«МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ» Чацкого

Сочинение

*«Мильон терзаний» — так называется статья И. А. Гончарова (литературного критика), посвященная образу Чацкого, да и всему произведению Грибоедова «Горе от ума» в целом.

Мильон Терзаний

ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов одним из первых обратился к проблемам молодого человека. В этом произведении, типичный для классических пьес, любовный конфликт перерастает в социальный и идеологический. В этих конфликтах и раскрываются терзания Чацкого, его трагедия.

Комедия «Горе от ума»

Вечное несовершенство людей и мира описано в комедии Грибоедова «Горе от ума». Автор создал целую галерею нарицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты современного им общества.

Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий противопоставлен всем этим героям. «Из дальних странствий возвратясь» он приезжает в некогда родной и любимый дом Фамусова ради Софьи, которую любит. Но, вернувшись, он обна­руживает сильные перемены в душе Софьи Павловны: Софья холодна, высокомерна, раздражительна. Воспитываясь без матери, Софья брала уроки жизни у светских дам, живущих в Москве. Эта, с позволения сказать школа, притупила ее чувства, подменила чувственность молодой девочки “житейскими” мудростями обывательского общества, она больше не любит Чацкого. Иметь такого мужа, с умом, «алчущим познаний», жаждущего действия, очень хлопотно. В соответствии с тем кругом жизни, который воспитал ее, ей нужен «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей», «высокий идеал московских всех мужей». Софья предпочла Чацкому недалекого, услужливого Молчалина, у которого и есть-то только два таланта: «умеренность» и «аккуратность».

Чацкий переживает потому, что Софья, умная девушка, поддалась настроению московского дворянства и сделала целью своей жизни власть над будущим мужем — тихим и скромным. Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить прихоть барина; когда людей меняют на «борзые три собаки».

8 стр., 3550 слов

Достойна ли Софья любви Чацкого в комедии Горе от ума, Грибоедов. ...

... осложняет его общественную драму, ожесточая Чацкого все более против всей дворянской Москвы. Любовь в понимании Чацкого и Софьи" из произведения А.С.Грибоедова "Горе от ума" Комедия "Горе от ума" Грибоедова, несомненно, ... Не замечая его глупого нрава, притворства и лицемерия, она посчитала его более приоритетным человеком для жизни, нежели Чацкого и жестоко ошиблась. Невольно возникает вопрос, ...

Любовная неудача усугубляет и без того острый социальный конфликт Чацкого и окружающего его общества. Он видит, что у власти стоят люди, «грабительством богаты», «разливающиеся в пирах и мотовстве», которых вовсе не волнуют проблемы народа и государства. И конечно, в таком обществе, в котором господствует «страсть к мундиру», в котором славится тот, «чья чаще гнулась шея», в котором совершаются подлости «под личиной усердия к царю», блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить», «там в пору карточку втереть». А если вдруг найдется молодой человек, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным, — они тотчас: разбой! пожар!». Идеи Чацкого, его страдания остаются не понятыми в этом обществе, он находится в вакууме. Понимая свое положение, Чацкий видит, что светское общество, забыв национальные традиции, преклоняется перед всем иностранным, он хочет честно служить отечеству, а не прислуживаться — все это причиняет ему боль и страдания. Но все эти воззрения расходятся с общепринятыми взглядами.

Пытаясь найти ответ на свои чувства, главный герой обращается к Софье — прежней любви, которая до его отъезда тоже любила его, но все напрасно. Все его попытки пробудить, вернуть прежнюю Софью терпят неудачу. Все его пылкие речи и воспоминания Софья считает ребячеством.

Личная драма юноши, перерастает в столкновение живого, влюбленного человека и всего фамусовского общества. Чацкий один выступает против армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим хозяином дома — Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и смысла жизни, но все тщетно — идеалом признается жизнь дядюшки хозяина:

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает, и не хочет понимать Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам». Социальный и любовный конфликты объединяются, становясь единым целым.

«мильон терзаний»

Невостребованность в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет, нынче свет уж не таков…

Вольнее всякий дышит

И не спешит вписаться в полк шутов,

У покровителей зевать на потолок.

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднесть платок …

Однако уже на балу в доме Фамусова Чацкий выглядит подавленным. Он выставляет себя посмешищем, но, одновременно, его образ очень трагичен: его монолог — горечь несчастной любви и невостребованность обществом его мыслей и чувств, убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Тяжесть жизненных обстоятельств ломает Чацкого, его высказывания начинают противоречить здравой логике. Все это возбуждает совершенно невероятные слухи:

6 стр., 2635 слов

«Письмо Софье»из комедии Горе от ума

... класс Письмо Софье Павловне Фамусовой Горе от ума Грибоедов А. С , Письмо Софье Павловне Фамусовой Надеюсь, что мое письмо заставит ... всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье. Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. ... сочинения). Текст сочинения. «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума» В «Горе от ... с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы ...

С ума сошел, ей кажется, вот на!

Недаром? Стало быть…

С чего б взяла она!

Чацкий сам того не ведая подтверждает слухи, устраивая сцену на балу, а потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:

Вы правы, из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами час побыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в ком рассудок уцелеет.

Вон из Москвы!

Сюда я больше не ездок,

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии, чем еще более усугубляет свое положение. Развязка конфликта в комедии — объявление Чацкого сумасшедшим. Мысли и взгляды его настолько неприемлемы для обитателей московских гостиных, что данное заключение является единственным логическим разрешением конфликта.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем быстрее уйдут из нашей жизни посредственность, чинопочитание и подлость.

Гончаров про горе от ума