Односоставные предложения. Обобщающий урок

Сочинение

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Цели: развивать навык самостоятельной работы, закреплять и обобщать знания учащихся по теме «Односоставное предложение», научить видеть художественные особенности односоставных предложений в поэтических текстах, воспитывать уважение к старшим и близким.

Не может добрый быть трусливым.

Кто трусит — тот не так уж добр,

Не стыдно ль за себя трястись вам.

И забывать, что смелость — долг.

1. Вступление к уроку.

Налево пойдешь — коня потеряешь,

Направо пойдешь — друга потеряешь,

Прямо пойдешь — сам мертвым будешь.

— Что же выбрать? Каким путем пойти? А как вы считаете? (обсуждение выбора).

Да, перед нами всегда стоит выбор: потерять друга, коня, а самому остаться в живых или бороться за свою жизнь, счастье, не рискуя близкими? Вот и сегодня на уроке мы не только повторим изученную тему, но и каждый попробует для себя решить: а что лучше для него, какой путь он выберет.

Проверка домашнего задания

  • Дома вы должны были написать мини-сочинение, используя в нем односоставные предложения, на одну из тем: «Трусость», «Смелость», «Добро», «Зло». (Зачитываются работы, в которых учащиеся использовали односоставные предложения).

  • Какие типы односоставных предложений были использованы в сочинениях?
  • Какие предложения называются односоставными?
  • В чем их отличие от двусоставных?

Закрепление изученного материала.

1) Объяснительный диктант.

Определить тип односоставного предложения.

Если вызвался помочь, делай это своевременно. Друг друга поддерживать — победу одерживать. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.

Анализ текстов.

У трусов малые возможности.

Молчаньем славы не добыть.

И смелыми из осторожности

Подчас приходится им быть.

И лезут в соколы ужи,

Сменив с учетом современности,

Приспособленчество ко лжи

Приспособленчеством ко смелости. Е. Евтушенко.

  • Какие свойства человеческой личности поэт определяет как общественное зло?
  • Дайте лексическое значение слову «приспособленчество».
  • Найдите двусоставное предложение, укажите тип сказуемого.
  • Найдите односоставные предложение, выделите в них грамматические основы, обоснуйте вид односоставных предложений.

А чем еще может быть выражено сказуемое в безличном предложении?

Хочу быть щепетильным чуть нескладным

4 стр., 1652 слов

Урок развития речи «Учимся писать -рассуждение «Каким ...

... человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. - Какая структура у текста сочинения-рассуждения? (вступление, доказательства и вывод) - Какими словами можем начать вступление к сочинению? ( В жизни каждого человека должен быть друг, ... с помощью дружбы надо постараться «перевоспитывать» друга. Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...» Что ж, мы выслушали ...

И вежливым на старый добрый лад

Но оставаясь чутким деликатным

Иметь на подлость старый добрый взгляд.

Расставьте знаки препинания

  • Какие свойства человеческой личности привлекают поэта?
  • Охарактеризуйте простое предложение, которым передана стихотворная строфа.
  • К какому виду односоставного оно относится и почему?
  • Чем оно осложнено?
  • Напишите словарные статьи к словам щепетильный и деликатный, какие существительные можно образовать от этих слов.
  • Составьте синонимический ряд к слову нескладный.

3) Самостоятельная работа.

Своим путем.

Когда тобою реш…но

Добит(?)ся бл…городной цели,

То остаётся лиш(?) одно:

Осущ…ствить мечту на деле.

И вот, покинув отчий дом,

Идёш(?), исполн…нный отваг..,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты всё равно идёш(?) своим путём.

То круто (в)верх, то резко (в)низ,

Взлетел опять — и (в)новь ра…шибся.

А (с)лев… смех, а справ… свист:

«Эй! Призн…вайся, что оши…ся!»

А ты всё дальше, (на) пролом,

И видиш(?) скво…ь туман и слёзы:

Всё шире даль.

Всё ближе звёзды.

  • И ты (не)зря идёш(?) своим путём!

И ты вс…гда иди своим путём. Юлий Ким.

  • Записать первую и последнюю строфы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
  • Выполнить полный синтаксический разбор указанных предложений в составе сложного.
  • Выписать наречия вместе с главным словом, указывая их смысловые значения.

4. Подведение итогов.