Противоречивость образа главного героя повести Оноре де Бальзака “Гобсек”

Сочинение

По мнению Бальзака, психология и образ жизни человека зависят не от природы, а от формирования в социальной среде, Поэтому, чтобы понять образ главного героя одноименной повести Гобсека, надо узнать о его прошлом. Автор не подает биографию героя, а только отдельные штрихи к ней. Когда герою исполнилось 10 лет, мать устраивает сына на корабль юнгой. Он долго странствовал, пока не остался в Париже. Неизвестно, был ли он религиозным человеком, как нажил свой капитал. Известно лишь, что он боролся за независимость Америки, знался со многими выдающимися людьми своей эпохи, познал много разочарований.

Суровые условия жизни приучили йогоне задумываться над тем, какие средства выбрать для достижения цели.

Итак, прежде чем стать ростовщиком, Гобсек прошел тяжелую жизненную школу. Почему же он выбрал именно такое занятие? Потому что это были обдуманная и взвешенная позиция и убеждения. Гобсек решил, что ни моральные принципы, ни любовь, ни искусство не решают ничего в реальной жизни. «Из всех земных благ есть только одно достаточно надежное… Это золото!»

На первый взгляд кажется, что Гобсек — человек-автомат, человек без сердца, которая использует любые средства для обогащения. Даже в переводе его имя звучит как «живоїд». Ростовщик не умеет держать слова: пообещав госпожа де Ресто прийти за деньгами на следующий день, уже через несколько минут он шантажирует ее в присутствии мужа и получает бриллиант, который стоит намного больше, чем сумма долга. В Гобсека нет родственных чувств: на него не производит впечатление смерть ближайших родственников. Он берет своего друга Дервиля высокие проценты, получая при этом бесплатное ведение дел и право на обеды. Картину нравственной и духовной деградации героя завершает описание товаров, гниют в доме Гобсека.

Но идея повести Бальзака раскрывается не столько в осуждении героя, сколько в отражении тех причин, которые заставляют Гобсека оказывать тах, а не иначе. По мнению рассказчика, в герою «живут два существа: скряга и философ, существо подлое и мыслящий». Философия Гобсека — это философия циника. Золото для него не только средство и цель обогащения, как считают те, кто его окружает. Ведь сам он живет скромно. Золото нужно, чтобы получить независимость: «Золото — вот духовная сущность всего нынешнего общества». Герой сам себя называет укором совести, сравнивает себя с Богом.

4 стр., 1744 слов

«Человек-вексель» (о повести «Гобсек» О. де Бальзака)

... пепельно-серые». «Человек-вексель» бегал по Парижу «на тонких, сухопарых, ... Гобсек иногда кажется «фантастической фигурой, оли­цетворением власти золота». Сложные и противоречивые чувства вызывает об­раз Гобсека ... ссуду, по его мнению, такой же ка ... жизни ростов­щика и о своем знакомстве с ним. Читатель даже может составить хронологично точную автобиогра­фию главного героя повести. Жан-Эстер ван Гобсек ...

И секрет повести Бальзака еще и в том, что сам Гобсек, который знает власть денег над людьми, не может противостоять их пагубности: на последних страницах произведения мы видим жалкое существо, которое умирает в доме, полном золота.

Жестокость ростовщика тоже можно рассматривать под разными углами зрения. У него были две должницы: одна — графиня Анастази де Ресто, другая — бедная девушка, швея Фанни Мальвы. Одна тратит только на стирку тонкого белья две тысячи франков в год и легко могла бы найти деньги, чтобы оплатить вексель. А вторая совсем бедная, и ее вексель должен быть безнадежным. Но именно он и был оплачен. Ростовщик лично хочет встретиться с Фанни, потом рассказывает о девушке Дервілю, после чего юноша и девушка полюбили друг друга и поженились. А жестокость с графиней де Ресто предопределяется желанием ростовщика разорвать отношения женщины с ЕЕ любовником, которая все больше запутывается в своих грязных взаимоотношениях с белокурым красавцем.

Таким образом, образ ростовщика Гобсека сложный и неоднозначный. С одной стороны, он тонкий психолог, который одних наказывает, а другим делает добро. Золото сделало его и философом, и рабом. Вожделенной свободы Гобсек так и не получает. С другой стороны, он стал поэтом власти денег и умирает за нее.

На примере образа Гобсека В. Бальзаку удалось предотвратить одностороннего изображения героев литературного произведения.