Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
Цели: развивать навык самостоятельной работы, закреплять и обобщать знания учащихся по теме «Односоставное предложение», научить видеть художественные особенности односоставных предложений в поэтических текстах, воспитывать уважение к старшим и близким.
Не может добрый быть трусливым.
Кто трусит — тот не так уж добр,
Не стыдно ль за себя трястись вам.
И забывать, что смелость — долг.
1. Вступление к уроку.
Налево пойдешь — коня потеряешь,
Направо пойдешь — друга потеряешь,
Прямо пойдешь — сам мертвым будешь.
— Что же выбрать? Каким путем пойти? А как вы считаете? (обсуждение выбора).
Да, перед нами всегда стоит выбор: потерять друга, коня, а самому остаться в живых или бороться за свою жизнь, счастье, не рискуя близкими? Вот и сегодня на уроке мы не только повторим изученную тему, но и каждый попробует для себя решить: а что лучше для него, какой путь он выберет.
Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были написать мини-сочинение, используя в нем односоставные предложения, на одну из тем: «Трусость», «Смелость», «Добро», «Зло». (Зачитываются работы, в которых учащиеся использовали односоставные предложения).
- Какие типы односоставных предложений были использованы в сочинениях?
- Какие предложения называются односоставными?
- В чем их отличие от двусоставных?
Закрепление изученного материала.
1) Объяснительный диктант.
Определить тип односоставного предложения.
Если вызвался помочь, делай это своевременно. Друг друга поддерживать — победу одерживать. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
Анализ текстов.
У трусов малые возможности.
Молчаньем славы не добыть.
И смелыми из осторожности
Подчас приходится им быть.
И лезут в соколы ужи,
Сменив с учетом современности,
Приспособленчество ко лжи
Приспособленчеством ко смелости. Е. Евтушенко.
- Какие свойства человеческой личности поэт определяет как общественное зло?
- Дайте лексическое значение слову «приспособленчество».
- Найдите двусоставное предложение, укажите тип сказуемого.
- Найдите односоставные предложение, выделите в них грамматические основы, обоснуйте вид односоставных предложений.
А чем еще может быть выражено сказуемое в безличном предложении?
Хочу быть щепетильным чуть нескладным
Урок развития речи «Учимся писать -рассуждение «Каким ...
... человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. - Какая структура у текста сочинения-рассуждения? (вступление, доказательства и вывод) - Какими словами можем начать вступление к сочинению? ( В жизни каждого человека должен быть друг, ... с помощью дружбы надо постараться «перевоспитывать» друга. Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...» Что ж, мы выслушали ...
И вежливым на старый добрый лад
Но оставаясь чутким деликатным
Иметь на подлость старый добрый взгляд.
Расставьте знаки препинания
- Какие свойства человеческой личности привлекают поэта?
- Охарактеризуйте простое предложение, которым передана стихотворная строфа.
- К какому виду односоставного оно относится и почему?
- Чем оно осложнено?
- Напишите словарные статьи к словам щепетильный и деликатный, какие существительные можно образовать от этих слов.
- Составьте синонимический ряд к слову нескладный.
3) Самостоятельная работа.
Своим путем.
Когда тобою реш…но
Добит(?)ся бл…городной цели,
То остаётся лиш(?) одно:
Осущ…ствить мечту на деле.
И вот, покинув отчий дом,
Идёш(?), исполн…нный отваг..,
И пусть овраги, пусть коряги,
Ты всё равно идёш(?) своим путём.
То круто (в)верх, то резко (в)низ,
Взлетел опять — и (в)новь ра…шибся.
А (с)лев… смех, а справ… свист:
«Эй! Призн…вайся, что оши…ся!»
А ты всё дальше, (на) пролом,
И видиш(?) скво…ь туман и слёзы:
Всё шире даль.
Всё ближе звёзды.
- И ты (не)зря идёш(?) своим путём!
И ты вс…гда иди своим путём. Юлий Ким.
- Записать первую и последнюю строфы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
- Выполнить полный синтаксический разбор указанных предложений в составе сложного.
- Выписать наречия вместе с главным словом, указывая их смысловые значения.
4. Подведение итогов.