По литературе – зачем оно?

Сочинение

Каждый раз, когда говорят об ученических сочинениях, о со­чинениях абитуриентов, то жалуются на дистрофию мысли, отсут­ствие живого, творческого подхода, убогую несамостоятель­ность, омертвляющую безликость, оказененную речь. И для жалоб, действительно, есть все основания.

В чем же дело?

Вот, к примеру, три темы из числа рекомендуемых учителям и широко распространенных в школе: «Город Калинов — уголок «темного царства», «Дикой и Кабанова», «Братья Кирсановы». О городе Калинове в учебнике — шесть типографских страниц большого формата, братьям Кирсановым посвящены там же пять страниц, и хотя о Диком и Кабановой всего две страницы, на них все, что касается этих купцов-самодуров, изложено четко и опре­деленно. Ученик же на классном сочинении пишет примерно четыре-пять рукописных тетрадочных страничек (как правило, девятиклассник за два урока написать больше не успевает).

Что же остается ему, как не изложить вкратце прочитанное в учеб­нике? Так могут ли такие сочинения быть творческими, не без­ликими? Стоит ли удивляться, что в основном все они похожи друг на друга?

Есть и еще одно обстоятельство. Пятнадцати-шестнадцатилетним юношам и девушкам мы предлагаем тему для классного сочинения. Пусть эта тема сравнительно несложна. Но все же за два урока, которые имеются в распоряжении школьника, он, согласно школьным требованиям, должен дать исчерпывающий ответ на тему сочинения, логически последовательно изложить свои мысли, обосновать, аргументировать выдвинутые положения, сделать вы­воды и обобщения, при этом выполнить работу стилистически пра­вильно и грамотно в орфографическом и пунктуационном отно­шении. По плечу ли выполнение всех этих требований для боль­шинства учащихся?

Вот почему в ученических сочинениях так много ходячих фор­мул и штампованных выражений. Словесный штамп не требует времени на обдумывание, того времени, которого нет у учени­ка. Ученик вне зависимости от своих желаний вынужден заучивать формулировки и даже целые куски из учебника и критической литературы — у него нет времени на обдумывание, не говоря уже о работе над словом.

Однако ученики отделываются общими фразами не только потому, что у них нет времени на размышление, не только потому, что словесный штамп для них всего безопаснее. Некоторые темы, которые предлагаются ученикам для сочинений, невозможно рас­крыть иначе. Вот несколько тем из числа имеющих хождение в школе: «Народность и гражданственность поэзии Некрасова», «Новаторство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», «Женские образы в романе «Война и мир», «По­иски смысла жизни передовой дворянской интеллигенции начала XIX века по роману Л. Н. Толстого «Война и мир», «Русская интел­лигенция на рубеже двух веков в творчестве А. П. Чехова». Можно ли за два урока написать вдумчивое, своеобразное сочинение на одну из этих тем? Учтем при этом, что в учебнике первая из них изложена на сорока страницах, а последняя — более чем на двадцати. Так мы сами учим писать бездумно, торопливо, по­верхностно, если так можно выразиться, крупноблочно: пользуясь готовыми «блоками» обкатанных мыслей, заученных положений, стандартных фраз.

2 стр., 874 слов

Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

... поработать с текстом и подобрать цитаты. Составление плана сочинению 1. Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание » I. Суровая ... текст произведения, презентация Тип урока : развитие речи Методы : словесный, практический, частично-поисковый «Толстые и тонкие вопросы» I. Мотивация Сочинение «Толстые и тонкие вопросы» «Тонкие вопросы» ...

Очевидно, суть проблемы в той цели, во имя которой пишут­ся сочинения на литературные темы.

Сегодня в школе сочинение по литературе чаще всего рас­сматривается как форма контроля, проверки знаний. Характерно в этом смысле место, которое они занимают в процессе занятий. Закончили уроки, посвященные «Евгению Онегину»,— пишется со­чинение о «Евгении Онегине»; закончили изучение Гоголя — со­чинение о Гоголе; прошли Достоевского — сочинение по «Пре­ступлению и наказанию». Естественно, что в таком случае сочине­ние учит не столько глубже постигать произведение, сколько из­лагать уже постигнутое.

Не менее распространен взгляд на сочинения по литературе, согласно которому главная их цель — развитие и закрепление навыков письменной речи.

При таком подходе сочинение на литературную тему теряет свое качественное своеобразие: идеи, образы произведений ста­новятся лишь материалом для построения планов, развертывания системы доказательств, стилистических упражнений.

Еще недавно литература была единственным предметом, на уроках которого учили понимать тему сочинения, составлять план, подтверждать доказательствами выдвинутые положения. Но вот уже несколько лет в школе действует новая программа по русскому языку, согласно которой ученики овладевают основны­ми навыками работы над сочинениями начиная с четвертого клас­са. В этих условиях сочинения по литературе перестали быть глав­ной формой развития навыков письменной речи. А раз так, то школьные сочинения по литературе должны прежде всего «рабо­тать» на саму литературу.

Мы хорошо понимаем, сколь велико расстояние между школь­ным химическим кабинетом и современной химической лаборато­рией. Но ученик, который ставит опыты в школьном кабинете химии, и ученый, проводящий исследования в химической лабора­тории научного института, при всем различии делаемого ими, за­няты одним и тем же: химическим экспериментом. Пятиклассник, который пишет по своим наблюдениям сочинение об осени, как это ни покажется парадоксальным, делает то же, что Пришвин и Паустовский: всматривается в природу, постигает ее и выражает увиденное а художественных образах. Не то, когда школьник пи­шет сочинение по литературе.

1 стр., 478 слов

Необходимость изучения литературы в школе (нужно ли изучать литературу ...

... согласиться со взглядами С. Львова на проблему преподавания литературы в школе. Можно вспомнить немало произведений, в которых поднимается вопрос преподавания литературы в школе. У Д. Орлова есть небольшой рассказ «Аптека ... нам лекарство от всяческого безобразия», — пишет Д. Орлов. «Аптекой души» стали для этих детей уроки литературы, сама великая русская литература. В книге Г. Щербаковой «Вам и не ...

Просматриваю литературно-художественные журналы. Рецен­зия, разбор, обзор, анализ, обсуждение новых книг, размыш­ления о прочитанном. Просматриваю журналы литературоведче­ские. Споры о современной литературе, обзоры современной ли­тературы, проблемные статьи, исследования по истории литера­туры, которые включают в себя анализ художественного произ­ведения и сопоставление его различных редакций, сравнение двух или нескольких произведений одного и того же писателя и разных писателей, критическое рассмотрение различных мнений о писа­теле и его книге и изучение писем, мемуаров, других документов, помогающих более глубоко понять литературу, и т. д. и т. п. И редко-редко что-то напоминающее тему школьного сочинения по литературе. Короче говоря, в жизни о литературе пишут не так, как в школе, а в школе — не так, как в жизни.

А между тем то, что пишут о литературе в школе, должно быть по сути своей тем же, что пишут о литературе в жизни: постижением и истолкованием литературных произведений, твор­чества писателя, литературы как искусства слова. Работая над со­чинением, школьник глубже проникает в художественное произ­ведение, исследует им еще не исследованное, понимает до того им не понятое, короче — он вчитывается в изучаемое, а не от­читывается в выученном.

Конечно, в любой области знания специалисту необходимо не только открывать, но и обобщать уже известное, не только исследовать, но и передавать существо исследованного, не только искать, но и излагать в определенной системе уже найденное, притом не только тобой, но и другими. Эти умения и навыки школа должна дать своим сегодняшним ученикам. Они нужны бу­дут им и как специалистам, и как общественным деятелям: сего­дняшние старшеклассники завтра станут агитаторами и пропаган­дистами. А для этого надо знать, как раскрыть тему, как подобрать материал, как его расположить, как аргументировать выдвинутые положения. Поэтому наряду с сочинениями поисково-исследова­тельского характера нужны в школе и сочинения-обобщения, сочинения-итоги. Нужны они и как средство развития навыков пись­менной речи (хотя эти навыки развивают и все остальные типы сочинений), и как один из путей систематизации знаний и их про­верки. Но об этих (ныне преобладающих в школе) сочинениях существует огромная литература, методика обучения им тщатель­но разработана. Это и дает нам право сейчас на них не останав­ливаться.