Леди макбет мценского уезда сочинение любви

Сочинение

«Леди Макбет Мценского уезда» — одно из самых драматичных по сюжету и внутреннему содержанию произведений русской классической литературы XIX века. В сюжете произведения и в авторской подаче современный читатель может усмотреть элементы таких популярных ныне жанров, как триллер и детектив. Поэтому не удивительно, что текст, написанный Николаем Семеновичем Лесковым, по сей день вызывает интерес у старшеклассников.

Название произведения и образ главной героини отсылают к знаменитой трагедии Уильяма Шекспира. Очерк Лескова стал одной из самых ярких интерпретаций известного образа в литературе. Книга Лескова была неоднократно положена в основу художественных кинолент и других произведений мировой культуры. При создании фильма «Леди Макбет» 2017 года британские кинематографисты опирались не на своего великого земляка-драматурга, а именно на произведение российского писателя, перенеся его мотивы на «английскую почву»

История создания

В произведении Н. С. Лескова можно усмотреть несколько мотивов, которые и вдохновили автора на написание текста. Во-первых, это уже упомянутая трагедия «Макбет» У. Шекспира, а, во вторых, популярный сюжет лубочных картин «О купеческой жене и приказчике».

Взявшись за перо, Николай Лесков планировал создать серию произведений, представляющих «галерею характера русских женщин». Екатерина Измайлова – русская Леди Макбет – должна была стать первой в этой веренице. Однако произведение так и осталось единственным, самостоятельным творением, представив читателям «отечественную версию» вечного образа.

На написание первоначального текста у автора ушло около года, произведение создавалось в 1864-1865 гг. Позднее Лесков вносил в своё произведение многочисленные правки. Финальная версия произведения появилась в 1867 и была представлена на суд читателей на страницах журнала «Эпоха».

Жанр

«Леди Макбет Мценского уезда» можно назвать повестью. И по объему, и по сюжетной составляющей текст соответствует этому определению. Однако сам автор окрестил своё произведение «очерк», такое определение захватывающего и остросюжетного текста, на первый взгляд, кажется странным. Очерк – жанр документальный. Скорее всего, Николай Семенович намекал на его реалистичность, на показательность сюжета для русской жизни. Хотя захватывающая история о жестоких преступлениях — это вымысел автора. Писатель рисует перед нами картины купеческой жизни, реальной действительности провинциальной России, создает живые характеры русского общества. Однако документальность текста, позволяющая назвать его очерком, заключается всё же не в бытописании, а в подлинном отражении «общечеловеческой драмы».

7 стр., 3154 слов

Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Н. С. Лесков)

... С точки зрения литературоведения «Леди Макбет Мценского уезда» является повестью, на что указывает непростой, наполненный событиями, сюжет и композиция произведения. Многое роднит очерк Лескова с драмой Островского « ... адрес лишь упреки, её называли «неродицей». Закончился договорной брак трагически. Лесков показал, к чему ведет пренебрежение межличностными отношениями в рамках семьи. Месть . Для ...

В сюжете и в образе главной героини можно увидеть переклички с пьесой А. И. Островского «Гроза», она была написано примерно в то же годы. Это говорит об актуальности и злободневности контекста общественной жизни, на фоне которого разворачивается сюжет произведения. Сама жизнь русской провинции и специфика общественных отношений, восприятие роли человека и роли женщины в обществе той эпохи породили те «страшные картинки», которые нарисовал Лесков в своём очерке.

Суть

В центре повествования – история купеческой жены Катерины Измайловой. В первых строках автор книги говорит, что в русской глуши порой встречаются удивительные сильные характеры, намекая на то, что героиня и есть носительница характера, который оказался «упрятан» в рутине купеческой повседневности. Как и многие женщины той эпохи, Екатерина Львовна вышла замуж не по любви и прозябает в скуке под мужниным крылом, живя в доме своего свекра. События, происходящие в книге, и поступки главной героини можно воспринимать как «внутренний бунт», её сущность и её сильный характер стремятся найти выход, что приводит к трагичным последствиям. Однажды, когда мужа и свекра не было дома, женщина решается на любовную интрижку с приказчиком Сергеем, который служит у них в доме. Вернувшись, свёкр уличает Катерину в неверности мужу, и женщина находит способ избавиться от него, отправив старика на тот свет. В своих чувствах и в желании сделать любимого Сережу «купцом» женщина не останавливается ни перед чем и готова устранить всех, кто мешает их счастью. Следом за отцом жизни лишается и муж Екатерины Зиновий Борисович. Сергей становится соучастником преступления. Героиней движут не только любовные чувства, преступным путем и ценой жизни других людей она стремится доказать своё право жить так, как она хочет. После смерти супруга она — владелица капитала, и цель, казалось бы, достигнута. Однако претендентом на часть денег оказывается племянник по имени Федя, совсем ещё ребенок. Воспользовавшись болезнью мальчика, Катерина и Сергей убивают и его. Но это преступление уже не сходит им с рук. Начинается следствие. Сергей вынужден признаться не только в причастности к смерти мальчика, но и в убийстве мужа Катерины. Когда их преступные дела раскрываются, характер отношений между героями начинает меняться.

Преступников отправляют на каторгу. Сергей внутренне винит во всем Катерину, он уже не питает пылких чувств к девушке и заводит роман с одной из каторжанок. Екатерина Львовна же по-прежнему одержима чувством, которое, в конце концов, губит её. Ревность одолевает девушку. В тот момент, когда арестантов переправляют на пароме, она нападает на свою соперницу. Обе падают в воду и погибают.

2 стр., 578 слов

Подвиг героини Екатерины Трубецкой по поэме Русские женщины (Некрасов Н. А.)

... за что?". Но Екатерина стояла на своём: "Ужасна будет, знаю я, Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его!" "Нет! я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна!". Она даже была согласна лишиться всего ... и добровольно. Поверьте, не каждый готов пойти на такое деяние во имя любви и долга. Неужели же поступок этой женщины нельзя считать подвигом?

Главные герои и их характеристика , Екатерина Измайлова

Сергей – внешне простой, естественный человек, пользуется успехом у женщин и способен обернуть это обстоятельство себе на пользу. В ходе повествования он раскрывается как алчный, корыстный и эгоистичный персонаж. Он умело играет чувствами хозяйки, скрываясь под маской простачка, не способного ничего изменить, и тем самым прячется за сильным характером героини. На поверку герой оказывается ловеласом, который думает только о себе.

Купцы Измайловы – Борис Тимофеевич и Зиновий Борисович

Сонетка – каторжница, возлюбленная Сергеем, хитрая кокетка, охочая до веселья и развлечений, легкомысленна, не имеет твердых моральных устоев и не проявляет способности к искренним чувствам. Она живет во имя собственных желаний, и этим похожа на Сергея.

Темы

Тема любви

Семейные ценности

Месть – темное чувство, свойственное страстной натуре. Екатерина также пылко мстит, как и любит. Первое убийство свекра она совершает после того, как он наказывает её любимого, наказание становится поводом, разжигает жажду мести, дает импульс для злодеяний.

Проблемы , Скука и рутина., Одиночество, Нравственная проблематика.

Главная мысль

На примере пороков купеческого сословия, для которого были свойственны необразованность, бездуховность и верность предрассудкам, Николай Семенович показывает, как закостенелость и консерватизм общественных устоев способны «искалечить душу» человека. Все персонажи книги существуют в «извращенной» системе ценностей. Бунт героини – это бунт женщины , стремящейся жить так, как ей хочется. Пороки героини – это пороки общества, следствие духовной бедности и невежества. В конечном итоге протест оказывается бессмысленным потому, что строится он на безнравственности и бесчеловечности.

Чему учит?

Поучительную составляющую очерка Лескова можно выразить в двух известных поговорках: «На чужом несчастье счастья не построишь» и «Всё тайное всегда становится явным». Именно к таким выводам приходит читатель, ознакомившись с текстом. Ради любви героиня легко переступала через жизни других людей, за что поплатилась и потерей любимого