Человек в искусстве эпохи Возрождения

Дипломная работа

Эпоха Возрождения занимает особое место в истории мировой культуры. Она представляет собой период радикальных изменений во всех сферах культурной и общественной жизни, становление нового исторического типа сознания. Восторжествовавшие в эту эпоху идеалы гуманизма отразили ренессансное представление о ценности личности и красоте окружающего мира. Гуманизм видел ценность человека в его нравственном и этическом достоинстве, в благородстве духа и красоте тела.

Ренессансное мировоззрение нашло художественное воплощение в картине мира, где человек стал воплощением гармонии. Он предстал в красочном виде, одушевленным чувственной красотой. В отличие от средневекового сознания, рассматривавшего тело человека как внешнюю оболочку источника греховности, ренессансная культура утвердила взгляд на человеческое тело как важнейшую эстетическую ценность. Изменилась и структура художественной культуры, отделившая художественные ценности от религиозно-этических и утвердившая искусство как особую область человеческой деятельности. Ренессансная мысль считала искусство способным воплотить идеал гармонично-организованного мира и человека.

Целью данной работы является обозначение гуманистических принципов эпохи Возрождения и их отражение в искусстве художников Ренессанса. Для достижения этой цели будут решены следующие задачи:

  • Составить общие представления об эпохе Возрождения;
  • Описать творчество гуманистов, олицетворяющих эпоху Ренессанса;
  • Проанализировать образ человека в изобразительном искусстве Ренессанса.

Объектом исследования является характеристика гуманистических принципов эпохи Возрождения на примере творчества философов и художников Италии.

Методы исследования

Для анализа литературы и изучения гуманистической культуры Возрождения в данной работе применяется аналитический метод. Также используется сравнительный метод для сопоставления с античной и средневековой культурами и раскрытия гуманистического направления в художественной культуре Возрождения. Особое внимание уделяется итальянскому искусству, так как оно наиболее ярко проявило ренессансное гуманистическое учение о человеке.

Глава 1. Гуманистические принципы искусства Возрождения

Возрождение представляет собой новый этап в истории мировой культуры. Его значение для развития культуры и искусства можно сравнить только с эпохой античной цивилизации. Возрождение открыло перед Западом новый мир греческой древности, освободив его от призраков Средневековья. Италия стала местом невиданного расцвета искусства, который был отражением классической древности и неповторимым достижением.

6 стр., 2762 слов

Русская Православная Церковь и возрождение культуры

... Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом ... Это образно-художественное восприятие мира оказалось чрезвычайно близким самому духу византийской культуры. Владимир Соловьев отмечал, что ... дивной красотой византийского богослужения. Христианство открылось русским людям небесною красотой и посредством этого уникального дара ...

Это был прогрессивный переворот, который выделялся силой и мыслями, страстью и характером своих титанов. Люди, которые формировали современное государство буржуазии, были далеки от ограничений этого класса. Они были смелыми искателями приключений. На основе этого духа возникла новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто на итальянском, Ренессанс на французском языке).

Термин «Возрождение» появился в 16 веке у Вазари, автора знаменитых жизнеописаний итальянских художников. Он рассматривал свою эпоху как время возрождения искусства, после долгого господства искусства средневековья, которое ренессансные теоретики считали временем полного упадка.

Возрождение: гуманизм и искусство

Эпоха Возрождения имела особое значение для развития искусства, а также утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве. Достижения этой эпохи представляют собой важные вехи в развитии гуманистической культуры и реалистического искусства, возвышающие красоту и достоинство человека, осознающего прекрасное в мире, а также осознающего силу своего разума и воли в творчестве.

В отличие от культуры Средневековья, гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения была светской. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Стремление к познанию реального мира и восхищение им нашли свое отражение в искусстве, которое стало отображать самые различные аспекты действительности и придавать величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным произведениям художников.

В эпохе Возрождения была признана самоценность человеческой личности, что нашло свое отражение в искусстве. Ренессансный гуманизм видел ценность человека в его нравственном и эстетическом достоинстве, в благородстве духа и красоте тела. Особую роль в этой эпохе играла живопись, которая могла реализовать ренессансное гуманистическое учение о человеке.

Великое значение в становлении искусства Возрождения имело античное наследие, которое было по-новому понято. Влияние античности особенно сказалось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства. Поэтому в ряде отношений культура Возрождения, особенно в Италии XV века, напоминала культуру классической Греции. Дух героического гуманизма, возвышенной гражданственности и тесной связи художественной культуры с духовными интересами граждан города стремление украсить, возвысить в образах искусства свой родной город объединяют культуру независимой ренессансной городской общины с культурой свободного античного полиса.

Особенности искусства Возрождения

Искусство Возрождения отличается от греческого искусства классического периода, связанного с рабовладением, рядом решительных особенностей. Во-первых, искусству Возрождения присуще острое чувство индивидуальности и личной неповторимости образа человека, что отсутствовало в греческом искусстве. Портреты этого времени пронизаны пафосом утверждения личности и осознания необходимости разнообразия и яркости индивидуальностей в обществе. Это было следствием борьбы с феодальной иерархией и неравенством средневековья, что способствовало развитию новых общественных отношений.

7 стр., 3058 слов

А. Паре и развитие хирургии в эпоху Возрождения

... художник Д. Вазари писал о "возрождении" искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Позже понятие "Возрождение" приобрело более широкий смысл. Эпоха Возрождения - это конец Средневековья и ... о хирургах: "Узнав, что люди других наций и чужих государств, убийцы, воры, фальшивомонетчики, шпионы, разбойники, пьяницы, ростовщики занимаются хирургией в нашем городе и парижском ...

Великие деятели Возрождения, такие как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Макиавелли и Лютер, проявляли множество талантов и занимались различными областями творчества. Они были не только художниками, но и математиками, механиками, инженерами, государственными деятелями, историками и поэтами. Эти люди активно участвовали в практической борьбе и жили в самом центре интересов своего времени.

Гуманистическая культура и эпоха Возрождения

Смена средневековой культуры на новую, светскую гуманистическую культуру, свободную от церковной догматики и схоластики, стала основой эпохи Возрождения. Возрождение означает переход от религиозных представлений к интересу к реальной жизни и ее основным проявлениям. Эта эпоха утверждает достоинство и красоту человека, его разума, воли и творческих сил. Возрождение пропагандирует гуманизм и призывает к осознанию личного творческого начала, преодолению сословных традиций и предрассудков.

Искусство Возрождения

Искусство Возрождения формировалось в условиях, когда устои феодального уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием еще не сложились. Еще не успели проявиться пагубные для развития личности последствия капиталистического разделения труда, смелость, ум, находчивость, сила характера еще не утратили своего значения. Это создавало иллюзию бесконечности дальнейшего прогрессивного развития способностей человека. В искусстве утверждался идеал титанической личности.

Искусство эпохи Возрождения носило общественный характер. Именно это черта сближает его с искусством классической Греции. И в то же время в искусстве Возрождения, особенно в поздний период, нашел воплощение образ человека, в котором черты индивидуального своеобразия сочетались с социально-типическими качествами.

Искусство Возрождения прошло этапы раннего (15 в., соответствует времени зарождения капиталистического производства в отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах), Высокого (90-е г.г. 15 в. — первая треть 16 в.) и позднего Возрождения (вторая половина 16 в.).

В разных странах оно выявило себя по-разному. Так, например, в Нидерландах не было этапа Высокого Возрождения. Как уже отмечалось, формирование искусства Возрождения в борьбе с пережитками средневекового искусства, рост, расцвет художественной культуры Возрождения, а затем кризис в поздний период его существования протекали по-разному в отдельных странах в зависимости от конкретных исторических условий.

Искусство Возрождения в Италии

В Италии, где Ренессанс получил наиболее полное и последовательное развитие, его эволюция происходила через следующие этапы: так называемый Проторенессанс («предвозрождение»), то есть подготовительный период, когда обозначаются первые признаки, предвещающие наступление художественного переворота. Культура раннего Возрождения наиболее последовательно и полно раскрылась в искусстве Италии и охватывает собой весь 15 век примерно до 80-90-х г.г.

Расцвет искусства раннего Возрождения завершается так называемым Высоким Возрождением (90-е г.г 15 в. — нач. 16 в.).

13 стр., 6294 слов

Европейская культура эпохи Возрождения

... человеку-творцу.Развитие нового типа культуры в Италии Итальянские городские коммуны, основанные на принципе самоуправления и выборной власти, сыграли ключевую роль в развитии нового типа культуры в эпоху Возрождения. ... в искусстве и культуре. Возрождение оставило глубокий след в истории человечества и продолжает вдохновлять нас до сегодняшнего дня.Роль гуманизма в эпоху Возрождения Экономические ...

Искусство Высокого Возрождения представляло собой особую ступень развития Возрождения в целом, с его стремлением к гармонической ясности и монументальной героике образа человека.

В период с 30-х до 40-х годов XVI века культура Возрождения достигла своего завершающего этапа, который получил название позднего Возрождения. Великий вклад в историю художественной культуры Возрождения внесла Италия. Не случайно именно в Италии родилось новое искусство.

Знаменитый Данте писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля, на которой стоит город, священнее, чем думают люди». Это высказывание отражает уважение и восхищение перед древними архитектурными памятниками, которые были символом великой античной культуры.

Возрождение было своеобразным продолжением античной культуры, подтверждением идеалов гуманизма. Этот период ознаменовал конец средневековья и начало новой эры. Гуманисты, являющиеся проводниками новой культуры, придерживались идеи гуманизма, основанного на принципах равенства, справедливости и человечности в отношениях между людьми. Они отвергали религиозные узы и признавали право человека на свободу и счастье.

Итальянские гуманисты открывали мир древности, разыскивая и изучая творения древних авторов. Они с большим энтузиазмом находили обломки архитектурных сооружений, статуи, барельефы и монеты. Восстановление и очищение этих артефактов от искажений, внесенных средневековыми монахами, требовало много труда и усилий. Однако этот труд был оправдан, так как благодаря ему возрождался античный идеал красоты.

Итальянцы имели особое понимание любви, нравственности и религии. Их взгляды на жизнь отличались вкусом к порядку, гармонии и строгой форме. Они более живописно и изящно понимали человека и общество, чем природу или варвара.

История Возрождения в Италии

В эпоху Возрождения культура Италии была на вершине своего развития. Эта культура обогатилась благодаря сочетанию социальных, историко-художественных и экономических факторов. Условия политической независимости и свободы от феодальных установлений в городах Италии способствовали зарождению нового, капиталистического уклада, формированию ремесленного производства и ранней буржуазии.

Сфера распространения ренессансной культуры охватила многие страны Европы. Но следует отметить, что в Италии новая культура зародилась раньше, чем в других странах и сам путь ее развития продемонстрировал исключительную последовательность всех этапов — от Проторенессанса до позднего Возрождения, при этом на каждом этапе итальянское искусство проявляло высокие результаты, превосходящие достижения художественных школ других стран. Благодаря этому ренессансную культуру считают одной из наиболее цельных и законченных в своей классической форме в Италии.

Социальное развитие ренессансной Италии

Социальные факторы также являются важными в объяснении уникальных характеристик итальянской ренессансной культуры. В эпоху Возрождения пополанское сословие, состоящее из ремесленников и купцов, захватило политическую власть в городах — Флоренции, Сиене, Милане и Болонье. Именно единство экономической и политической власти сделало пополанскую буржуазию Италии уникальной — она отличалась как от средневекового бюргерства, так и от буржуазии послеренесансной эпохи в абсолютистических государствах XVII века.

17 стр., 8225 слов

Культура эпохи Возрождения

... культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру. Цель настоящей работы: рассмотреть особенности и содержание культуры в эпоху Возрождения. 1. Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения ... о независимом человеке могло сформироваться только среди подобных людей. Города Италии славились разнообразными ...

Образ жизни итальянской элиты в эту эпоху был связан с усиленной деятельностью в области искусства и знаний. Их интересовали искусство, литература и наука. Большое значение имели также антропоцентрические взгляды на мир.

Культурные влияния на развитие ренессансной культуры

Италия являлась хранительницей художественного наследия античного мира. Здесь находилось множество памятников древного искусства, а в некоторых городах сохранились центры их производства. Это был один из главных историко-художественных факторов, который способствовал развитию ренессанса в Италии.

Кроме того, Италия стала пунктом скрещивания нескольких средневековых культур — византийской и Романо-готической. Данное сочетание нашло равно значительное выражение в искусстве Возрождения.

Введение

В эпоху Возрождения произошел значительный переворот в сознании людей. Восстановление древнегреческой и римской культуры, обнаружение и изучение рукописей и статуй, спасенных при падении Византии и вырытых из-под развалин Рима, привели к возрождению идеалов античного мира. Средневековый аскетизм и церковное учение о презрении земной жизни уже не определяли сознания людей. Гуманисты восхваляли земную красоту и возносили человека на высокий пьедестал.

1. Возрождение греческой древности

Спасенные рукописи и античные статуи, представленные перед Западом, открыли новый мир — греческую древность. Под светлыми образами античности исчезли призраки Средневековья. В Италии наступил невиданный расцвет искусства, отражающий классическую древность, недостижимый в другие времена.

2. Возвышение человека

Эпоха Возрождения не только восстановила идеалы античного мира, но и возвеличила человека. Гуманисты представляли человека как сильного, смелого, развитого физически и духовно, прекрасного и гордого. Он стал подлинным хозяином судьбы и устроителем лучшего мира.

3. Мечта о свободе и противоречия

Однако, несмотря на возвеличение человека, эпоха Возрождения не смогла реализовать мечту о свободе и полном саморазвитии личности. Человек оказался лишь игрушкой рока в античном мире, и его личные качества и воля не могли изменить его судьбу. Противоречия эпохи Возрождения проявились в деятельности таких фигур, как папа Александр VI и Макиавелли, которые, несмотря на блестящие таланты и патриотизм, преследовали свои личные цели и стремились к объединению Италии.

Заключение

Эпоха Возрождения принесла значительные изменения в сознании людей. Она возродила греческую древность и возвеличила человека, но не смогла реализовать мечту о свободе и полном саморазвитии личности. Противоречия этой эпохи стали неотъемлемой ее частью и оказались значительным фактором в формировании общества того времени.

Введение

В эпоху Возрождения дурное и хорошее переплетались между собой удивительным образом. Люди, вышедшие из средневековья, были озарены высоким идеалом гуманизма, но они все еще были новичками в свободомыслии. Социальная гармония не была достигнута, и страсти безудержно владели отдельными личностями, побуждая их действовать безраздельно и безраздумно.

7 стр., 3499 слов

Воспитание нового человека Возрождения, идеал гражданственности

... культуры Ренессанса, ее влияния на гуманистические идеалы мыслителей того времени, взглядов гуманистов эпохи Возрождения на отношения человека и общеста. Для ... человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В Италии первые признаки Возрождения ... поэт всех времен и народов Данте Алигьери (1265-1321). Его по ...

Великие художники Возрождения трудились в этом сложном мире. Они упорно воплощали в искусстве идеал, о котором мечтали и в который верили, хотя он оказывался несбыточным. Они, по сути, завершали в искусстве то, что в жизни оставалось неосуществленным.

Титаны этой эпохи вознесли искусство на высшую ступень. Они достигли его полного расцвета в пору особенно трагическую, когда мечты о народной свободе и объединении страны были разрушены.

Идеал человека эпохи Возрождения

В Италии, в отличие от других европейских стран, очень рано сформировался эстетический идеал человека эпохи Возрождения. Он восходил к учению гуманистов о «homo universale» — о совершенном человеке, в котором гармонично сочетались телесная красота и сила духа.

Ведущей чертой этого идеала было понятие «virtu» — доблесть. Оно имело широкое значение и выражало действенное начало в человеке, его целенаправленность и способность осуществлять свои высокие замыслы вопреки всем преградам. Это качество было особенно выражено у художников, чьи образы преобладали героический характер, таких как Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Мантенья и Микеланджело.

Однако, гармония ренессансных образов была далека от расслабленного покоя. В них всегда ощущалась внутренняя активность героя и его сознание моральной силы. Это качество присутствовало даже у художников, чьи образы не были столь героическими, например, у Рафаэля и Джорджоне.

Глава 1. Характеристика итальянского искусства эпохи Возрождения

В итальянском искусстве разработанные гуманистические представления проявились уже в том доминирующем положении, которое нашел в нем человеческий образ. Одним из показателей этого было характерное для итальянцев преклонение перед прекрасным человеческим телом, которое рассматривалось гуманистами и художниками как вместилище прекрасной души. Окружающая человека бытовая и природная среда в большинстве случаев не стала для итальянских мастеров объектом столь же пристрастного внимания.

В центре — находится человек, личность во всей своей неповторимости. Итальянские художники Возрождения творили в духе своей эпохи, но как раз этот дух наделял их творческой свободой, и потому каждый, выявляя свое, несчетно обогащал наши собственные восприятия и представления.

Об этом хорошо сказал крупнейший французский писатель начала 20-го века Марсель Пруст: «Для писателя, равно как и для живописца, стиль — это не вопрос техники, а видения. Благодаря искусству, вместо того, чтобы видеть только один мир, наш мир, мы видим, как он множится, и в нашем распоряжении столько же миров, сколько на свете оригинальных художников». [20, с.35]

Отдельные стороны ренессансного образного восприятия получали в искусстве итальянского Возрождения различное преломление в зависимости от различных этапов его эволюции и от традиции, сложившихся в отдельных территориальных художественных школах. Поскольку экономическое и культурное развитие итальянских государств не было равномерным, соответственно был различным и вклад их в искусство Возрождения на протяжении отдельных его периодов. Из многих художественных центров страны должны быть выделены три — Флоренция, Рим и Венеция, искусство которых в определенной исторической последовательности представляло на протяжении трех столетий магистральную линию итальянского Ренессанса.

14 стр., 6813 слов

Роль народного художественного творчества в развитии духовно ...

... Духовно-нравственная культура личности. Предмет: Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Задачи: Раскрыть понятие духовно-нравственной культуры личности. Определить возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Изучить жанры народного художественного творчества. Рассмотреть народный танец как ...

Глава 2. Особенности итальянского гуманизма как нового типа культуры

Итальянский гуманизм — представляет собой сложное и многогранное историческое явление. Гуманизм тесно связан с различными сферами социально-политической и культурной жизни Италии 14-16 вв., с общественным сознанием отдельных классов и слоев, с литературой, наукой, искусством, системой образования.

Гуманизм в Италии: сопутствующие этические идеи

В процессе формирования и развития гуманистического мировоззрения в Италии этика, в широком ее понимании, стала главной сферой в которой рождалось новое учение о человеке, его отношение к природе, обществу и земному предназначению.

Основными идеями гуманизма стали раскрепощение личности, высвобождение ее из оков средневековой феодально-церковной идеологии и утверждение высокого достоинства человека как свободного творца земного счастья. Эти идеи являются ключевыми в развитии гуманизма в целом и определены особенностями Италии в позднесредневековый период.

Италия получила название «страны Возрождения», благодаря этому мировоззрению, его идеям и культуре, которая стала антидогматической и антисхоластической, отражающей глубокие изменения общественных и идеологических условий позднесредневековой Италии.

Studia humanitatis и освоение богатства античной культуры

Tермин studia humanitatis, заимствованный у Цицерона, понимался гуманистами как воскрешение на римской почве греческой образованности. Деятели Ренессанса расширили его смысл до освоения всего богатства античной культуры в ее греческой и латинской традициях.

Гуманисти стали носителями и творцами новой системы знаний, в центре которой стояла проблема человека и его земного предназначения. Они считали себя прямыми продолжателями античных традиций и воскрешали их, считая Возрождение этапом культурного расцвета после тысячелетнего господства «средневекового варварства».

По мнению гуманистов, studia humanitatis были частью нового, по сравнению со средневековым периодом, комплекса научно-образовательных дисциплин, включающего грамматику, риторику, историю и этику. Важный акцент при этом ставился на воспитательном значении этих наук.

Духовная атмосфера и прогрессивные тенденции в развитии культуры Европы в 12-13 вв.

Возникновение предпосылок гуманистического мировоззрения связывают с прогрессивными тенденциями в развитии духовной культуры Европы в 12-13 вв. Городские не церковные школы, а также университеты, созданные на их основе, становились средоточием светского знания, которому к тому времени уже была потребность в общественном развитии.

Духовная атмосфера Италии в период возрождения, которую питала ренессансная культура, отличалась исключительной сложностью. В процессе всеобщего осознания достоинства личности деятелей периода отводилось особое значение индивидуальному развитию и раскрытию способностей каждого человека.

Таким образом, гуманизм в Италии, возникнув на фоне прогрессивных тенденций в развитии культуры Европы 12-13 вв., стал олицетворением новой системы знаний, в центре которой стояла проблема человека и его земного предназначения. Борьба за осознание достоинства личности стала определяющей идеей этого мировоззрения.

14 стр., 6501 слов

Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы ...

... литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума. Какова роль, значение литературы в жизни человека? [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-eto-otrajenie-jizni/ Литература – это ... Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её. Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. ...

В культуре 12 века появились новые явления, которые можно рассматривать как предвестники гуманистических идей Возрождения. Они включали борьбу за освобождение философии от авторитета веры, интерес к проблемам человека и его места в мире, а также призыв к объединению гуманитарных и естественнонаучных знаний в единую систему науки, основанную на реальности.

Однако эти новые идеи вызвали сопротивление со стороны представителей старой идеологии, в первую очередь церковников. Они видели в гуманизме опасность для своих устаревших убеждений и образа жизни.

Противоречия в духовной жизни только углублялись. Это особенно ярко проявилось в творчестве Данте. В его произведениях принципы христианской веры сочетались с поиском разума и возвеличиванием человеческого. Данте был титаном в своем развитии, и его творчество отражало борьбу между средневековой и гуманистической тенденциями.

2.1. Гуманистическое начало в культуре предвозрождения: Данте Алигьери

Данте Алигьери является примером противоречивой личности. Он не был двойственным или растерянным, а скорее представлял собой цельную личность. В его творчестве боролись две противоположные тенденции — старая средневековая и новая гуманистическая.

Поэма «Божественная комедия» является величайшим памятником поэтической культуры, отражающим явления жизни и культурные традиции того времени. Она обобщает многовековую стадию развития человечества перед наступлением эпохи Возрождения.

Данте глубоко озабочен несправедливостью, политическим коварством и безжалостными войнами, происходящими в мире. Он мечтает о мире на земле и в своей поэме призывает к этому. Его интерес сосредоточен на реальной жизни и проблемах, с которыми сталкивается человек.

Концепция личности в «Божественной комедии» Данте

В «Божественной комедии» Данте Алигьери раскрывает свою концепцию личности, которая, несмотря на следование средневековым космографическим законам, является гуманистической и инновационной. Его убеждения противоречат христианским идеалам средневековья, и устанавливают человека как свободного и суверенного.

Данте о человеке и его поиске истины

Данте поставил живого человека в центр своих заграничных видений. Это его собственный образ, который показывает жизнь глубоких и сильных чувств, любви и ненависти, а главное — постоянных исканий истины. Поэт направлен на раскрытие более высоких истин, не укладывающихся в рамки средневековых понятий и представлений.

Данте принимает формальную подчиненность человека божественному произволу, но скрывает программу политического и социального преобразования в руках людей, которые должны стать хозяевами своей судьбы. Однако, эта идея о независимости рода человеческого — преимущественно гуманистическая концепция, а не религиозная.

Становление идеи личности

В то время, как итальянские гуманисты только мечтали о возникновении идеи личности, Данте уже был четким представителем гуманизма. У него было ясное и гордое самосознание личности — свободной и суверенной.

10 стр., 4719 слов

Эстетическая и художественная культура личности

... эстетической и художественной культуры личности, .1 Понятие эстетической культуры личности В последнее время все больше внимания уделяется состоянию культуры, которая понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их ...

Данте видел личность как реализованную в воле и нравственной убежденности. Гражданская активность и принципиальность рассматривались как неотъемлемые качества личности, ее достоинства. Человек более не был раб Божий, а судья неправды мира.

Гуманизм в «Божественной комедии»

Все «Божественная комедия» — воплощение гуманизма. Здесь уже освобождают от адских мук и вводят на зеленые луга Лимба язычников — мудрецов и героев античности, а также выдающихся мусульман — философов и благородных воинов. Во всем этом Данте заявляет, что человек главнее, чем его вероисповедание. Важна нравственная ценность человека.

Поэт настойчиво стремится к правде и освобождению от зла. Он показывает мужество и настойчиво пробивающееся гуманистическое начало.

Таким образом, Данте Алигьери, переосмысливая средневековую концепцию мира и человека, создал свой собственный концепт личности, который стал важной составляющей гуманизма.

И это заставляет признать Данте первым гуманистом, хотя еще и с некоторым грузом неизжитых старых представлений. Правда, эти представления из убеждения превратились в систему языковых стереотипов. За ними внимательный взгляд обнаруживает новый идеал суверенно мыслящей личности, опирающейся на разум.

Таким образом, несмотря на все противоречия, Дантова поэма представляется как монолит, а ее творец — как исключительно цельная личность, как несгибаемый борец за истинно человеческую жизнь людей на земле. Вот почему и через два столетия великие гуманисты — творцы Ренессанса, стоявшие на его вершине, будут преклоняться перед великим зачинателем гуманизма. Микеланджело боготворил Данте и мечтал о его славе, а Леонардо да Винчи, атеист, обращаясь к Данте в своих записках, начертал с большой буквы: «Учитель».

Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знаменем ренессансной культуры, большинство исследователей связывают с именами Петрарки и Боккаччо.

Франческа Петрарка

Гуманистическое начало было поставлено Петраркой в центр философии. Воспитанный в христианской религии, Петрарка искал компромисса между верой и знанием. Разгадку тайн человеческого бытия он ищет у Августина, Цицерона, Вергилия, Сенеки. Занимаясь тщательным изучением древних рукописей, Петрарка сличал и выверял различные списки, обнаруживал ошибки и искажения, заложив таким образом основы гуманистической филологии.

Петрарка явился создателем гуманистической культуры в Европе, основателем науки классической филологии. Петрарка страстно поклонялся античности. Культ античности у Петрарки сочетается с утверждением национального единства и независимости Италии. С одной стороны он приверженец языческой античности, с другой не может порвать со средневековой идеологией.

Сочинение Петрарки «Secretum Suum» («Моя тайна» или его второе название «о презрении к миру») — диалог между Августином и Франциском воспринимается как сопоставление двух культур: христианской и гуманистической. Моральные проблемы, глубоко волнующие поэта, — высшее назначение человека, добродетель и греховность — получают как бы двоякое решение: из уст Августина — в духе аскетической христианской морали, в словах Франциска — с позиций светских, где исходным является земное предназначение человека. [3,с.82] В решении главной проблемы моральной философии Петрарка выступает с новых, гуманистических, позиций: небесное блаженство не должно быть предопределено отказом от всего мирского.

Гуманистическая этика Петрарки знаменовала рождение нового умонастроения, раскрывавшего потенции личности в активном самоутверждении. В научном творчестве Петрарки, первого гуманиста, новое мировоззрение еще не обрело законченной формы и логической стройности. Трактаты, письма, лирика — все творческое наследие выдающегося мыслителя и поэта свидетельствует о рождении нового мировоззрения, обращенного к проблемам человека, его земного бытия.

Колуччо Салютати

Узкий взгляд на вещи, мировоззренческая слепота «физиков» и беспомощность в практических вопросах логиков-схоластов побуждают Салютати искать подлинную науку в studia humanitatis. Именно Салютати принадлежит заслуга развернутого гуманистического толкования этого понятия. Вбирая в себя опыт всей культуры, языческой и христианской, studia humanitatis призваны формировать нового человека — человека, обладающего высоким свойством — humanitas, которое гуманист понимает как способность к добродетельным поступкам. Нumanitas (человечность), подчеркивает Салютати, — не только прекрасное свойство души, но и также практический опыт и ученость. Салютати подчеркивает силу воспитательного и образовательного воздействия знания, studia humanitatis в особенности, на человека, способного идти таким путем к совершенству. Через активность мысли и воли, разума и чувства добра — таков путь, по которому должен идти человек. В этих идеях ясно раскрывается гуманистический смысл этики Салютати.

Введение

Цель данного исследования заключается в изучении гуманистического движения в конце 14 — начале 15 веков, особенно в отношении идей и влияния Колюччо Салитатти. Гуманизм в то время стал важным фактором для развития культуры Италии и формирования нового человека.

В ходе исследования будут рассмотрены основные положения гуманизма, выраженные в трактате «Светляк в ночи» Колюччо Салитатти, а также его полемика с монахом-доминиканцем Диссованни Доминичи. Особое внимание будет уделено взглядам Салитатти на роль античных авторов в формировании благой жизни и влиянию религии Христа на гуманистические идеи.

Также в рамках исследования будет проанализировано понимание Салитатти проблемы свободы доброй воли и ее взаимодействия с благодатью Божией. Гуманистический подход к свободе воли будет рассмотрен с учетом рационального аспекта божественной благодати и активного участия человека в достижении блага.

Основная часть

Колюччо Салитатти считал, что новая образованность играет важную роль в понимании Священного Писания. В своей полемике с монахом-доминиканцем Диссованни Доминичи, автором трактата «Светляк в ночи», Салитатти утверждал, что античные авторы помогают людям вести благую жизнь, а религия Христа не противоречит этим идеям.

Для Салитатти проблема свободы доброй воли не ограничивается необходимостью благодати. Он настаивает на существовании собственного стремления человека к добру, которое проистекает из его природной свободы выбора. Благая воля человека является естественной, только если она направлена к благу. Салитатти подчеркивает, что божественное руководство и благодать Божия не умаляют необходимости произвольного стремления человека к благу. Он придерживается христианской ортодоксии, развивая идеи Петрарки и Боккаччо, и подчеркивает рациональный аспект божественной благодати и действенность собственных усилий человека на пути к благу.

Гуманисты также акцентируют внимание не только на психологической, но и на практической природе свободы воли. Они рассматривают ее не только как стремление к благу, но и как благое действие. Важно отметить, что гуманисты в принципе не выходят за рамки христианского мировоззрения, подчеркивая деятельный характер свободы воли.

Салитатти считает, что человек является центром Вселенной, и поэтому законы человеческого общества и этики, даны Богом, заложены в душе человека. Обновленный комплекс знаний человечества, основанный на античной культуре, должен формировать сознание нового человека. Восхождение к идеалу и формирование нового человека невозможно без активного применения теории в практической жизни.

Гуманистическое движение в конце 14 — начале 15 веков можно назвать школой Салитатти, включающей его учеников и последователей, таких как Леонардо Бруни, Подисо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио, Николо Николи. Эти гуманисты развивали идеи Салитатти и боролись за утверждение новой культуры в Италии.

Так, завершается этап раннего гуманизма, названный Проторенисансом. Его итогом, явилась концепция новой культуры, нового подхода к проблемам человека, формированию образованной культурной личности.

Глубокое освоение античной мысли, литературной и философской, ставшее неотъемлемой частью научной деятельности самих гуманистов, было провозглашено важнейшим принципом нового знания. Вырванная из забвения античная, греческая и римская культура оказала огромное влияние на становление гуманистического мировоззрения, однако она реконструировалась не столько ради нее самой, сколько для возведения на ее фундаменте здания новой культуры. Складывалась система светского знания, ставившего целью определить предназначение человека исходя из его природы и условий существования. Новый идеал человека неизменно включал лучшее из тех реальных черт, которые гуманисты находили у современников. Итоги развития гуманистической культуры Италии 14 в. Оказались значительными не только в идеологии и науке. К началу 15 в. Возросло количество ее сторонников в различных слоях. Гуманисты мечтали о моральном преобразовании общества на началах добра и справедливости, о расцвете просвещения и культуры.

2.2. Теоретические основы гуманизма в эпоху Раннего Возрождения

В течение 15 века, в Италии сложилось мощное гуманистическое движение. Центрами Ренессансной культуры этого периода не только Флоренция, Милан, Венеция, Рим, но и Феррара, Мантуя, Урбино, Болонья. Сформировалась новая интеллигенция, новая система образования, основанная на STUDIA HUMANITATIS.

Различные научные интересы и идейные тенденции свидетельствовали об изолированности гуманистических центров. Огромное эпистолярное наследие гуманистов дает представление об их многогранных социальных связях, позволяя ощутить масштабы культурных перемен в жизни итальянского общества. Столкновение Милана и Флоренции и его прямые последствия определили момент того качественного скачка в идейной проблематике гуманизма, который подготовлялся исподволь всем ходом изменений как в социально-политической обстановке Италии конца 14 в. — начала 15 в., так и в идеологических воззрениях ранних гуманистов, отражавших эту обстановку.

Леонардо Бруни

Леонардо Бруни был гуманистом, который обратился к учению Аристотеля. Он выступал за формирование человека-гражданина и провозглашал общественный идеал — английский VITA SOCIALIS, который противостоял созерцательной жизни — VITA CONTEMPLATIVA.

Несмотря на разнообразие литературных произведений Леонардо Бруни, главное место в его творчестве занимают его исторические работы. Он пишет биографии античных писателей — философов Аристотеля и Цицерона, а также своих литературных предшественников — «трех великих флорентийских поэтов» — Данте, Петрарки и Боккаччо.

Бруни, первый историк-гуманист, анализируя социальное строение общества, преодолел ограниченность средневековых хронистов и открыл широкую дорогу научной истории, на которую последовали его последователи.

Гражданский гуманизм, начавший свой путь во Флоренции в конце XIV века — первых десятилетиях XV века, провозгласил новый идеал человека. Флорентийские гуманисты выдвинули идеал гражданина республики, преисполненного общественной активности, которая распространялась от семейных хозяйственных дел до участия в управлении государством. Это был идеал светской этики, основанный на философской традиции античности. В качестве отправной точки была выбрана этика Аристотеля, а также идеальный гражданин Цицерона — нравственно безупречный и активный в исполнении своих обязанностей. Влияние Цицерона на флорентийский гуманизм признают многие исследователи.

Идеал гражданина, отражающий республиканские традиции Древнего Рима, такие как служение отечеству, честность, широкая образованность и владение ораторским искусством, был очень привлекателен для Леонардо Бруни и его последователей. Они настойчиво подчеркивали историческую преемственность Флорентийской республики от республиканских традиций античного мира. Бруни считал, что идеальный гражданин может сформироваться только в обществе и для общества.

В молодости Бруни был тесно связан с группой гуманистов, собравшихся вокруг флорентийского канцлера. Он также считается одним из ведущих теоретиков гуманистической педагогики.

Для многих гуманистов и, особенно, для младших его современников — Маттео Пальмиери, Донато Аггайуоли, оставался незыблемым принцип республиканизма: демократия и гражданская свобода трактовались как естественная форма человеческой общности. Идейное основание теории гражданственности гуманисты находили у античных философов — в учении Аристотеля, Платона, Цицерона. Аристотель, выдвинувший на первый план общественную природу человека, вызвал глубокий интерес деятелей новой культуры. «Гражданский гуманизм» во многом опирался на его этику и политическое учение.

Наука — философия, этика и, особенно, политика — должна служить обществу. Так понимал Бруни долг ученого и смысл всего гуманистического образования.

Маттео Пальмиери

Пальмьери, утверждал мысль об общественном характере природы человека, который раскрывается в созидательном труде, обязательном для всех. Назначение человека видит в нравственном совершенствовании, в условиях деятельной, мирной жизни на пользу общего блага. Высшей гражданской добродетелью, он считал спарведливость.

Нравственное совершенство граждан и их практическую добродетель гуманист мыслит вне диктата справедливости, которая абсолютно необходима, по его убеждению, хорошо устроенному гражданскому обществу. Идеи Аристотеля — именно на него ссылается Пальмиери, определяя понятие «справедливость», — тесно связаны в его речи с максимами Сященного Писания. Оценивая позицию Пальмиери, степень ее оригинальности, не следует забывать об особенностях жанра — публичной речи на заданную тему — и то, что сама тема справедливости давно стала стереотипом.

Бартоломео Фацио

Несмотря на малый интерес к личности Фацио, его трактат «О превосходстве и исключительности человека» привлек внимание крупных исследователей эпохи Возрождения. Э. Гарэн отмечает теоретическую слабость трактата Фацио, его уход от гуманистических идей к одобрению чистого созерцания.

Уже неоднократно отмечалось обращение гуманистов в развитии темы достоинства человека к антропоцентрическим идеям отцов церкви. Для гуманистов важно не то, что человек создан по образу и подобию Бога, но что он самим распорядком вещей предназначен играть центральную роль в универсуме, подходить творчески к себе и окружающему миру. Диалог Фацио «О счастье человеческой жизни» посвящен центральной теме гуманистических дискуссий — вопросу об истинном благе. [25, с.49]

Человек — господин мира. Но такая власть ему дана, чтобы неукоснительно выполнять повеления Бога и с благословением почитать его. Проблему достоинства и превосходства человека над прочими живыми созданиями Фацио рассматривает в рамках христианского учения о душе — уникальном божественном даре. Человеческую душу нельзя сравнить ни с одной природной стихией (будь то огонь или воздух), так как она не подвержена порче, выступая в земной жизни человека в роли активного начала благодаря качествам, заложенным в ней: разуму, рассудку, памяти, языку. Но главное качество человеческой души, сближающее ее с Богом, — бессмертие, ибо в этом проявляется ее божественная природа. Доказывая бессмертие души, гуманист ссылается на античных мыслителей — Ферекида, Пифагора, Платона, Аристотеля, каждый из которых так или иначе подчеркивал мыслительную способность души. Согласно его представлениям, только деятельная, достойная жизнь под руководством разума — путь к достижению истинного человеческого счастья, которое гуманист видит в постижении Бога.

Утопические идеи Фацио отражают глубокое противоречие гуманистического мировоззрения. Лежащее в его основе стремление освободить и безгранично возвысить реальность человеческого бытия служило идеологической и пропагандистской основой оформления в недрах средневекового общества. Столкновение гуманизма с реальностью приводило к отторжению от нее посредством создания теории крайнего эгоцентризма, либо социальных утопий в духе первых веков христианства. В трактате «О знаменитых людях» он продолжил поиски совершенства в тех своих современниках, которые на стезе разума и доблести участвовали в преобразовании мира. Позиция Фацио лишний раз доказывает, что гуманизм пи всей своей неоднородности проповедовал идеи творчества и созидания, изменения мира во благо человека. Мысль Фацио о первостепенной роли разума в этом процессе находится в русле идей гуманистического рационализма 15 в. [25.с.53]

В гуманистическом движении первой половины 15 в. Идеал личности, раскрепощенной духовно и обретающей счастье в обществе, стал стержнем формирования культуры. В разнообразном по характеру творчестве Бруни, Валлы, Манетти, Подисо, Альберти понимание достоинства человека обогащалось существенными, дополняющими друг друга чертами, и в итоге складывался единый гуманистический критерий оценки личности.

Лоренцо Валла

Не отказываясь от дуалистической трактовки человека («тело» — «дух»), Валла истолковывает этот дуализм по-новому: как гармоническое равновесие, равноправие телесного и духовного начал, а не как их антагонизм. В понимании гуманиста душа и тело одинаково предуготованы природой к наслаждению — удовольствия духовные и телесные равноценны.

Полезность — естественный принцип и важнейший критерий действий человека, всей его жизни. Жить добродетельно, считает он, значит действовать с пользой для себя.

Наслаждаться красотой природы и человеческого тела, ублажать слух чудесной мелодией, испытывать радость любви, восхищаться дружбой, стремиться к материальному достатку, а также познавать счастье духовной жизни, которое дают наука, поэзия, искусство, — таков реальный смысл земного существования человека, его предназначение. Для Валлы земное предназначение человека еще неотделимо от высшей цели — небесного блаженства, но она уже обладает самостоятельной ценностью. В историю итальянского гуманизма Лоренцо Валла вписал немало ярких страниц. И не только тем, что обратил внимание на первостепенную важность удовлетворения всех потребностей человеческой натуры, подчеркнул право людей на чувственные наслаждения, на все радости земного бытия, но и острой критикой католической церкви, ее догматики и институтов. В Италии методы научной критики, выдвинутые Валлой, получили развитие в историко-политической мысли 16 в., в трудах Макиавелли и Гвиччардини.

Валла — гуманист выступает за новый подход к вопросам веры и культуры, что находит последовательное выражение в таких сочинениях как диалог «О свободе воли», трактат «Красоты латинского языка» и «Диалектические диспуты». Земное счастье достигается посредством овладения богатствами культуры, человеческого опыта. Задача ученого и всякого разумного человека, по мысли гуманиста, — добиваться наиболее правильного понимания и употребления слова — носителя исторического опыта и культурных ценностей. Таким было для Валлы слово латинское. Латинский язык был в его понимании выразителем общности древней и современной культуры.