Значение Гоголя для театра
Гоголь — новатор, как и всякий гений. Например, он воплотил в жизнь идею «движения жизни на сцене». После пушкинских «Бориса Годунова» и «Скупого рыцаря» развитие русского театра испытало на себе влияние прежде всего Гоголя.
Классический репертуар современного театра не может обойтись без «Ревизора». Успех Гоголя на сцене не только в его социальности, но и в том, что никто не предложил до Гоголя актеру такие могучие образцы русского слова. Никто так не знал русское слово, не чувствовал его оттенков, как Гоголь. Гоголь, мне кажется, как бы видел лицо русского человека под формою русского слова. Наверное, он специально ходил по улицам, чтобы слушать разговоры людей, одиночные и шумные, и, запоминая лица и характеры, учился видеть слово.
Когда слушаешь гоголевскую речь, звучащую из уст актеров, поражаешься тому, как же точно и безошибочно она, эта речь, рисует образ героя со всеми его характерными чертами!
Гоголь в «Ревизоре» создал на сцене еще одно уникальное театральное качество: в его пьесе фабула, интрига хотя и замечательны, но не первостепенны. Первостепенны сами персонажи, отражающие среду, которую они представляют: Хлестаков, городничий, Осип, Земляника. Сцена заполнена изваяниями, но только материал у Гоголя не мрамор, а слово. Эти нелепые фигуры своими речами себя же и разоблачают, что и создает перед зрителем именно зрелище.
Гоголь направил отечественный театр по пути бытового изображения жизни. Подчеркну слово «изображение» затем, чтобы привести наглядный, как говорится, пример: вспомним, много ли говорит Осип в «Ревизоре»? Всего один монолог: «Веревочку… Давай сюда и веревочку. И веревочка пригодится…» Так сказал этот голодный слуга, крутясь возле столь же голодного барина, и зрители на всю жизнь запомнили и эти слова, и героя, их произнесшего. Более того: мы запомнили Осипа еще и как психологический тип, то есть как человека определенной социальной среды и характера. А кто нам о его характере рассказывал? Вот такое волшебство изображения!
Н. В. Гоголь и театр («Ревизор». «Женитьба». «Игроки»)
Однако интерес и любовь к театру не оставляли Гоголя, и они проявились в другом – в создании пьес для театра. Театрально-эстетические взгляды Н.В. Гоголя Н.В. Гоголь считал, что театр – это ... в пятом акте оканчивается немой сценой, своеобразным шестым актом. Гоголь придавал этой сцене символическое значение. Возникает символическое воскрешение и прозрение. Комедия Гоголя вызвала в обществе самые ...
Значит, в одной, ничего не значащей, казалось бы, фразе Гоголь выразил тип человека — скупердяя поневоле, бездомного, зависящего от бездомных привычек хозяина.
Хочу отметить еще одно весьма интересное свойство таланта Гоголя. Великий писатель не стал зависим от театра, несмотря на то что имел большой успех. Он всегда в моем воображении четко разграничивается на Гоголя-драматурга и на Гоголя-про- заика, и все же одно не исключает другого. А вот, например, Островского я представляю себе только драматургом, или, скажем, Шекспира трудно представить вне театра.
Гоголь понимал сам значение сцены для своего творчества. Сцена за несколько минут может всколыхнуть сознание общества так, как текстам на бумаге порою не удается всколыхнуть и за долгие годы.
Мне кажется, что движением своей мистической творческой души Николай Васильевич Гоголь — драматург еще явится не раз на сцене будущего и, как всегда таинственным образом, удивит и потрясет наше податливое воображение.