Историческая тема в поэзии М. Лермонтова

Сочинение

Присылай нам свои работы, получай l itr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Историческая тема в поэзии М. Лермонтова

Историческая тема в поэзии М. Лермонтова 1

Историческая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще — разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего.

В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон, властитель дум многих современников Лермонтова. К его образу, который “выше похвал, и славы, и людей”, поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 года “Атаман”), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей.

Идея сильной, значительной личности получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с особенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года “Бородино”:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Смысл исторической темы в творчестве Лермонтова

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме заключается в его взгляде на прошлое с позиций современности и в противопоставлении прошлого и настоящего. Поэт видит могучее и лихое племя с одной стороны, но с другой стороны он описывает его как толпу угрюмою и скоро позабытой, проходящую над миром без шума и следа, не оставляющую наследия и не начинавшую решительных дел. Это отражает его разочарование в современной жизни и стремление найти жизнь и решительные поступки в далеком прошлом.

Историческая тема в творчестве Лермонтова вызвана постоянными и мучительными размышлениями о судьбе своего поколения. Он ощущает призыв веков протекших великанов, которые манят его своей силой и решительностью. Лермонтов не видит в настоящем ни сильных людей, ни решительных поступков, поэтому он обращается к прошлому, чтобы найти жизнь, которой не видит в своем времени.

Одной из центральных работ Лермонтова, посвященной историческому прошлому России, является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова">молодого опричника и удалого купца Калашникова». В этом произведении Лермонтов обращается к сложному и кровавому времени правления Ивана Грозного, которое является одним из наиболее драматичных периодов истории Руси. По мнению Лермонтова, именно в такие значимые периоды проявляются наиболее сильные и важные черты русского характера. В героях этой песни каждый является высшим проявлением царской мощи, буйного молодечества и чести. В противопоставлении с людьми нынешнего племени становится очевидно их исключительность и достоинство.

Художественно, произведение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» интересно как пример удачной стилизации под русское народное творчество периода царствования Ивана Грозного. Поэт впервые обращается к теме прошлого Руси в своей «Балладе» 1830 года, где описывает кровавую смерть бойца и подвиг его жены, поднимающей ребенка. Это создаёт атмосферу драматизма и мощи времени.

Над бледной головой отца:

“Смотри, как умирают люди…”

Однако это стихотворение совершенно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Более того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело — “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, то есть имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину — три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:

Аи, ребята, пойте — только гусли стройте!

Аи, ребята, пейте — дело разумейте!

Уж потешьте вы доброго боярина

И боярыню его белолицую!

“Песня…” тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: “добрый молодец”, “святая правда-матушка”, “красно солнышко”, “широка грудь” и песенные сравнения: “Ходит плавно — будто лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поет…”, а также характерное для фольклора одушевление природы:

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми.

Финал “Песни…” является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.

Итак, на примере “Песни…” мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.

31158 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова: