Готовое моральных обязательств в драме Ф. Шиллера «Разбойники»

Сочинение

Как-то Фридрих Шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. Для этого нужно закрыть свое сердце для слабости. Глубина данного изречения становится более прозрачной, если всматриваться в образ немецкого поэта-романтика Фридриха Шиллера. Он был известным гуманистом, много думал над смыслом человеческой жизни. Современники Шиллера полностью утратили искренность и открытость в отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не друзей, а почти врагов. Шиллер был против расцвета такого кричащего индивидуализма и неверия.

Драма «Разбойники» — это первое драматическое произведение Шиллера.

Юному гению удалось создать очень интересную тему, которая и сегодня актуальна. В драме показано противостояние сыновей графа Моора — Франца и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл — воплощение романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Моор говорит так: «Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом». Но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Узнав, что граф Моор лишает его отцовского наследства, Карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей несправедливости. Юноша покидает общество, скрывается в Богемском лесу и становится главарем разбойников. Карл Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Поведение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных разбойниках.

Франц Моор, брат Карла, придерживается других принципов, Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести. Именно Франц был причиной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жизни Франца — удовлетворение своих желаний. Этот человек считает, что честность — удел бедных. Франц Моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. При необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. Но в каждом проступке скрывается наказание. Франца начинают преследовать страшные видения, которые становятся расплатой за жестокость и преступление. Франц Моор не может пережить мук совести. Страшась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. Может показаться, что жизненная философия Карла победила, но это не совсем так.

2 стр., 826 слов

С изложением сюжета драмы Шиллера “Разбойники”

... способов их достижения. Шиллер писал “Разбойников” втайне, по ночам, скрываясь от бдительности надзирателей “академии”. Пьеса была поставлена “за ... сути призывавшее к революционной борьбе. Пока Карл в университете мечтает об обновлении мира, Франц затевает против ... проповеди плакался на упадок инквизиции”, Говорит Карл Моор. В шайку Карла приходит некий Косинский, невесту которого насильно ...

В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые сомнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям.

Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серьезный вопрос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. В драме «Разбойники» Шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым правом каждого человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. Это противоречие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это противоречие неразрешимо.

Ф. Шиллер принадлежал к поколению писателей «бури и натиска», чьи произведения всегда были проникнуты силой, эмоциональностью порыва бунтующего героя. Но, как писал В. Г. Белинский, «не из книг почерпнул Шиллер свою ненависть к униженному человеческому достоинству в современном ему обществе: он сам, еще дитятею и юношею, перестрадал болезнями общества и перенес на себе влияние его устарелых форм…» Именно поэтому уже первая драма писателя «Разбойники» поразила читателей глубиной чувства, энергией и силой, нерушимым стремлением к правде и справедливости.

Герои произведения — не столько разбойники, сколько организованный отряд народных мстителей. Это довольно образованные люди, которых жизненные неудачи, разочарования и обиды, страстная жажда деятельности и стремление к переменам привели на путь разбоя.

Из них особенно выделяется главный герой — благородный разбойник Карл Моор. Свою долю добычи он раздает бедным, «но если ему представляется случай пустить кровь помещику, дерущему шкуру со своих крестьян, или проучить бездельника в золотых галунах, который криво толкует законы… тут, братец ты мой, он в своей стихии. Тут словно черт вселяется в него…» Жалеющий, что погасла в душах людей «сверкающая искра Прометея», герой выступает против несправедливых законов, господствующих в мире, где заставляют «ползти улиткой и того, кто мог бы взлететь орлом». Стремление к правде и справедливости руководит всеми поступками героя. Так, когда его отряд нападает на карету графа, в которой находится адвокат, выигрывающий судебные дела благодаря своим проискам и плутням, Моор грозно бросает ему: «А! Это ты, прохвост, правосудие делаешь продажной девкой?» Он убивает адвоката, грабить не его занятие.

2 стр., 607 слов

Великие писатели о новгородской земле

... шведских войск под командованием Якоба Делагарди в Новгородской земле, переговоры шведов с новгородскими властями о приглашении на русский престол шведского принца Карла Филиппа. Стремясь обосновать его права на московский престол, ... , кочую- щая из сочинения в сочинение пословица «Кто против Бога и Великого Новгорода» – Quis potest contra Deum & magnam Neugardiam23. Смута начала XVII в. ...

Однако писатель в своих произведениях стремится не только обличать зло. Он также заставляет размышлять о путях борьбы, об ответственности человека за свои поступки, за всю свою жизнь. Героями его социальных и политических трагедий часто становятся простые бедные люди, наделенные, однако, чувством собственного достоинства и незаурядным мужеством, которые оказываются в столкновении с сильными мира сего. Такова героиня драмы «Коварство и любовь» Луиза Миллер. Сын богатого и влиятельного министра готов на любые жертвы во имя любви к этой девушке. Он стремится противостоять предрассудкам и коварству этого жестокого мира, но одной готовности на жертвы недостаточно, чтобы противостоять злу, наделенному властью и окруженному верными слугами, способными на любую подлость. Ценой гибели своих героев Шиллер желает утвердить право человека на свободу чувства, на личное счастье. Их гибель является обличением несправедливых порядков и гимном человеческому достоинству.

Но писатель не останавливается на том, чтобы изображать события и нравы одной местности, одного сословия, одной страны. Его волнуют более глубокие и масштабные вопросы. Шиллер стремится полнее и шире представить болезни века, осудить произвол и тиранию, обнажает сам механизм власти, политическую систему, утверждающую господство класса, силу традиций, классовые предрассудки. Он призывает к движению вперед, к прогрессу человеческого разума и воли. Так, в «Дон Карлосе» его герой бросается с мольбой к королю, призывая дать подданным свободу мысли:

Опередите ж королей Европы!

Лишь росчерк вашей царственной руки —

И обновится мир.

Писатель верил в безграничные возможности разума, в то, что с торжеством мысли наступит и торжество справедливости, отпадут суеверия и предрассудки. Именно поэтому он, в лице своего героя, стремится заразить высокой идеей правителя, У которого есть сила, власть и средства, которых недостает обыкновенному человеку, чтобы изменить мир. Автор убежден в развитии человечества по пути прогресса. Наверное, потому, что сам он ни на миг не остается на месте. Гете отмечал, что при встречах с Шиллером поражался стремительному развитию его мысли. Каждый раз он обнаруживал новую ступень в его знаниях, суждениях, оценках. Писатель представал перед ним «во все более совершенном облике».

Творчество Ф. Шиллера направлено было на служение делу свободы и справедливости, строго осуждая век неразумия, жестокости и коварства. Несомненно, благодаря своим прогрессивным идеям, постоянному движению вперед писатель приобрел широкую известность и любовь читателей во многих странах.