Михаил Юрьевич Лермонтов, как и многие поэты, находил вдохновение в любви. В своих стихотворениях он часто с восхищением описывал женскую красоту: стройность и изящность тела, приятные черты лица, выразительные глаза. Например:
Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная, иль стройный, гибкий стан,
Или большие очи? – но порой
Всё это не зовем мы красотой…
Лирический герой в произведениях Лермонтова обычно страдает от нераздельной любви. Таким образом поэт описывал свои личные переживания и тяжелые, грустные мысли. Из биографии Лермонтова известно, что он был пылким, влюбчивым, но понравившиеся ему женщины, со временем разочаровывали его. Девушка, которой Лермонтов восхищался и боготворил, предпочла более состоятельного и успешного мужчину, а не мечтательного поэта. На фоне сильных переживаний по этому поводу он создал несколько глубоких произведений, наполненных трагизмом и отчаяньем. Поэтому любовная лирика Лермонтова пропитана страданием, одиночеством и обидой на женское коварство. Читая его стихотворения, становится понятно, что автор испытывал противоречивые чувства. Он стремился к любви, хотел испытать все прекрасные эмоции, истинное счастье, блаженство, но при этом он боялся открыть своё сердце полностью, чтобы снова не быть отвергнутым.
Лермонтов испытывал неприязнь и даже отвращение к обыденной, повседневной жизни. Лирические герои в его стихотворениях жили в идеальном, чистом и светлом мире, о котором в глубине души мечтал и сам поэт. Он часто писал о возвышенной и непостижимой любви, навсегда утраченной из-за легкомысленной, неверной женщины. Мечты и фантазии автора об идеальном мире и о гармоничных отношениях с представительницами прекрасного пола, разбивались о грубую и жестокую реальность.
Любовная лирика Лермонтова не оставляет иллюзий, она заставляет задуматься о том, что ничто не вечно. Мысли о любви в произведениях поэта удивительным образом перекликаются с философскими рассуждениями о себе и о жизненном предназначении. Даже смерти автор придаёт особое значение, как бы говоря нам о том, что жизнь состоит из различных этапов – что-то безвозвратно уходит, и мы не сможем уже вернуть прошлое, даже если нам это очень нужно. Только воспоминания о прекрасной любви и о счастливых моментах останутся с нами навсегда.
Тема любви и дружбы в произведениях Лермонтова
... мадонны Рафаэля, Ее молчанье говорит. «Как луч зари...» (1832) В ранней лирике любви видна попытка Лермонтова преодолеть одиночество. Однако надежды обманули юношу: Поцелуями прежде считал Я ... в людей и жизнь иную. Вера в людей, способность на бескорыстную преданную дружбу — прекрасные качества человеческой души: Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое ...
2 сочинение
Проблематика любовных взаимоотношений между мужчиной и женщиной является основной темой литературного творчества поэта и занимает в его литературном наследии более трети от всех произведений.
Лирические стихотворения поэта имеют неповторимую особенность, выражающуюся в постоянном предчувствии трагического финала лирическим героем, который практически не в состоянии испытывать радостные чувства, а лишь страдает от несчастной любви. Именно поэтому вес произведения любовной лирики отдают печальными, грустными оттенками.
Любовная тематика стихотворений поэта отличается предметностью, поскольку отражает индивидуальные черты персонажей произведений, а также передает их чувства и мысли. Данное направление используется в пушкинской поэзии, а затем и Лермонтов демонстрирует в любовной лирике реальность переживаний своих героев.
При этом поэт осуществляет анализ поступков своих героев, продиктованных нахлынувшими чувствами, и их личности, а также выясняет причину любовной драмы, которая представляется неминуемой. Тема любви тесно переплетается у поэта с гражданской проблематикой, поскольку с точки зрения автора на личные взаимоотношения оказывают влияние существующее общество и принятые в нем условности.
В повествовательных содержаниях любовных стихотворений поэта монологи лирического героя сочетаются с философскими мыслями об судьбе и чувствах самого автора, тем самым лирическая поэзия демонстрирует целостную и полную личность поэта.
Любовные стихотворения Лермонтова имеют неспокойный, тревожный мотив, не оставляющий иллюзий и подталкивающий к дальнейшим размышлениям. Поскольку поэт является истинным романтиком, он в потаенных глубинах своей души надеется на существование счастливой и безмятежной любви, которая вправе прикасаться к вечности. Однако человеческая жизнь демонстрирует совершенно обратную сторону, заставляя сердце испытывать постоянную боль от неразделенного или безответного чувства и ощущение грядущего одиночества.
Смысловая нагрузка любовных произведений поэта, хоть и несет в себе тусклость, пессимистичность и отсутствие надежды на счастливое будущее, заключается в неповторимом поэтическом лиризме, глубоком уме, честности, открытости и силе безудержных страстей.
Одним из примеров традиционной для Лермонтова любовной лирики является его знаменитая поэма «Демон», где в качестве основной тематики поэт представляет противоположные любовные чувства, одно из которых в финале оказывается страдающим, а второе – счастливым.
Зрелая лирика поэта представляется читателю в виде любовных новелл, в которых лирический герой изображается в качестве жертвы общественного мнения, препятствующего его счастью.
Несколько интересных сочинений
-
Именно эта пьеса стала последней, которую смог закончить писатель. В этом произведение он показал читателю всю правду о помещиках, и что на самом деле они из себя представляют
2 стр., 940 словМастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях ...
... Художественное мастерство Куприна, своеобразие стилистики и языка его произведений. дипломная работа Выявление особенностей творческой манеры Эдгара По в изображении аномалий человеческой психики на ... Изображение образов "пошлых людей" и "особенного человека" в романе Чернышевского "Что делать?". Развитие темы неблагополучия русской жизни в произведениях Чехова. Воспевание богатства духовного мира, ...
-
Выражение является вполне понятным, автор указывает на свойство мечты быть где-то в перспективе, часто даже фактически не достижимой и далекой, такой, которая только немного различима.
-
Достоевский на канун нового 1876 года с маленькой дочкой отправляется на Елку, организованную клубом художников. Там он встречает недалеко нищего мальчика, все это он запишет в «Дневнике писателя»
-
Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.
-
Когда смотришь на картину К.Ф. Юона «Зимнее солнце» сразу вспоминается тихий солнечный и морозный декабрьский денёк. Настроение картины светлое и радостное.