Является ли смерть базарова подвигом. : «Можно ли принять смерть Базарова подвигом? Почему И

Сочинение

Антиэпиграфы и антицитаты

Нигилизм Базарова и теория Раскольникова

(И. В. Гете)

Философский смысл пейзажа в романе «Отцы и дети»

(Фр. Ницше)

Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем

(В. Г. Бе-линский)

Смысл эпилога в романе «Отцы и дети»

Почему И. С. Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» смертью Базарова?

Для смертного сна

(М. И. Цветаева)

Почему Д. И. Писарев назвал смерть Базарова подвигом?

И. Писарев)

«Отцы» и «дети» в романе И. С. Тургенева

(А. И. Герцен)

Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

(И. М. Сеченов)

Нигилизм Базарова: «за» и «против»

(И. С. Тургенев)

Молодое поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

И. Писарев)

Сам И.С.Тургенев утверждал, что его Базаров — «лицо трагическое». В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает — умирая, он произносит горькие слова: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен». Эта точка зрения автора на Базарова, навязанная и самому герою, противоречила взглядам революционных демократов.

Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с «отцами9quot;, с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом. Взаимоотношения эти сложны, в них нелегко разобраться.

Споря с Павлом Петровичем и с Аркадием, Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он восстает не против народа, а против темных сторон его жизни: суеверия, пьянства, невежества. Базаров убежден в том, что взгляды таких людей, как он, вызваны именно потребностями народной жизни. Однако в глазах крепостных он — барин. Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременность его появления в России, его обреченность, Тургенев пытается показать, что глубокая пропасть отделяет Базарова от народа.

С особенной силой Базаров как «лицо трагическое» раскрывается в главе, рисующей его смерть. Эти страницы романа написаны проникновенно, тепло, сердечно. Перед лицом смерти проявляется в Базарове то героическое начало, о котором раньше мы могли лишь догадываться, проявляется все лучшее, человеческое: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтичность любви к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела на благо родной страны; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Мы слышим столь необычные для Базарова, полные романтического чувства и поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет. » Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. » Мы слышим откровенные его признания: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!»

3 стр., 1037 слов

Проблема отцов и детей (по роману Тургенева)

... внимание к мнениям, интересам и ценностям других, их принятие и уважение. Проблема отцов и детей (по роману Тургенева) Несколько интересных сочинений О красоте и возможностях русского языка знает каждый человек на нашей планете. Это один из ...

Базаров умер совсем молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой он готовился. Он умер «накануне9quot;, так же как Инсаров. И в этом сказалась слабость писателя, который создал образ революционера, но сам был далек от революционной борьбы, не знал и не понимал многого в деятельности революционных демократов. Но смерть Базарова изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. «Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг. » — справедливо заметил Д.И.Писарев.

Смерть Базарова делает его образ глубоко трагическим. Трагизм усиливается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей и продолжателей. Аркадий стал заправским помещиком.

Создается впечатление, что вместе с героем романа умерли и те идеи, которым он хотел посвятить свою жизнь. Это впечатление поддерживается и картиной заброшенного сельского кладбища, где похоронили Базарова. Здесь царят вечный покой и тишина. Концовка романа исполнена лиризма, мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием. Но не о борьбе, не о бунте Базарова, а о примирении говорит здесь писатель; не о «равнодушной природе», не о лопухе, который, по словам Базарова, вырастет на его могиле, а о вечной жизни, о бессмертии. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о замечательном человеке, тут и мысль о бесцельности его борьбы, его стремлений.

Бесспорно, Тургенев создал незабываемый трагический образ революционера-демократа 60-х годов XIX века.

17647 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Почему Тургенев «умертвил» Базарова?

Трагизм образа Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева «Отцы и деты»)

Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью Евгения Базарова. Можно ли назвать подвигом гибель героя? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Я считаю, что признать подвигом можно не саму смерть Базарова, но то, как он умирал. Чтобы аргументировать своё мнение, я проанализирую эпизод смерти героя.

Базаров заражается тифом от умершего крестьянина и заболевает.

Это обстоятельство доказывает, что сама смерть Евгения подвигом не является, так как причиной её явился несчастный случай, а не сознательный риск или жертва. Дальше автор описывает последние дни Базарова. Герой до последней минуты не терял присутствия духа и не впадал в панику. Смерти он не боялся и принял её поистине благородно: «Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он ещё боролся.» Даже будучи уже в тяжелом состоянии Базаров не изменил своим убеждениям: он не позволял себе излишних сантиментов. У него ещё и хватило здравого рассудка и душевных сил, чтобы достойно проститься с близкими людьми – родителями и Одинцовой, и по возможности их утешить.

Неспроста Тургенев привёл своего героя к смерти. Именно этот эпизод как нельзя более ярко выражает идею автора. Чтобы её понять, пожалуй, стоит обратиться к самому последнему абзацу в романе. «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами… они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Сколько бы Базаров не отрицал важность человеческих чувств, как бы хладнокровно не называл любовь глупостью, смерть доказала, что он такой же человек, как и все; он так же не может не любить и не быть любимым, не может прожить без красоты, без слёз и без радости. И, как ни парадоксально, именно то, что перед смертью Базаров держался твёрдо и хладнокровно, говорит о его настоящей, горячей любви к близким людям, которым он пытался, как мог, облегчить горе, о которых он заботился больше всего в свои последние минуты. В этом и заключается, собственно, подвиг Базарова: он и перед лицом неизбежной кончины остался человеком.

Обновлено: 2018-02-05

Внимание!

Ctrl+Enter

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вопрос

Как вы восприняли последние страницы романа? Какие чувства у вас вызвала смерть Базарова?

Ответ

Основное чувство, которое вызывают последние страницы романа у читателей, – чувство глубокой человеческой жалости от того, что гибнет такой человек. Эмоциональное воздействие этих сцен велико. А.П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Вопрос

Как умирал Базаров? (Гл. XXVII)

«Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся.

«Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только и делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни… рвотное… горчишники к желудку… кровопускание», — говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой».

«Ночь была не хороша для Базарова… Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчило. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю».

«Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились».

«Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу… а там придет беспамятство, и фюить ! (Он слабо махнул рукой.)»

«Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Вопрос

Почему Д.И. Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг…»?

Ответ

Смертельная болезнь Базарова – последнее его испытание. Перед лицом неотвратимой силы природы в полном объеме проявляются мужество, сила, воли, благородство, человечность. Это смерть героя, и смерть героическая.

Не желая умирать, Базаров борется с болезнью, с беспамятством, с болью. До последней минуты он не теряет ясности ума. Он проявляет силу воли и мужество. Он сам поставил себе точный диагноз и рассчитал почти по часам течение болезни. Чувствуя неотвратимость конца, не струсил, не пытался обмануть себя и, главное, остался верен себе и своим убеждениям.

«…теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».

«- Старина, — начал Базаров сиплым и медленным голосом, — дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

«Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная».

«Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я… Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Вопрос

По представлениям верующих, причастившимся прощались все их грехи, а не причастившиеся попадали на вечные муки в ад. Соглашается или нет Базаров принять причастие перед смертью?

Ответ

Чтобы не обидеть отца, Базаров «промолвил, наконец»: «Я не отказываюсь, если это может вас утешить». И тут же добавляет: «…но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше». Эта фраза не что иное, как вежливый отказ от исповеди, так как, если человеку лучше, то за священником посылать не надо.

Вопрос

Верит ли сам Базаров в то, что ему лучше?

Ответ

Мы знаем, что Базаров сам точно рассчитал течение болезни. Накануне он говорит отцу, что «завтра или послезавтра его мозг подаст в отставку». «Завтра» уже наступило, остается максимум еще день, и если еще подождать, то священник уже не успеет (Базаров точен: в тот день «к вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер»).

Иначе как умный и деликатный отказ это нельзя понять. А когда отец настаивает на «исполнении долга христианина», становится резок:

«- Нет, я подожду, — перебил Базаров. — Я согласен с тобою, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь и беспамятных причащают.

  • Помилуй, Евгений…
  • Я подожду.

А теперь я хочу спать. Не мешай мне».

И перед лицом смерти Базаров отвергает религиозные убеждения. Для слабого человека было бы удобно принять их, поверить, что после смерти моет попасть «в рай», Базаров не обольщается этим. И если его все-таки причащают, то беспамятного, как он и предвидел. Тут его воли нет: это поступок родителей, находящих в этом утешение.

Отвечая на вопрос, почему смерть Базарова следует считать героической, Д.И. Писарев писал: «Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью» .

Вопрос

Изменился ли Базаров перед смертью? Почему он стал ближе нам перед смертью?

Ответ

Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой с возлюбленной и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Он произнес, наконец, «другие слова», которых боялся раньше: «…я любил вас!.. Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда…» «И мать приласкайте. Ведь таких людей как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова: «Тут есть лес».

Базаров стал перед смертью лучше, человечнее, мягче.

Вопрос

В жизни Базаров умирает от случайного пореза пальца, но случайна ли смерть героя в композиции романа?

Почему же все-таки Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя, несмотря на его превосходство над другими персонажами?

Ответ

О своем уходе Базаров говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»

Всякий сюжетно-композиционный прием раскрывает идейный замысел писателя. Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна в романе. Тургенев определил Базарова как фигуру трагическую, «обреченную на погибель».

Есть две причины смерти героя – его одиночество и внутренний конфликт. Обе эти взаимосвязанные причины входили в авторский замысел.

Вопрос

Как Тургенев показывает одиночество героя?

Ответ

Последовательно, во всех встречах Базарова с людьми Тургенев показывает невозможность опереться на них. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом – родители, потом Фенечка, истинных учеников у него нет, покидает его и Аркадий, и, наконец, последнее и самое важное столкновение происходит у Базарова перед смертью – столкновение с народом.

«Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком.

  • О чем толковал?
  • Известно, барин; разве он что понимает?

— Где понять! — отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах. Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…

Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Их, конечно, мало, тем более что это первые новые люди. Тургенев прав, показывая их одиночество в поместной и городской дворянской среде, прав, показывая, что здесь они не найдут себе помощников.

Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможности для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных.

«Отцы и дети» вызвали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливается перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей.

Тургенев верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил России, что русское общество прислушается к его предупреждениям. Но его мечты не сбылись.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, истая, но все же обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». И.С. Тургенев.

Задание

1. Поделитесь своими ощущениями от романа.

2. Симпатию или антипатию вызвал у вас герой?

3. Уживаются ли в вашем представлении о нем такие оценки, определения: умница, циник, революционер, нигилист, жертва обстоятельств, «гениальная натура»?

4. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

5. Прочтите свои сочинения-миниатюры.

Базаров перед лицом смерти

(анализ эпизода)

урок литературы в 10 классе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/mojno-li-nazvat-smert-bazarova-podvigom/

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!

Просто хоть караул кричи! Болезнь

Базарова сделана так сильно,

что я ослабел, и было чувство, как будто я

заразился от него.

А.П.Чехов

Цель урока

Задачи :

Оборудование

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель: Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» — роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться .

2. Учитель : Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж ? Каким вы запомнили главного героя романа? (Учащиеся составляют характеристику героя)

Ученики: С одной стороны, умный, уверенный в себе, циничный молодой человек, который отрицает общепринятые моральные устои, нравственные ценности, идеалы, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает «труд на пользу общества». Его задача — «жить для великой цели обновления мира» . Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо. С другой стороны, — романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством – любовью.

Учитель: Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?

Ученики: Базаров в любви – способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.

Индивидуализм Базарова – исключительность – романтизм

Учител ь: Как изменилось мнение читателя о Базарове?

Ученики : Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.

3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Учитель : Каким предстает Базаров перед смертью?

Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».

А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

«Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

Овсянико-Куликовский: «Смерть Базарова – апофеоз его личности»

Учитель : Что объединяет эти высказывания?

Ученики : Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.

Учитель : Как раскрывается пред лицом смерти его отношение к родителям и Одинцовой?

Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, — усиленно заговорил он… гл.27)

Ученики: Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель : Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

Составляем таблицу.

Моя собственная форма разлагается

Старается держаться, не показывать слабость

Метафора

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Романтик.

Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.

Сравнения

Червяк раздавленный

Испытывает неловкость перед любимой женщиной.

Восклицательные знаки

В начале разговора.

Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.

В то же время – сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.

Многоточия

Особенно в конце монолога.

Не только потому, что Базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.

Фразеологизмы и просторечия

Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану.

Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.

Учитель : Как Базаров встречает смерть?

Ученики: Он делает вид, что воспринимает близкую смерть спокойно, но все не так. Базарову не хочется умирать молодым, хотя, как врач, он понимает, что это неизбежно.

Учитель: Давайте найдем толкование слову «спокойно»

Словарная работа, Спокой, спокойствие, спокойность

Спокойно — наречие к спокойный; спокойный – не испытывающий волнения, тревог, беспокойства.(Четырехтомный толковый словарь)

Учитель : Прочитайте отрывок: «…и, внезапно, схватив за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места» до « Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично…»

Учитель : Можно ли сказать, что Базаров спокойно встречает свою смерть?

Ученики: Нет.

Учитель : Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель : Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.

Князь Мещерский: « Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».

В.Верещагин:

Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.

4.Выводы. Подведение итогов.

Учитель: О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова – не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.

«Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

«Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

5.Домашнее задание: написать сочинение «Можно ли назвать смерть Базарова подвигом?», . В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).