жилин и Костылин». Закончить работу вам нужно было дома. ...

С самых первых произведений Шукшина — сельский житель, простой русский человек цельной недюжинной натуры, не пасующий ни перед житейскими невзгодами, ни перед лютым лесным зверем. Он обладает надежным запасом самостояния, которое дает силы выстоять в экстремальных ситуациях, требующих определенных нравственных поступков .

Объектом художественного исследования Шукшин избрал современную ему и родную для него алтайскую деревню со всей ее неустроенностью и вместе с тем с неизбывной тягой к добру, с наивным романтическим стремлением уйти от нудной монотонности будней, вырваться из бездушного существования, лишенного традиционных вековых нравственных устоев и поэзии земледельческого труда, сохранив при этом заветы стариков жить по совести. В. Шукшин признавался: «Для меня именно в селе — острейшие схлесты и конфликты. И возникает желание сказать свое слово о людях, которые мне близки» 5 .

В литературном творчестве Шукшина в известном смысле прослеживается традиция русской классики, идущая от Лескова через И. Шмелева («За язык пропадаю») и М. Горького. Действительно, по житейским судьбам, по самостоятельности в поступках и суждениях, по своей жизнестойкости, по открытости, непосредственности души герои Шукшина сродни лесковским персонажам. шукшин рассказ просторечный экспрессия

Писатель погружен в быт, житейские заботы совсем не простого «человека из народа». Автор всегда рядом со своими персонажами, он «свой» для них, живет их печалями и… мечтами. Таким ощущает себя Шукшин в своих рассказах. Он знает деревенскую — жизнь изнутри, не понаслышке, в деталях. Неслучайно один из назвал сочинения Шукшина «голосом народной толщи» 6 .

Сюжет «Волков» прост: двое сельчан — Наум Кречетов и его зять Иван отправились в лес за дровами. По дороге на них нападают волки. Тесть струсил и бросил Ивана одного против волчьей стаи… Вернувшись в деревню, зять за такое предательство, едва не стоившее ему жизни, намерен «отметелить» тестя. Но тот уже вызвал милиционера, который и отводит Ивана в «сельскую кутузку».

В рассказе обращает на себя внимание, во-первых, его лексика, работа автора со словом и над словом; очевидна обдуманность в подборе слов, мотивированность их употребления в данном контексте и в контексте всего рассказа.

Во-вторых — сама манера описания персонажей, участников действия, воспроизведения сюжетных ситуаций, сцен, «картин природы» (последние скупо представлены в «Волках», как, впрочем, и в других рассказах) — лаконичная, сдержанная и одновременно семантически и экспрессивно насыщенная; фраза, речевая структура всего текста отличаются динамизмом синтаксического строя. Стилевая манера Шукшина подчиняется принципу «правдивой простоты», требующему от автора необходимой достаточности в художественном изображении данного фрагмента действительности и в первую очередь — в изображении человека, его поступков, в целом его , «диалектики души» (по Чернышевскому), в образно-поэтическом воспроизведении «второй действительности» (напомним: художественная литература — это вторая действительность).

Разговорные и просторечные слова и выражения выполняют в рассказе «Волки» следующие функции.

I. Они выступают как речевая характеристика персонажа, подчеркивают экспрессивность его реплик. Вот одна из реплик Ивана (в начале рассказа): — …Я бы с удовольствием лучше водопровод пошел рыть, траншеи: выложился, зато потом без горя — вода и отопление. Здесь глагол выложиться означает отдать, истратить все силы на что-либо, относится к разговорной речи (первоначально был распространен более всего в речи спортсменов).

Глагол выложиться экспрессивен и способствует динамичности высказывания. Это подтверждает сопоставление с возможными синонимическими заменами: старался бы работать, поработал бы как следует (не жалея сил), — которые и многословны (что лишило бы реплику динамичности), и экспрессивно маловыразительны.

Еще иллюстрация:

  • В деревне плохо!.. В городе лучше <…>
  • А чего приперся сюда?

(Реплика тестя Ивана.) Глагол припереться относится к разговорной (литературной) речи, входит в состав грубопросторечной лексики, он употребителен в эмоционально напряженных ситуациях, когда говорящий выражает свое большое недовольство приходом кого-либо. Это вполне соответствует отрицательному отношению Наума к зятю, а также контексту далеко не дружественного диалога между ними. (Отметим немаловажное обстоятельство для полноценного восприятия текста этого рассказа: и выложиться, и припереться, как, впрочем, и другие слова, относящиеся к разговорной речи, и в наши дни — в века, почти через 40 лет, выступают с прежней стилистической характеристикой 7 .)

Наиболее выразительны, экспрессивно насыщены в рассказе реплики, произносимые в острых конфликтных и экстремальных ситуациях, что вообще присуще аффективной речи. Вот, к примеру, заключительная сцена схватки с волками:

  • Ваша взяла, — сказал он. — Жрите, сволочи <…>
  • Ну погоди!… Погоди у меня, змей ползучий. Ведь отбились бы — и конь был бы целый. Шкура.

Или объяснение Ивана с тестем после схватки с волками:

Предал, змей! Я тебя проучу. Ты не уйдешь от меня, остановись лучше. Одного отлуплю

не так будет позорно. А то при людях отметелю <…>

  • Сейчас — остановился, держи карман! — Наум нахлестывал коня. — Оглоед чертов… откуда ты взялся на нашу голову.

В этих репликах мы видим целый набор слов и выражений, наделенных яркими красками «сниженной» экспрессии, «заряженных» отрицательными эмоциями. Выделенные лексико-фразеологические единицы относятся к просторечию или к разряду грубопросторечной лексики и фразеологии, к разговорной (литературной) речи, а также к обиходно-бытовым словам и выражениям разговорной речи. Одно лишь слово предал принадлежит книжной речи.

Тема: Василий Макарович Шукшин. Нравственные уроки рассказа “Волки”.

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя. Дать краткий анализ его творчества. Подробно проанализировать рассказ “Волки”, выявить основную проблему, проследить нравственное падение одного героя – Наума Кречетова и возвышение другого – Ивана Дегтярева.

Воспитательная цель: Обратить внимание школьников на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях корневые свойства человеческой души: правду, совестливость, любовь к человечеству.

Оборудование: Стенгазета по творчеству В. Шукшина, выставка его произведений.

Стенд со стихами о совести, правде. (Э. Асадов “Доброта”, Ю.Левитанский “Каждый выбирает по себе” и др.) стенд с афоризмами (см. в ходе урока).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с творчеством писателя, имя которого многим из вас стало известно недавно. Его творчество зовет к обсуждению, спору. Хочется одного: пробудить в вас интерес к книгам этого замечательного человека, так как в них поставлены вопросы и проблемы, волнующие любого человека: вступающего только что на жизненный путь и прожившего жизнь. Каков же он – Василий Шукшин, что волнует его, тревожит?

III. Сообщение ученицы. Биография писателя (

Приложение 1

IV. Обратить внимание учащихся на стенгазету.

Обсуждаем эпиграф.

Легче живется тем, кто умеет приспосабливаться в жизни, гораздо труднее говорить правду, но без правды невозможно исправить жизнь, улучшить ее.

Шукшин подметил не совсем приятную особенность в людях:

“Когда нам плохо, мы думаем:

А где – то кому-то хорошо. Когда

нам хорошо, мы редко думаем:

А где-то кому-то плохо”.

V.

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек.

(Обратить внимание учащихся на запись на доске).

Разобрав рассказ Шукшина “Волки”, мы должны ответить на проблемный вопрос : “Что лежит в основе поступков человека? Почему в одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному?”

VI. Аналитическая беседа по рассказу и составление схемы.

  • Кто является героями рассказа?

Тесть Наум Кречетов,

Зять Иван Дегтярев.

Обратить внимание, что герои – родственники.

В дальнейшем поставим вопрос:

  • Случайно ли, специально так сделал Шукшин?
  • Какими мы увидели героев в начале рассказа?

Оба не любят друг друга.

  • Как Шукшин хочет проверить своих героев?

Ставит в экстремальные условия. Встреча с волками.

Нравственность в рассказе волки  2

Внимательно наблюдая за текстом, учащиеся доказывают нравственное падение одного, нравственное возвышение другого героя. (Чертим схему, подписываем каждый этап цитатой из текста).

почему герои ведут себя по-разному?

Что лежит в основе их поступков? (Проблемный вопрос урока).

У одного есть совесть, у другого нет. Совесть лежит в основе поступков людей. Таким образом, человек, начиненный всяческими правилами, но лишенный совести – это не человек.

Рассказ “Волки” с глубоким подтекстом.

Как вы поняли смысл названия?

Волки – это не только хищники, лесные звери, это люди типа Наума, с которыми приходится жить Ивану. Они ради спасения собственной “шкуры”

  • Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками (зверями)?
  • Что испытывает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя?
  • Какие слова повторяет Иван в ссоре тестем? Почему?

“Хотел папаню твоего поучить. Как надо человеком быть, “…чтоб ты человеком был”. Напрямую писатель не называет Наума волком, но то, что Иван повторяет слова “надо быть” “чтоб был” человеком заставляет понять, что Наум – не человек.

  • Как вы думаете, смириться ли Иван с волчьей натурой тестя?
  • Нет.

Он повторяет слова: “Учить я тебя все равно буду”. Но пока Иван только изумляется: “Нет, это же…что ж это за человек?”

  • Что кроется за фразой?

“Нет, это же… что ж это за человек?” (Обратить внимание на многоточие).

И тут в нравственном отношении Иван оказался значительно выше тестя, он не произнес перед женой и милиционерам слова, которые были на уме: “Это же не человек!” (о Науме).

Сказал более мягко: “Что ж это за человек!”.

  • Определяем основную идею рассказа.

Как вы поняли смысл названия  1

  • Какие из афоризмов вы бы выбрали для эпиграфа?

Как вы поняли смысл названия  2

VII. Вывод.

Нет с нами большего писателя – В. Шукшина. Но остались его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет задуматься о серьезных проблемах, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.

Чтение стихов.

Э. Асадов

Доброта

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе

Ты потом ему все же прости

В жизни всякое может случиться,

И коль дружба у вас крепка,

Из-за всякого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,

А тоска по ней горяча,

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной

Той обиды и горьких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной,

Это все же твоя любовь.

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не уступай:

На разрыв иди, на разлуку,

Только подлости не прощай никому:

Ни любимой, ни другу.

Ю. Левитанский

Каждый выбирает…

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже – как умею,

Ни к кому претензий не имею,

Каждый выбирает для себя.

Рассказ «Волки» сталкивает в экстремальной двух героев: тестя и зятя. У них нет друг к другу симпатии. Они вечно посмеиваются друг над другом, критикуют друг друга, но ради женщины, которая их связала, сохраняют мир.

Всем известно, что тесть (Наум) не самый приятный человек. Он довольно вредный мужик. А зять его Иван просто очень молод.

И вот однажды им вдвоем приходится ехать за дровами. Зять не очень хотел в такую холодную погоду ехать, уже почти стемнела, но он не мог допустить, чтоб тесть обвинил его в лени. И вот за пригорком они вдруг увидели, что из леса выходит стая голодных волков. Только сильный голод мог выгнать хищников на дорогу. Зять на лошади, а тесть едет на телеге. Конь ещё молодой – он испугался, начал спотыкаться. Пока молодой человек пытался успокоить животное, он вдруг осознал, что тесть его сбежал на телеге. Зять начал кричать, чтобы он не бросал на съедение волкам. Наум бросил ему топор, а сам уехал, крича: «Грабят!»

Оставшись один на один с волками, молодой человек понял всю разницу между собакой и хищником. Он видел, что волка не остановит ни окрик, ни удар, этот голодный хищник – убийца. Человек стал отбиваться, но волков слишком много. И получилось так, что ему пришлось пожертвовать конём. Насытившись, волки не стали трогать человека.

Наума на телеге зять нашел за поворотом. Вроде Наум даже обрадовался, что зять жив. Всё же он не хотел ему смерти, но молодой человек в гневе. Он считает, что они могли бы отбиться от волков, а так пришлось рисковать своей жизнью и коня погубить. Тесть изумляется, он ведь топор-то бросил. Что, дескать, ещё надо?

И Наум снова уезжает. Вернувшись в деревню, зять выпивает водки и идёт к тестю. А там его ужен ждут… Милиционер. А Наум ещё и наговаривает на зятя, что он «несоветский» человек. Милиционер забирает Ивана, предлагая поиграть в шахматы.

Рассказ учит, что иногда лучше, чтоб тебя отвели от беды – ради твоего же блага.

Картинка или рисунок Волки!

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Воспитание чувств Флобер

    Юный бакалавр Фредерик Моро осенью 1840г. возвращается из Парижа домой в Ножан — на — Сене. На пароходе он знакомится с четой Арну. Господин Арну — хозяин газеты, рассказывающей о живописи

  • Краткое содержание Бойцовский клуб Чака Паланика

    Это произведение написано нашим современником Чаком Палаником. Действия происходят в наше время. Повествование ведется от лица героя, имя которого не указано.

  • Краткое содержание Три пальмы Лермонтова

    В известном стихотворении Михаила Лермонтова «Три пальмы» зеленые красавицы безуспешно ждут на отдых в тени своих ветвей путников. Журчит студеная струя родниковой воды среди пустыни у пальм.

  • Краткое содержание Лем Солярис

    Где-то в далеком будущем, когда будет хорошо развит космос. Мужчина по имени Кельвин вдалеке от земного шара перелается с космолета на при планетную станцию. Станция с виду пуста, чем-то грязна, психолога никто не встретил

  • Краткое содержание Домовенок Кузька

    Девочка Наташа переезжает в новый дом, пока её мама и папа распаковывают коробки, она решает прибраться и под веником обнаруживает маленького человечка

Окт 31 2010

Нравственные проблемы 60-70-х годов XX века осмысливаются в произведениях писателей, пишущих о деревне: В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Белова. Эти авторы рассматривают духовности русского человека. В. Шукшин — замечательный , умеющий по-своему передавать истории. Его рассказы характерны своей простотой. Несмотря на внешнюю сюжетную непритязательность и краткость, они глубоко нравственны и поучительны, чувствуется, что у автора за спиной богатый жизненный опыт. Писатель с доброй иронией и без излишней назидательности показывает нам, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Из его рассказов можно извлечь для себя мораль. Например, как в рассказе «Волки». Здесь мы видим, что бывает, когда люди превращаются в зверей.

В рассказе два главных , два простых русских мужика. Наум — не старый еще, расторопный, хитрый и обаятельный (вероятно, здесь присутствует некоторая ирония автора).

Иван — сильный, правда немного ленивый. сразу дает понять, что между ними нелады (в начале рассказа говорится, что между Иваном и Наумом существовала семейная неприязнь).

Они едут в лес за дровами, и на них нападают волки. Первым струсил Наум. От страха он даже голову потерял, закричал: «Грабюют!»

Понятно, что этот — трус, в нем живет вечный страх за собственную , любая ситуация вызывает у него беспокойство. Иван же поначалу оставался спокойным, хладнокровным, он даже удивлялся реакции своего тестя. Но, когда волки оказались рядом, Ивану тоже стало жутко. Всяким человеком может овладеть страх, когда опасность близка.

Ситуация сложилась так, что Ивану была необходима помощь Наума. Наум должен был всего лишь придержать лошадей, и тогда они с Иваном отбились бы. от волков. Но тот струсил, и Иван оказался в большой опасности. Наум предал его.

Волки напали на сани и растерзали лошадь. Только смелость и самообладание Ивана спасли его, он выжил. Вот вам и простой мужик, вот вам и «гол, как сокол!», как говорил Наум. Выжил в такой ситуации, не струсил. Смелый человек. А Наум оказался трусом и предателем.

Но вот и последующий момент сюжета. Иван решил свести счеты с негодяем. И началась другая гонка. Тогда волки догоняли человека, а теперь человек догонял человека. Чем эти двое лучше волков? Жажда мести, злоба превращают людей в зверей. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Конфликт продолжается дома у Наума, когда Иван пришел все-таки разобраться с предателем. Хорошо, что милиционер вмешался, а то бы произошло убийство.

Благодаря этому рассказу я для себя окончательно уяснил, что трусость, пожалуй, самый скверный порок, он зачастую порождает в человеке подлость, предательство, вызывает в нем к жизни все плохое, без чего наше существование, к сожалению, не обходится и по сей день.

Почти все авторы, рассматривающие так или иначе проблему нравственности в своих произведениях, не берутся решать эту проблему в каком-то одном ключе, хотя и имеют довольно четкие представления о нравственных категориях. Однако, показывая несовершенство человека, постоянно преступающего законы морали, они тем не менее подходят к этой теме с известной долей осторожности, стараясь избежать прямолинейности, ходульности образов, назойливой назидательности.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Нравственная проблематика в рассказе Шукшина «Волки» . Литературные сочинения!