Приём «Извлеки информацию»
-
Итоговое сочинение… Итоговое! Что стоит за этим словом?
-
Страшно? Страшно и Вам, и мне. Но мы с вами вспомним пословицу «Не боги горшки обжигают» и возьмём её в качестве руководства к действию. Вперёд!
Задание 1:
1) Прочитайте темы, которые я предлагаю вам для написания сочинения:
1. Что правит миром – разум или чувства?
2. Стихия чувств и холод разума…
3. Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?
-
Что их объединяет? (Все они относятся к первому направлению)
-
Посмотрите на слайд. Продолжите начатый мною ряд:
«Тёмные…»
«Чистый…»
«Солнечный ….»
-
Почему именно эти существительные вы добавили к данным прилагательным?
-
Творчество какого писателя поможет нам написать сочинение?
-
Обратите внимание на прилагательные, которые легли в основу названий рассказов И.А.Бунина.
-
Как вы думаете, с каким словом их можно связать: со словом «разум» или со словом «чувства»?
-
А теперь ещё раз прочитайте темы сочинений и выберите одну из них.
-
Аргументируйте свой ответ.
II. Обсуждение и выбор темы сочинения по направлению «Разум и чувства». Объединение в группы (по выбранной теме).
Заполнение таблицы «Тезис + аргументация»
-
анализ формулировки темы и постановка задачи по её раскрытию;
-
вычленение опорных слов темы, анализ их смысла и взаимосвязей.
2 стр., 785 словДата проведения итогового сочинения в 2015 2016 учебном году
... по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года. В качестве первых ...
Тема 1 — «Что правит миром – разум или чувства?»
МИР
РАЗУМ ? ЧУВСТВА
-
Как вы понимаете смысл этого вопроса?
-
Может ли миром управлять разум? Почему?
-
А чувства?
-
Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
-
Что символизирует разум господина? ( разум, в данном случае, — это бездуховность, подчинение всей жизни человека служению «золотому тельцу», что является преступлением перед самим собой )
-
Какие приемы использует Бунин, чтобы осудить бездуховное существование «господина из С.-Ф.»?
-
К каким выводам подводит нас писатель? ( мир хрупок, поэтому смысл жизни не в приобретении богатства, разум должен быть направлен на что-то важное в духовном смысле ).
-
Запишите выводы в форме тезиса в таблицу «Тезис + аргументация»
Тема 1 — «Что правит миром – разум или чувства?» |
|
Произведение И.А.Бунина |
тезис |
«Господин из Сан-Франциско» |
Бездуховна жизнь человека, в которой всё подчинено разуму ( служению «золотому тельцу») , в которой нет места чувствам. Человек не должен забывать о том, что мир хрупок, как стекло, и прекрасен, и им должны управлять не только разум, но и чувства. |
-
Может ли человек, подчинённый законам разума, чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость?
-
В каком из рассказов Бунина, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывается власть чувства? Почему? Запишите название этого (этих) рассказа в первый столбик таблицы.
-
Запишите тезис, который вы будете доказывать, во второй столбик.
Произведение И.А.Бунина |
тезис |
«Солнечный удар»// «Чистый понедельник// «Тёмные аллеи» |
Однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя: всё в мире взаимосвязано, и выбор между разумом и чувством глупо. Это подобно выбору между отцом и матерью, между небом и землей, между пищей и водой: и то, и другое человеку необходимо! |
Задание тем ученикам, которые выбрали тему 1:, Тема 2 – «Стихия чувств и холод разума…», Приём «Слово-магнит»
[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]
СТИХИЯ
ХОЛОД
ОГОНЬ ПРОХЛАДА, ВЕТЕР НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ЗИМА ОХЛАЖДЕНИЕ, БУРЯ БЕЗРАССУДНОСТЬ ЛЁД РАВНОДУШИЕ, БЕДСТВИЕ СТУЖА
-
Почему же мы говорим «стихия чувств» и «холод разума»? Как вы понимаете смысл этих словосочетаний, исходя из того ассоциативного ряда, который мы с вами построили?
-
Раскрывается ли «стихия чувств» в произведениях И.А.Бунина? Если да, то в каких?
-
Встречается ли «холод разума» в рассказах писателя?
-
Только ли в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор описывает человека, подчинившего свою жизнь разуму?
-
Сформулируйте мысль, которую будете доказывать , и запишите её в таблицу
Тема 2 — «Стихия чувств и холод разума…» |
|
Произведение И.А.Бунина |
тезис |
«Господин из Сан-Франциско» |
Человек, который всю жизнь испытывал «холод разума», никогда не сможет окунуться в мир страстей, в «стихию чувств». А если это вдруг и произойдет, то он сгорит в этом огне чувств. |
«Солнечный удар» |
Воссоединение душ, охваченных «стихией чувств», мгновенно, это вспышка молнии, которая приходит внезапно и так же внезапно уходит. И «холод разума» в такие минуты бессилен: ему не охладить вспыхнувшие на мгновение чувства… Однако потом наступает его власть… |
Задание тем ученикам, которые выбрали тему 2:, Тема 3 – «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?», Прием «Брошенный камень
-
Что, по-вашему, счастье? Пусть каждый из вас запишет по одному слову, которое возникает в голове при мысли о счастье.
-
Проверим:
СЧАСТЬЕ (ассоциации детей)
Любовь
Радость
Мир
Семья
Смех
Успех
Свобода
Лёгкость
Здоровье
ЛЮБОВЬ (ассоциации детей)
Любимая (любимый), Взаимность
Нежность
Забота
Искренность, Самопожертвование
Счастье
ЛЮБОВЬ (ассоциации, связанные с творчеством Бунина)
Потрясение на всю жизнь
Обида
Кратковременная вспышка, Воспоминания, Великое счастье и трагедия
Страсть
-
По мнению Бунина, любовь – это трагедия, которая переворачивает, сминает жизнь, это « краткий гость на земле ».
-
Опираясь на произведения И.А.Бунина, ответьте на вопрос: можно ли достичь счастья, если прислушиваться к голосу разума?
-
Заполните таблицу
Тема 3 — «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?» |
|
Произведение И.А.Бунина |
тезис |
«Господин из Сан-Франциско» |
В мире, где всё подчинено разуму, где правит бездуховность, где мир алчен и жесток, счастья быть не может: чувства уходят на второй план. Главное для «людей разума» – все просчитать, всё взвесить, чтобы стать еще богаче, еще знаменитее… Для счастья места нет в мире расчета и рационализма… |
«Солнечный удар» |
К сожалению, счастья можно не достичь, даже если не прислушиваешься к голосу разума, даже если отдался чувству, ни о чём не задумываясь… |
III. Домашнее задание
Напишите сочинение на выбранную вами тему., Оцените качество главной (основной) части вашего сочинения, ответив на вопросы:
-
Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении?
-
Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?
-
Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?
-
Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?
-
Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой?
-
Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?
-
Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?
-
Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.?
6