Сочинение мастер и маргарита трусость самый страшный порок

Сочинение

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита два сюжета. В московских главах изображена современная писателю действительность тридцатых годов двадцатого века. Роман создавался в эпоху тоталитарного государства, в период сталинских репрессий. В это страшное время люди бесследно исчезали из своих квартир и уже не возвращались туда. Страх сковывал людей, и они боялись иметь своё мнение, открыто выражать свои мысли. Общество было охвачено массовым психозом шпиономании. Атеизм стал частью государственной политики, а доносительство возвели в ранг добродетели. Зло и насилие, подлость и предательство торжествовали. Писатель — гуманист верил в силу добра и был уверен в том, что зло должно быть наказано.

Поэтому в Москву тридцатых годов силой своего воображения он помещает дьявола, который в романе носит имя Воланда. Булгаковский сатана отличается от традиционного образа дьявола, существующего в религиозном сознании. Он вовсе не склоняет людей на грехи, не искушает соблазнами. Он разоблачает уже существующие пороки и наказывает грешников, неся справедливое возмездие и служа таким образом делу добра.

Второй сюжет представлен как роман мастера о Понтии Пилате. Чтобы утвердить вечные духовные ценности, писатель обращается к евангельским образам.

Христианские мотивы связаны с образами Иешуа, Понтия Пилата, Левия Матвея и Иуды.

Понтий Пилат появляется на страницах романа во всём величии человека, обладающего огромной властью, — » в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой» выходит он в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого. Римский наместник является пятым прокуратором Иудеи. Он имеет право подписывать смертные приговоры. И в то же время М.Булгаков наделяет своего героя физической слабостью — мучительной головной болезнью — «гемикранией», при которой болит полголовы. Он ужасно страдает от «непобедимой» болезни, от которой нет средств, нет никакого спасения. В таком болезненном состоянии начинает Понтий Пилат допрос «подследственного из Галилеи». Прокуратор должен утвердить смертный приговор Синедриона.

1 стр., 482 слов

Что может сделать человека добрее: добра

... сочинении тогда им проще будет разобраться с темой работы, написать красивое вступление и заключение Сочинение «Добрый ли я человек» ... рассказывается, как один порядочный человек запустил цепочку добра, спасшую много жизней. Петр Гринев ... добрые они или плохие. Чтобы понять это, нужно проанализировать свое поведение и отношение к окружающим. но при этом не давать себя использовать Также он должен быть ...

Образ Понтия Пилата в романе является наиболее сложным и противоречивым. С именем этого героя связана проблема совести, поставленная очень остро. На примере образа всесильного прокуратора утверждается мысль о том, что «трусость — самый страшный порок».

Понтий Пилат — человек храбрый и мужественный, он смело сражался в бою «под Идиставизо, в Долине Дев». «Пехотный манипул попал в мешок, и если бы не врубилась с фланга кавалерийская турма, а командовал ею я, — тебе, философ, не пришлось бы разговаривать с Крысобоем», — говорит он Иешуа. В сражении прокуратор не боится смерти и готов прийти на выручку товарищу. Этот человек наделён огромной властью, он утверждает смертные приговоры, жизнь осуждённых в его руках. Но, тем не менее, Понтий Пилат допускает слабость и проявляет малодушие, осуждая на смерть человека, в невиновности которого он ни минуты не сомневался.

Чтобы понять, почему игемон принял такое решение, следует обратиться к сцене допроса во дворце Ирода. Великого.

Эпизод допроса можно разделить на две части. В первой части Понтий Пилат принимает решение отменить смертную казнь, так как в действиях бродячего философа он не видит ничего преступного. Иешуа не подговаривал народ разрушить ершалаимский храм. Он говорил в переносном смысле, а сборщик податей неправильно понял и исказил мысль философа. Во второй части допроса Понтий Пилат стоит перед нравственной проблемой совести, проблемой нравственного выбора. На куске пергамента прокуратор читает донос на Иешуа. Иуда из Кириафа задал провокационный вопрос о государственной власти. Бродячий философ ответил, что всякая власть является насилием, что в будущем никакой власти не будет, а наступит царство истины и справедливости.

Перед прокуратором стоит выбор: не подписать смертный приговор — значит нарушить закон об оскорблении величества; признать Иешуа виновным — значит спасти себя от наказания, но обречь невинного человека на смерть.

Для Понтия Пилата это мучительный выбор: голос совести подсказывает ему, что арестованный не виноват. Когда прокуратор прочитал донос, ему показалось, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо её появилась плешивая голова Ирода с редкозубым золотым венцом. Это видение символизирует тот выбор, который сделает Понтий Пилат. Он пытается как-то спасти Иешуа, посылая «сигналы», чтобы тот отказался от своих слов о великом кесаре, но бродячий философ привык говорить только правду. Римский прокуратор внутренне не свободен, боится наказания и поэтому неискренен. «На свете не было и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиверия», — произносит Пилат и с ненавитью смотрит на секретаря и конвой. Он произносит слова, в которые не верит, боясь доноса свидетелей его допроса. Понтий Пилат сделал свой выбор, утвердив смертный приговор, потому что он не готов занять место бродячего философа, он проявил малодушие и трусость.

Главного уже не изменить, и прокуратор стремится изменить хотя бы второстепенные обстоятельства, чтобы заглушить муки совести. Проявляя сочувствие к осуждённому, он отдаёт приказ умертвить Иешуа на кресте, чтобы тот долго не мучился. Он приказывает убить доносчика Иуду и вернуть деньги первосвященнику. Прокуратор старается хоть как=то загладить свою вину, унять угрызения совести.

4 стр., 1507 слов

Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита

... неосторожностью. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: история отношений В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главы, описывающие Ершалаим, являются частью романа Мастера. Ершалаимский и московский миры тесно переплетаются друг с другом. В первом пласте автор поднимает проблемы выбора, свободы и несвободы, ...

Важную роль в романе играет сон, который увидел римский прокуратор после казни Иешуа. Во сне он идёт в сопровождении своей собаки Банги — единственного существа, к которому он испытывает привязанность. А рядом с ним по прозрачной голубой дороге идёт бродячий философ, и они спорят о чём-то сложном и важном, причём ни один из них не может победить другого. Во сне прокуратор убеждает себя, что казни не было. Он вспоминает слова, произнесённые Иешуа перед казнью, которые передаёт начальник службы Афаний: «…в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». Во сне прокуратор возражает бродячему философу: «…это самый страшный порок!» Он вспоминает о своей храбрости в бою: «…не трусил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя — Великана». Во сне прокуратор делает правильный выбор. Ещё утром он бы не погубил свою карьеру из-за человека, совершившего преступление против кесаря. Но ночью он всё взвесил и пришёл к выводу, что согласен погубить себя, чтобы спасти от казни «решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача».

Здесь показано, что прокуратор раскаивается в своей трусости. Он понимает, что совершил ужасную ошибку. Но он способен на подвиг и самопожертвование. Если бы можно всё изменить или повернуть время назад, Понтий Пилат не подписал бы смертный приговор. «Мы теперь всегда будем вместе», — говорит Га-Ноцри. Речь идёт о том самом бессмертии, о котором почему-то подумал прокуратор, когда прочитал донос Иуды. Бессмертие Иешуа в том, что он остался верен проповеди добра и взошёл на крест ради людей. Это подвиг самопожертвования. Бессмертие Пилата в том, что он проявил малодушие и из трусости подписал смертный приговор невинному человеку. Такого бессмертия никто бы не захотел. В конце романа прокуратор утверждает, что «более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу». Он говорит, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем».

Разговаривая с учеником Иешуа Левием Матвеем, прокуратор просит показать хартию, где записаны слова его учителя. В последних строчках пергамента он разглядел слова: «…большего порока…трусость». Прокуратор вздрагивает. Ему не надо внимательно перечитывать эту фразу, она постоянно звучит в нём, потому что он глубоко раскаивается в своём грехе — невольном предательстве из-за трусости. Но именно потому, что уже «двенадцать тысяч лун» расплачивается всесильный прокуратор «за одну луну», когда он испугался за свою карьеру, Пилат получает прощение и свободу.

В конце романа мы снова видим лунную дорогу, по которой идут Понтий Пилат и Иешуа и о чём-то спорят. Жестокий прокуратор Иудеи прощён — так утверждается великая идея милосердия.

Человек, поступивший против совести, должен искупить свой грех страданием. Раскаявшийся грешник должен получить прощение.