«Музыкальный фольклор в творчестве классиков российской музыки XX века» материал

Сочинение

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к устному народному творчеству, единого автора нет.

Его автор – народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием фольклора. Что это такое, мы сейчас рассмотрим подробнее.

Сочинение «Русский фольклор»

Вот и перечислены те виды устного творчества, образцы которого представлены в этом сборнике. Все они взяты из подлинных записей. Отредактированы лишь немногие сказки, причем сделано это тонким мастером — писателем Алексеем Николаевичем Толстым: он сохранил подлинность сказок. Каким бы полным сборник ни был, в нем невозможно представить все роды и виды устной поэзии. Из всего обилия фольклорных произведений нами выбраны произведения старого времени и преимущественно крестьянского творчества. Исключение сделано для немногих образцов современного творчества (частушки и загадки): это искусство непосредственно продолжает старое. Народное искусство нового времени — искусство рабочего класса и народное творчество наших дней близко подошло к литературному творчеству и тесно с ним связано. В этом искусстве заметен отход от устных форм творчества. Качества нового искусства особые и, чтобы по достоинству оценить их, надо с возможной полнотой представить все образцы его. Это особая задача, и ее надо решать отдельно, с обстоятельностью, достойной темы. Весь материал, включенный в сборник, разделен на три больших раздела. В первый раздел включены детские песенки и стихи, сказки и загадки — это поэзия детства и отрочества.

Второй раздел составился из обрядовых и необрядовых песен преимущественно семейного и бытового характера, хотя некоторые из них (причитания и частушки) уже выходят за пределы бытовых интересов. Третий раздел — былины, исторические песни о солдатчине, антикрепостнические и другие подобные им песни, а также пословицы и поговорки. Это поэзия социального протеста и социальной борьбы. Народные чаяния и ожидания в полной мере выразила эта мятежная поэзия, искусство, помышлявшее о классовой мести и торжестве справедливости. Под стать песням пословиц и поговорки — сгустки крылатой народной мудрости, которая сопрягает обыденное и высокое, быт и размышления о самых сложных явлениях жизни. Наш сборник назван «Живая вода». Народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Фольклор прошлых веков — величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей художественной культуры, совершенное творение многих веков. Фольклор и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Искусство народа внушает уверенность в свершении самых дерзновенных мечтаний. Оно учит человека ценить жизнь и делает стойким в борьбе с ложью, неправдой, корыстью.

10 стр., 4751 слов

Использование произведений устного народного творчества в сказке ...

... Н. Островского «Снегурочка»" "Снегурочка" Снегурочка написана Островским по мотивам и материалам устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголовок "Весенняя сказка" и поясняет: Действие ... на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В «Снегурочке» главное ...

В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми — оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: «не зная броду, не лезь в воду» (брод — мелководье в водоеме).

Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе – час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. статья на тему

Н.В. Лукашенко,учитель родного(мокшанского) языкаи мордовской литературы МБОУ «Сузгарьевская СОШ», Рузаевского муниципального района.

ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Традиции – это наследие, которое передается из поколения в поколение.

Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой. Одним из частей традиции является фольклор.

Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д. Он формируется путем передачи определенных знаний из поколения в поколение и в конечном счете может представлять собой как оконченное творческое (устное, музыкальное) произведение, так и его задатки. Характерным признаком фольклора и его определяющей чертой является коллективность творчества. К фольклору относятся:

  1. Лирические произведения. К ним относят частушки и различные песни (например, любовные и семейные песни).

  2. Драматические произведения. Под данным видом фольклора подразумевают такие произведения, которые есть в литературе. К ним относят сказки и разного рода легенды.
  3. Эпические произведения. Для такого вида жанра характерно наличие повествования от лица автора. Они могут быть самыми разными по объёму. Например, существуют как крупные эпические произведения (сказы, былины и т.д.), так и небольшие (пословицы и поговорки).

Устное народное творчество, порожденное народом и отражающее жизнь, обладает большой силой эстетического воздействия и прекрасным средством патриотического и нравственного воспитания. В образах эпического творчества воплощена жизненная сила народа, его вера в победу над всеми враждебными силами. Мы бережно храним эпос народов нашей страны как драгоценное наследство и передаем его новым поколениям. Велика роль эпических песен, сказаний в формировании литературы и искусства ранее бесписьменного мордовского народа. Несомненно тот факт, творчество таких мордовских писателей, как П.С.Кириллов, А.Д.Куторкин, Я.Я.Кулдуркаев и известного композитора Л.П.Кирюкова и др. во многом выросло на традициях национального эпоса, его поэтических образов и напевов.

Мордва умело пели. Пели они в будни и праздники. В каждую песню народ вкладывал душу, смысл. Значительное место занимают песни мифологического и сказочного содержания. В песне «Стирява» (Девушка-женщина) вошли сказочные события: девушка выходит замуж за сына бога- Молнию (Ёндол) и будет жить на небе. Девушка на небе, в семье Громовика, вынуждена скрывать свои слезы и душевные переживания. Здесь ярко выражен протест женщин против патриархальных семейных отношений. Еще большее место в национальной литературе занимают песни исторического характера, в которых запечатлены конкретные события, названия, имена конкретных лиц: представителей народных восстаний, представителей высшей государственной власти. Они близки к сказкам. К историческим песням, которые изучаются в родной литературе относятся, например «Шаткинань паксясь» («Шаткинское поле»), «Ушмань Байкась». В песне «Ушмань Байкась» отображается борьба народа против монголо-татарского ига и рассказывается о парне по имени Байка, которого захватили в плен татаро-монголы (ногайхне).

Также ряд песен о вождях антикрепостнического движения — о Емельяне Пугачеве, Степане Разине.

В жанр народно – песенного творчества входит частушка. Она является живым и доступным средством выражения народом своих мыслей, чувств, настроения.

Козк кштима комотень,

Благослови, Господь Бог.

Мес аф кштимс, мес аф морамс,

Али эряфозе плоф?

Я пошла плясать вприпрыжку,

Благослови, Всевышний.

Что не петь, что не плясать,

Или жизнь моя плоха?

Особенностью мордовского фольклора в национальной литературе является то, что прозаические произведения (сказки волшебно –фантастические, сказки о животных) могут иметь песенные параллели: песни-сказки, песни-предания. Сказки прежде всего нравоучительны. Отрицательные персонажи, воплощающие коварство, зависть, злость и т.д. наказываются, разоблачаются, а положительные, олицетворяющие трудолюбие, гуманность и прочее, выходят победителями, часто наделяются бессмертием. В сказке «Юртай» главный герой Юртай несет положительный образ, поэтому в конце сказки он является победителем над злом. Еще одним примером служит сказка «Сабан-богатырь», в котором дан образ национального героя, удивившего всех своей силой.

Одним из древних сказок является сказка о мачехе и падчерице «Равжа нуланя» (Чёрная тряпочка), где падчерица была унижена и гонима мачехой. Но в конце сказки добро и справедливость восторжествовали.

К эпосу, но с большим отличием от эпических и лирических, относятся пословицы и поговорки. Они бессюжетны, просты, кратки и выразительны по форме, метки и мудры по содержанию. Мордовские пословицы, как и у других народов, созданы и создаются народом. Причем они возникают из источников.

  1. Пословицы, которые сочинены кем-то
  2. Пословицы, выделившиеся из фольклорных произведений.

«Эрят-эрят – ризфка няят, кулат-покой муят, сембонь эзда туят» («Живешь, живешь и горя наживешь, умрешь – от всего уйдешь»), «Кяжсь цебярь аф тии» («Зло добра не делает»).

Из числа легенд в национальной литературе у мордвов древнейшими являются мифы о мироздании, которые повествуют об образовании Земли, возникновении суши, воды, света. Первоначальное возникновение связываются в них с образами трех рыб-сестер. Переход к земледелию отразился в знаменитых песнях-мифах «Соколт-ракшат»( «Сокол и конь»), в которых земледелие символизируется в образе коня , одержавшего в соревнованиях полную победу над соколом.Эти песни свидетельствуют о высоких идеалах трудового народа- творца эпоса.В чем соперничают сокол и конь? Каждый из них отстаивает своё право быть кормильцем и слугой народа.

Следующим является загадка – один из жанров фольклора. Загадка –

это краткое, иносказательное описание предмета, который нужно разгадать.

Ащи озада атяня,

Лангсонза сяда платьяне.

Кие сонь кайсефтьсы,

Сянь и явсефтьсы.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Одной из сложных задач в национальной литературе является задача выделения из фольклорных произведений памятников народного эпоса, которые имеют автора. Заслуживает внимание эпическое произведение Я.Я.Кулдуркаева «Эрьмезь», где главный герой наделен не только силой, но и умением складывать дружественные отношения между нациями. В продолжении хочу вспомнить В.К. Радаева. Он назвал свое творение «Сияжар» — именем героя эпических песен и сказаний. Произведение построено на сказаниях героического содержания, где повествуется о борьбе мордвы против иноземных врагов.

Я попробовала представить циклы, характерные для эпического и лиро-эпического творчества мордвы, которые изучаются по родной литературе в школьной программе. Наш народ собрал и сберег до наших дней большое богатство фольклора, где ярко показаны мысли, нравственные идеалы, история. Среди простого народа нашлись талантливые люди, которые умело рассказывали сказки, пели песни, слагали легенды. Эти произведения передавались из уст в уста и традиционно сохранились до наших дней.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-folklor-sokrovischnitsa-narodnoy-mudrosti/

1. Кавтаськина Л.С. Устное поэтическое творчество мордовского народа/Л.С.Кавтаськина.- Саранск, 1963.- С.5-22

2. 1.Кавтаськина Л.С. Устное поэтическое творчество мордовского народа/Л.С.Кавтаськина.- Саранск, 1969.- т.5- С.240

3. Шуляев А.Д. Народть мяляфтомац пефтома (Память народа безгранична)/ А.Д.Шуляев.-Саранск, 1993.-С.253

Что можно почерпнуть из народного фольклора

Мудрость поколений многому может научить. Очень интересно выглядит еще один элемент, который включает в себя народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Былины, сказы или сказания, к примеру, являются произведениями, сочетающими в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие сказатели.

В большинстве своем они описывают какие-то исторические события или надежды народа на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее, основная мысль или ход исторических событий остаются неизменными. Одним из самых главных достояний русского фольклора считается «Слово о полку Игореве».

Практически во всех жанрах можно встретить и некоторые ассоциации, помогающие понять, почему возникли некоторые фразы, используемые в обиходе. Богатыри всегда на Руси считались крепкими как дубы. Ну, не зря же народ придумал такое сравнение о несокрушимости своих героев? Иногда добрых молодцев сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а красну девицу – с лебедушкой или голубкой.