Выразите свое отношение к поднятой проблеме.
Сделайте комментированный пересказ основных положений исходного текста.
Рассмотрите основные языковые средства.
Сформулируйте главную мысль.
Пишем сочинение-рассуждение.
Текст : Некогда Сократ пояснял, что строить цепь последовательных умозаключений, ведущих к верному выводу, ему помогает таинственный дух, демон, гений. С той поры повелось считать, будто избранные люди одухотворены гением и поэтому способны на сверхъестественные деяния.
Но почему все-таки некоторые люди наделены острым умом, тонкой интуицией, вдохновением? Или это особый дар, унаследованный от предков примерно так же, как наследуются дедушкин нос и мамины глаза? Или результат упорного труда и нечеловеческой работоспособности? (А почему кто-то особо работоспособен?) Или просто игра случая, поднимающего кого-то выше других, подобно волне, которая одного захлестывает, а другого подбрасывает вверх? Или все эти слагаемые в сумме определяют гениальность?
О врожденных талантах известно немало. Пятилетние дети способны прекрасно играть на музыкальных инструментах и сочинять музыку, рисовать, изучать иностранные языки. Правда, одаренные дети редко становятся великими людьми.
А как быть с теми мыслителями, творцами, кого не отличали с детства особые таланты и которым судьба не создала особых обстоятельств для проявления гениальности? Кем считать их?
Пожалуй, именно их и следует считать великими людьми. Такой человек трудится наперекор судьбе. Он мучительно превозмогает врожденные и приобретенные свои недостатки. Он ищет в своей душе те чудесные искры, которые позже сможет превратить в яркий свет. Он добивается от себя наивысшего напряжения сил, разума, воли. Он одновременно творец и творение, создатель самого себя.
-
Используйте прием «вопросы – стимулы»: задайте два – три вопроса, которые будут отражать тему текста;
-
Напишите о вечной актуальности этих вопросов;
2 стр., 606 словРассуждение В. Лаптев проблема трагического одиночества великих ...
... способно понять и принять великого человека при его жизни и только будущим поколениям суждено осознать всю важность и неоспоримость поступков гениальной личности. Бесспорно, автор текста ... судьба гениальных людей, которые оказались не в силах донести до современников важность своих свершений и вынуждены жить в одиночестве, надеясь, что когда ... творением которого стал роман о Пилате и Иешуа. Современники ...
-
Сделайте переход к исходному тексту
Пример выполнения
Кого называют гением? Откуда они берутся? Какая сила помогает человеку совершить то, что другим оказывается не под силу? Эти вопросы всегда тревожили (беспокоили, волновали, интересовали) человечество. О природе гениальности рассказывает (размышляет, спорит, говорит, делится мыслями) в своей статье писатель – публицист Р.К.Баландин.
-
Переведите тему статьи в более широкий план: напишите о том, что поднятая автором проблема актуальна для каждого человека;
-
Задайте вопрос, ответ на который вы будете искать в исходном тексте;
-
Обратитесь за ответом на этот вопрос к исходному тексту.
Пример выполнения
Но смысл этой статьи шире, чем кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она волнует любого из нас. Каждый человек имеет какое-то предназначение, в каждом из нас таятся огромные возможности. А вот угадать свое поприще, найти свой путь, реализовать себя в обществе удается, увы, далеко не каждому. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье писателя Р.Баладина.
-
Обратите внимание на начало текста. Там упоминается имя выдающегося древнегреческого философа Сократа. Используйте его имя для развернутого высказывания;
-
Раскройте главную черту личности Сократа, которая выражает феномен гениальности;
-
Подтвердите эту мысль цитатой из текста;
-
Прокомментируйте это суждение, используя материал второго абзаца исходного текста, где даются различные объяснения феномена гениальности;
-
Подтвердите эту тоску зрения собственными примерами.
Пример выполнения
В самом начале текста упоминается имя древнегреческого мудреца Сократа. И это не случайно: Сократ стал символом (живым воплощением, ярким представителем, наглядным примером) неудержимого стремления к истине, вечного поиска. Именно это качество, по мнению автора, и является главной чертой гения: гений – это человек, который « добивается от себя наивысшего напряжения сил, разума, воли». Выходит, дело не во врожденных способностях, не в игре случая, а в той цели, которую ставит перед собой человек. В свое время мало кто верил в талант В.Брюсова, считая, что его не поэтом, а ремесленником, подражателем К.Бальмонта. Да и сам поэт всегда утверждал, что технике стихосложения можно и должно учиться. «Талант поэта, истинное золото, может сквозить и в грубых, неуклюжих стихах», — утверждал поэт-символист. Может быть Бальмонт и талантливей, но именно В.Брюсов навсегда вошел в историю русской литературы, как открыватель новых путей, великолепный мастер стиха, доказавший это своими великолепными стихами. М.Булгаков по мере осознания веры, раз за разом переписывал свой главный литературный труд «Мастер и Маргарита», пытался его сжечь, как Н.В.гоголь, прежде чем роман увидел читатель. Что побудило этих людей на такой поистине титанический труд? Верность своему делу, призванию!
Анализ милостыня и тургенев. по тургеневу милостыня Примеры выполнения задания
... в записи И.С.Тургенев Милостыня Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной ... осенила тихая радость. (По И. С. Тургеневу) Примеры выполнения задания: Милосердие. Сострадание. ... выписала несколько самых важных слов из этого текста: По дороге – старый больной человек – исхудалые ноги ... понять? (Записывается первая цель: Ответить на вопрос: Дать милостыню и быть милосердным – ...
-
Запишите первое предложение, в котором следует обозначить общую функцию языковых средств этого текста;
-
Назовите наиболее важные с точки зрения реализации главные мысли средства, укажите их функции.
Пример выполнения
Для большей убедительности своих суждений автор использует многочисленные языковые средства. Вопросы (предложения 3-6), которые задает писатель, показывают сложность поставленной проблемы, решение которой не допускает однозначного ответа. Оценочные эпитеты («чудесные искры», «таинственный дух») придают тексту яркую образность. Читая текст, мы словно слышим живой голос автора, в этом нам помогают вводные слова в предложениях 11, 14.
Пример выполнения
Прочитав этот текст, нам становится понятно (понимаешь, осознаешь), что все мы талантливы. Но раскрыть свой внутренний потенциал в полной мере смогут лишь те, кто посвятит свою жизнь высокой цели, кто никогда не свернет со своего пути, кто самоотверженно (бескорыстно, преданно) будет служить великому делу жизни.
Вот и все, сочинение нами написано. В заключении стоит добавить, что после написания сочинения необходимо еще раз внимательно перечитать свою творческую работу, выделить основные композиционные части, обратить внимания на орфографию и синтаксис, помогающие нам выстроить сочинение.
Зирка Н.И.,
учитель русского языка и литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-zadacha-avtora-rassujdeniya-kak-mojno-ubeditelnee/