По картине Ивана Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» план-конспект по русскому языку (3 класс)

Сочинение

Введение**

В данной учебной работе рассматривается урок русского языка для учащихся 3 класса на основе учебно-методического комплекта «Школа России» с авторством учебника В. П. Канакина. Темой урока является коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина под названием «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Основной педагогической целью урока является создание условий для развития умения составлять рассказ по репродукции картины под руководством учителя.

**Задачи урока:**

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Я. Билибина.
2. Обучить учащихся «читать» картину, понимать и анализировать её элементы.
3. Воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа и национальным художественным традициям.
4. Развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, поддерживать последовательность в его изложении и устанавливать связь между частями текста и отдельными его предложениями.
5. Способствовать формированию интереса и уважения к культуре своего народа у учащихся.

**Тип урока:** развитие речи.

**Планируемые результаты:**

**Предметные результаты:**

Учащиеся научатся проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Они смогут ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, а также выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

**Личностные результаты:**

Урок способствует формированию у учащихся уважительного отношения к искусству, национальной культуре и творчеству И. Я. Билибина. Кроме того, он поможет развивать у них коммуникативные навыки, способности к анализу и логическому мышлению, что важно для формирования грамотных и культурных граждан.

Ученики имеют эстетические потребности, ценности и чувства. Они проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Также они проявляют понимание и сопереживание чувствам других людей. Ученики проявляют интерес к культуре и истории своего народа и родной страны. Они также умеют оценивать свою учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность и инициативу.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

  • Общеучебные: используют иллюстрации для решения учебной задачи.
  • Логические: осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Постановка и решение проблемы: ученики самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

12 стр., 5829 слов

Самостоятельная работа учащихся на уроке

... учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой ... в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий. (2, стр. 152) Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно ...

Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач. Они строят монологические высказывания и владеют диалогической формой речи.

Формы организации деятельности детей: коллективная и индивидуальная.

Основное содержание темы, понятия и термины: Развитие речи, сочинение, текст-описание картины, текст-отзыв о картине.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx).

Образовательные ресурсы: Учебник, с. 41. Репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», авторская презентация к уроку.

Сценарий урока:

Мотивирование к учебной деятельности:
Учитель:
— Ровно посадились.
— Поглядели на соседа.
— Нежно улыбнулись.
— И все повернулись ко мне.

Самоопределение в учебной деятельности:
Учитель:
— Там, где люди работают вместе,
И спорят только по делу,
Там и в сказке можно оказаться
Смело и с бодуна.

— Догадались, куда мы сегодня отправляемся на уроке? (в сказку).
— Нам поможет в путешествии в сказку художник-иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.
— Вы уже слышали это имя? (на уроке литературного чтения, когда мы читали «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника).
— Чтобы узнать сказку, о которой мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:
Летела стрела и промахнулась в болоте,
И в этом болоте кто-то привстал.
Кто, лишившись зеленой кожи,
Стал внезапно красивым и привлекательным? (Лягушка из сказки «Царевна-лягушка»).
— Предположите, какой будет предмет нашей работы сегодня? (иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка»).

Постановка учебной задачи:
— Сегодня мы будем писать сочинение по картине художника-иллюстратора И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
— Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (научиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.).

Используя иерархичное форматирование, мы максимально структурировали представленные факты и информацию. Текст стал более понятным и легким для чтения.

На уроке искусства была проведена беседа об одном из выдающихся русских художников — Иване Яковлевиче Билибине. Ученики узнали, что он родился в 1876 году и всю свою жизнь интересовался русской историей, древнерусской живописью и народным искусством. Он был одним из первых, кто начал иллюстрировать русские народные сказки и былины.

2 стр., 813 слов

По сказке Иван царевич и серый волк 9 предложений. 3 класс

... будет хорошо. ( Шапинский Виктор) Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. Понимаю длинно, выбери лучшее! Оцени ответ ... – зеленая. Среди этого черного мрака видна красота царевны. Мне картина понравилась. ( Студенникова Дарья ) Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникли ели Зелень ...

Особенностью Билибина были его небольшие книги-тетрадки, в которых он создавал единое целое из текста, иллюстраций, орнамента и обложки. Известно, что наиболее удачными являются его иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья-Моревна», а также к сказкам Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Ученики также узнали, что Иван Билибин умер во время блокады Ленинграда в 1942 году. Рассказ о жизни и творчестве художника позволил ученикам усвоить новые знания и способы действий, а беседа по содержанию сказок помогла им лучше понять произведения русской народной литературы.

Содержание сказки «Царевна — лягушка»

Перед тем, как начать работу над сочинением, вспомните содержание сказки «Царевна — лягушка».
(переход к следующему слайду)

Слайд 6

Рассмотрите все иллюстрации к этой сказке и расположите их в правильной последовательности.
(По щелчку определённая картинка переходит на своё место. Таким образом, постепенно выстраивается сюжетная линия. Дети очень кратко перечисляют основные события сказки.)

  • Работа по картине.

Слайд 7

Рассмотрите более внимательно репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.

Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.

Прочитайте отрывок из сказки на слайде.
(по щелчку появляются строчки из сказки)

«Пустил свою стрелу младший брат — улетела стрела — никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».

Чем интересна картина? Поделитесь своими впечатлениями.

Опишите место, где происходит действие.

Как попал сюда Иван-царевич?

Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.
(длинный (народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук…)

Кого Иван – царевич увидел перед собой?

Как выглядит лягушка?

Завершение

Эти вопросы помогут вам более глубоко понять сюжет и характеры героев сказки «Царевна — лягушка» и насладиться её красотой.

Анализ картинки

  • Иван-царевич выглядит удивленным, с грустным взглядом, возможно, он опечален
  • Лягушка описана как маленькая, зеленая и не красивая, она держит стрелу и смотрит с жалостливым взглядом
  • Художник выбрал яркие краски и использовал много света при написании картины
  • Эта картина необычна и похожа на причудливый яркий ковер. Она имеет сказочно-праздничный декоративный стиль с узорами, ярким орнаментом и изображением жуков и стрел

Текст и виды текстов

  • Виды текстов: текст — повествование, текст — рассуждение, текст — описание
  • Сегодня у нас должен получиться текст-описание
  • Можно поставить вопросы к тексту-описанию: Какой? Какая? и т. д.

Составление плана и структура сочинения

  • Всегда начинаем работу над сочинением с составления плана
  • Сочинение должно иметь три части: вступление, основная часть и заключение
  • О чем будете писать во вступительной части: например, о том, какая картина перед нами и куда отправился Иван-царевич
  • В основной части сочинения нужно описать Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины и настроение картины

Слайд 8

62 стр., 30725 слов

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...

... использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной ... этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Исследования третьего направления были прямо ... в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, ...

Примерный план:

1. Художник и его картина.

В данной части мы рассмотрим творчество художника и детали его картины.

2. Иван-царевич и лягушка-квакушка.

Здесь мы представим описание главных персонажей картины, включая их внешний вид и место действия.

3. Цвет и настроение картины.

В этой части анализируем использованные цвета и как они влияют на общее настроение произведения.

4. Моё отношение к картине.

Здесь я поделюсь своими личными впечатлениями и чувствами, вызванными этой картиной.

Составьте примерный текст по плану:

Великолепная картина, созданная талантливым художником, вдохновила меня на размышления. В первой части нашего рассказа, мы погрузимся в мир творчества художника и ближе познакомимся с произведением искусства.

Далее, на втором слайде, мы перенесемся в волшебный мир Ивана-царевича и лягушки-квакушки. Они оживают на холсте, и я хочу поделиться с вами своими впечатлениями о них.

Третья часть будет посвящена цветам и их роли в создании настроения на картине. Я расскажу, какие эмоции вызывает у меня каждый из оттенков.

В завершение, на последнем слайде, вы услышите мое личное отношение к этой картина. Она вызывает у меня особые чувства и ассоциации, которыми я готов поделиться с вами.

Итог

После презентации мы обсудим, чья работа вас больше всего впечатлила и почему. Это позволит нам лучше понять разные точки зрения на это произведение искусства.

Теперь давайте перейдем к следующей части нашего урока, но перед этим давайте проведем короткую физминутку для отдыха.

Физминутка:

Мы устали чуточку, отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, руки вверх и тут же вниз и за парту вновь садись.

Закрепление знаний и способов действий:

  1. Сочинение по картине: Сейчас мы начнем самостоятельную работу над сочинением, используя наш план и опорные слова.
  2. Проверка работы: После того как вы закончите, каждый из вас прочтет свое сочинение перед классом.

Итог

После презентации и обсуждения наших сочинений, мы подведем итоги. Кто-то из вас, возможно, проявил себя как талантливый исследователь и артист. Давайте сделаем это уроком, который надолго запомнится.

4 стр., 1979 слов

Русский язык 2 класс канакина горецкий 2 часть по картине

... воздухом и даже поиграть с медвежатами». Обучающее сочинение по серии картинок.»Спасение зайчика». 2 класс Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему Обучающее сочинение по серии сюжетных картинок «Спасение зайчика». Цель: ...

Вопрос для обсуждения:

Чья работа вам больше всего понравилась, и почему? Жду ваших мнений и аргументов.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 9

Закончите предложения:

  • Я сегодня узнал…
  • Я научился…
  • Мне было…
  • Я рад…

— Оцените свою работу на уроке (смайликом)

Д.з. Повторение падежей имён существительных

Примерное содержание основной части сочинения:

В центре картины изображён Иван-царевич посреди болота. Кругом лесная глушь. Иван одет в народный русский кафтан, который подпоясан кушаком. На Иване сафьяновые сапоги, шапка с отворотом. Весь его облик говорит об его не простом происхождении. В руках у царевича лук. Стрелу, пущенную Иваном-царевичем, держит в лапках лягушка. Она сидит на болотной кочке. Лягушка-квакушка внимательно смотрит на Ивана-царевича, словно хочет ему что-то сказать. Иван-царевич удивлён и опечален.

Картина написана яркими красками, в ней много света. Необычный затейливый орнамент из жуков, стрел и растительности обрамляет картину. Она похожа на яркий сказочный ковёр.

Используемые источники:

  • стихотворение «Где работают дружно…»
  • И. Я. Билибине
  • загадка о лягушке
  • Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 кл. нач. шк. / В. П. Канакина, Г. А. Фомичева. — 2 е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2006. — 142 с

Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по русскому языку»к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (« Школа России») Москва∙ Вако ∙ 2013.