Как увы часто наносятся раны словом

Сочинение

(1)Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю:

(2)«Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьём. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь». (4)0на вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (6)Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:

  • Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.
  • (9)С половины третьего! — железным голосом ответила она.

(10)Часы показывали два.

  • (11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне!

(12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:

  • Выйдите отсюда!

(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала».

(16)«Вы правы, — пишет она дальше, — сравнивая травму, нанесённую криком, с ударом ножа. (17)Но такой удар можно нанести и без крика. (18)Нормальным голосом».

(19)К врачу пришёл человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.

(20)И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом.

(21) Раны от слова вызываются не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом.

(22)В одной семье произошёл такой случай. (23)Дочка, ученица пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжёлое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная. (24)Сказала:

  • В эту школу я больше не пойду.

(25)Ничего объяснять она не стала. (26)Видно было только: потрясена безмерно.

  • (27)Лучше умереть, чем в эту школу.

(28)Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. (29)И только спустя годы она рассказала, в чём было дело. (ЗО)На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:

  • С таким сердцем жить нельзя!

(31)Вот так и сказала. (32)Подруги засыпали девочку вопросами. (ЗЗ)Она молча оделась и молча вышла из школы. (34)Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. (35)Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать. (Зб)Она верила старшим и думала, что живёт последние недели.

(37) Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.

(38) Когда таких примеров из собственного опыта и опыта окружающих и размышлений по их поводу накопилось много, я выступил по радио с беседой на тему «Осторожно — слово!». (39)Не предлагал ничего особенного и чрезвычайного, просто советовал обращаться со словом обдуманно. (40)Применять, например, давно выработанные и общепринятые формулы вежливости и отказаться от таких оборотов, как: «Не видишь что ли?!», «Ослеп?», «Оглох?», тем более что есть опасность действительно угодить в человека, который плохо видит или плохо слышит. (41)Я напоминал другие слова, приветливые, вежливые, благожелательные. (42)И заканчивал передачу так: «Будьте осторожны со словом; грубое — обоюдоостро и часто мстит за себя!».

2 стр., 597 слов

На Всероссийский конкурс сочинений «Время проходит, но сказанное ...

... Литературное слово и слово кинематографа должны волновать, будить воображение, заставлять вдумываться, сопоставлять… понимать. Именно тогда слово, сказанное в ... я поняла, что в любой ситуации надо оставаться Человеком. Фильм подарил мне незабываемые эмоции, помог ... заменить собой вдумчивого и внимательного чтения книги, но помогает нам взглянуть на известное произведение по– ... Изменилось время. С ...

(43)На меня обрушилась лавина откликов. (44)Большинство откликнувшихся на моё выступление соглашались: со словом надо обращаться осторожно.

(45)Однако нашлись люди, кого сама постановка этой проблемы привела в раздражение. (46)Они утверждают: без грубости не обойтись и обходиться без неё не надо! (47)Под грубостью они понимают и крайнюю её форму — нецензурную брань. (48)Без неё-де и соваться нечего на стройку, в цех, в поле. (49)Да и в домашнем быту без крепкого слова немыслимо.

(50)Крик и брань не свидетельство силы и не доказательство. (51)Сила и в спокойном достоинстве. (52)3аставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (53)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (54)Это значит отказываться от самого себя! (55)От собственной личности! (56)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (57)Спрашивать, зачем вежливость, так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?» «Зачем красота?».

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (1922—1981 гг.) — прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы

СОЧИНЕНИЕ ПРО БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ

Русский прозаик, критик и публицист Сергей Львович Львов сначала рассказывает историю про то, как немолодой женщине не оказали медпомощь в поликлинике («хирург и главный врач поликлиники» «спокойно сказала: «Выйдите отсюда!), и историю одной пятиклассницы, которой на медосмотре в школе сказали: «С таким сердцем жить нельзя!» (только спустя годы девочка призналась: « тогда она верила старшим и думала, что живет последние недели»).

Публицист считает, что такие душевные раны наносятся не только грубостью, не только глупостью и невежеством, но и просто неумелым, необдуманным обращением со словом. Сергей Львович советует обращаться со словом обдуманно, чаще использовать формулы вежливости, подбирать слова приветливые, благожелательные; писатель даже выступил по радио с беседой «Осторожно – слово!». Сергей Львович Львов убежден: «грубое слово обоюдоостро и часто мстит за себя!».

Итак, мы видим, что публицист Львов поднимает проблему неосторожно сказанного слова, или проблему грубого слова; сам Львов назвал ее «Осторожно – слово!».

Заканчивая свой рассказ, посвящённый проблеме обращения со словом, прозаик, критик и публицист вспоминает, что большинство откликнувшихся с ним согласились: «со словом нужно обращаться осторожно», однако нашлись и те, кто раздраженно утверждали, что без грубости, без нецензурной брани в обыденной жизни не обойтись.

2 стр., 783 слов

Проблема роли музыки в жизни человека. С. Львов

... он проиграл большую сумму денег. Также в жизни любого человека музыка играет не малую роль. У меня есть друг, который жить ... Львов был абсолютно прав. Текст С. Л. Львова: (1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в ... (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством ...

Сергей Львович, однако, утверждает, что брань – не доказательство и не свидетельство силы, что сила в достоинстве, что нельзя опускаться до уровня хама, а «спрашивать, зачем вежливость, так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?» «Зачем красота?», — завершает свои размышления Львов.

Я согласен с Львовым, что словом можно ранить, что нужно выбирать слова, с осторожностью, думать, так сказать, «как слово наше отзовётся». Также я думаю, что всегда найдутся те, для которых «красота» и «культура» ничего не значат, для которых сила в хамстве, а не в человеческом достоинстве и чести.

С другой стороны, сила слова не вызывает сомнений, если за этим словом что-то есть, если это не пустые слова, не разменная монета. «Словом можно убить, словом можно спасти», «словом можно продать, и предать, и купить», — писал Вадим Шефнер. Чтобы за словами была сила, их нужно беречь, беречь их изначальную чистоту, используя только по делу, тогда не придется «опускаться до брани».

332 слова