Еткульский муниципальный район
Челябинской области
МОУ Еманжелинская СОШ
Белоусова Е.Г.
Урок развития речи во 2-ом классе
Пропала собака.
Учимся писать объявление
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Белоусова Е.Г.
Цели:
- Учить речи детей раннего возраста»">детей различать речь научную, художественную, деловую, разговорную, составлять простейшее объявление.
- Учить использовать возможности компьютера для грамотного письма.
- Способствовать развитию устной и письменной речи., обогащать словарный запас, работать над правильным произношением.
- Воспитывать интерес к речи и речевой деятельности, любовь к животным.
Оборудование:
Система мультимедиа
Урок «Объявление» в виде сайта в программе Front Page
Персональные компьютеры
Файл «Про собачку (с ошибками)» на рабочих столах компьютеров.
Текст «Про собачку» для образца возле компьютеров.
Учебник: Полякова А.В. Русский язык: Учеб.для 2кл. четырёхлет. нач шк. / А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2001.
Рабочие тетради.
Рисунок собаки, карточка со словарным словом «собака».
Магнитофон
Запись песни «Пропала собака».
Ход урока:
Пропала собака… ( -объявление)
... человеческого неравнодушия к братьям нашим меньшим. propala-sobakaпропала собака... (сочинение-объявление) На наших улицах часто можно видеть объявления о пропаже домашних животных. Хозяева ищут их и через газеты, и с ... И вот Тихон пропал. Он не болел, был довольно бодр, со двора не убегал. По лаю его безошибочно отличали от других псов. Объявление сыграло свою роль. ...
Оргмомент
— Оформляем работу в тетради:
7 февраля.
Классная работа.
Словарная работа
— Уши, морда, хвост и лапы,
Для человека друг….(собака)
— Запишем слово по слогам и для переноса:
со-ба-ка со-бака соба-ка
Повторение — Какая бывает речь? (ответы детей, примеры) Обобщение (на экране):
Повторим? |
|
Какая бывает речь? |
|
— Разговорная |
— Ну, пёс, стереги добро, а я в лес сбегаю за хворостом, — говорил охотник дворняжке. — Замёрз в воде-то. Разведём костёр, погреемся. (В.Бианки) |
— Деловая |
Продаются щенки немецкой овчарки. Тел.: 8-912-565-87-90 |
— Художественная |
Собака несчастная очень опасна. Ведь ей не везёт в этой жизни ужасно, Ужасно, как ей не везёт! Поэтому лает она, как собака! Поэтому злая она, как собака! И каждому ясно, Что эта собака Всех без разбору грызёт! (Ю.Мориц) |
— Научная |
Собака — домашнее животное семейства псовых. Собаки бывают разных пород. Все породы собак можно разделить на ряд групп. |
— Учимся правильно говорить. Сейчас выйдут три ученика и поспорят. У кого есть собака? Поспорьте, чья собака лучше! (дети читают с экрана)
Поставь правильно ударение! |
-Моя собака красивее всех! — У моего пса красивее уши! — А у моего щенка красивее хвостик! |
— Молодцы! Помните правильное ударение! Наверное, вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь! (о собаках)
Постановка темы и цели урока:
— А сейчас послушайте знакомую песню! (звучит песня «Пропала собака», 1 куплет) (на экране):
Послушай знакомую тебе песню! |
— Что же это висело на заборе? (объявление)
— Кто когда-нибудь видел объявление? А что такое объявление? (ответы детей, примеры) (на экране:)
Объявление — официальное извещение о чём-нибудь. |
— Что же мы сегодня будем делать? Компьютер с вами согласен:
Главная страница:
Учимся писать объявления!
Сравнение, сопоставление:
Определите, какой речью здесь пользуются. Это объявления? |
Скоро отключат воду. Не обижайтесь.
|
24 января с 8 ч. до 12 ч. в доме №14 по ул. Октябрьской будет отключена вода. Администрация.
|
Пропала замечательная собака. Она очень красивая и хорошо воспитана. Верните, пожалуйста, если найдёте! |
— Вам трудное задание. Сможете ли вы определить, где объявление, а где — нет.
Дети дают свои толкования, дополняют и уточняют друг друга.
— А что же надо писать в объявлении? (ответы детей, примеры) — Послушайте песню дальше, верно ли написано объявление? (звучит песня «Пропала собака», 2 куплет, дети двигаются под музыку ) Физминутка (на экране):
— Что скажете? Какие слова здесь были нужными, а какие – нет? Давайте посмотрим, что пишут в объявлениях, а что нет. (на экране):
Что напишем в объявлении?
|
Чего не стоит писать?
|
— сообщение о пропаже
|
— рассказывать, какая собака красивая, чудесная, замечательная
|
— где и когда потерялась собака
|
— говорить, как ты к ней относишься
|
— точные приметы собаки (окрас, лапы, хвост, особые приметы)
|
— кличку (только если она есть на ошейнике)
|
— куда и кому вернуть |
|
— Пора и самим написать объявление. Кто уже понял? Самое трудное – начать. Как начнём? (пишу на доске с подсказки учеников)
Объявление
Пропала собака
собачка
Пропал пёс
пёсик
щенок
— Можете начать? Работаем! (на экране):
Представь, что потерялась ТВОЯ собака! Напиши объявление так, чтобы её обязательно нашли! Будь точен и немногословен. |
Самостоятельная работа
Если дети спрашивают правописание слов, учитель записывает их на доске (дог, овчарка, дворняга и т.д.).
Помощь детям в случае затруднений.
Зачитывание сочинений
Сопоставление, правка.
(на экране):
Давайте прочитаем и сравним! |
— Получились ли у нас объявления? По чьим объявлениям собаку быстро найдут?
Все молодцы! Дослушаем песню! |
(звучит песня «Пропала собака», 3 куплет, движения под музыку, кто хочет — дописывает объявление)
— Надеюсь, ошибок в ваших объявлениях было немного. Мы ещё поработаем с ними, чтобы каждый получил хорошую оценку.
Организация работы в группах на компьютерах
— А сейчас нужна помощь ещё одной собачке. На компьютерах вас ждёт рассказ про собачку, но в нём допущены ошибки, их надо исправить.
(организация работы в группах на компьютерах)
Дети открывают файл «Про собачку (с ошибками)»
Про собачку. Жыла на свете маленкая сабачка. Возле её будки рос бальшой дуп и сосна. Однажды сдуба упал жёлуть, а с сосны – шышка. Собачька смотрела на них и думала: «Лучше бы на деревях росли косточки!»
Самостоятельная работа.
Дети исправляют ошибки, используя систему правописания компьютера или с помощью курсора и «ластика». Сравнивают с образцом. В правильно сделанной работе исчезают подчёркивания красным. Если задание выполнено, а время осталось, дети могут добавить в рассказ свои предложения.
Итоги
— Урок был непривычным. Что вы о нём скажете? Было ли трудно? Интересно? Кто сегодня удивил нас? Восхитил? Кто сделал для себя открытие?