Значение Гоголя для театра

Сочинение

Значение Гоголя для театра

Гоголь — новатор, как и всякий гений. Например, он вопло­тил в жизнь идею «движения жизни на сцене». После пушкин­ских «Бориса Годунова» и «Скупого рыцаря» развитие русского театра испытало на себе влияние прежде всего Гоголя.

Классический репертуар современного театра не может обой­тись без «Ревизора». Успех Гоголя на сцене не только в его соци­альности, но и в том, что никто не предложил до Гоголя актеру такие могучие образцы русского слова. Никто так не знал рус­ское слово, не чувствовал его оттенков, как Гоголь. Гоголь, мне кажется, как бы видел лицо русского человека под формою рус­ского слова. Наверное, он специально ходил по улицам, чтобы слушать разговоры людей, одиночные и шумные, и, запоминая лица и характеры, учился видеть слово.

Когда слушаешь гоголевскую речь, звучащую из уст актеров, поражаешься тому, как же точно и безошибочно она, эта речь, рисует образ героя со всеми его характерными чертами!

Гоголь в «Ревизоре» создал на сцене еще одно уникальное те­атральное качество: в его пьесе фабула, интрига хотя и замеча­тельны, но не первостепенны. Первостепенны сами персонажи, отражающие среду, которую они представляют: Хлестаков, го­родничий, Осип, Земляника. Сцена заполнена изваяниями, но только материал у Гоголя не мрамор, а слово. Эти нелепые фигу­ры своими речами себя же и разоблачают, что и создает перед зрителем именно зрелище.

Гоголь направил отечественный театр по пути бытового изо­бражения жизни. Подчеркну слово «изображение» затем, чтобы привести наглядный, как говорится, пример: вспомним, много ли говорит Осип в «Ревизоре»? Всего один монолог: «Веревоч­ку… Давай сюда и веревочку. И веревочка пригодится…» Так сказал этот голодный слуга, крутясь возле столь же голодно­го барина, и зрители на всю жизнь запомнили и эти слова, и ге­роя, их произнесшего. Более того: мы запомнили Осипа еще и как психологический тип, то есть как человека определенной социальной среды и характера. А кто нам о его характере расска­зывал? Вот такое волшебство изображения!

3 стр., 1001 слов

Н. В. Гоголь и театр («Ревизор». «Женитьба». «Игроки»)

Однако интерес и любовь к театру не оставляли Гоголя, и они проявились в другом – в создании пьес для театра. Театрально-эстетические взгляды Н.В. Гоголя Н.В. Гоголь считал, что театр – это ... в пятом акте оканчивается немой сценой, своеобразным шестым актом. Гоголь придавал этой сцене символическое значение. Возникает символическое воскрешение и прозрение. Комедия Гоголя вызвала в обществе самые ...

Значит, в одной, ничего не значащей, казалось бы, фразе Го­голь выразил тип человека — скупердяя поневоле, бездомного, зависящего от бездомных привычек хозяина.

Хочу отметить еще одно весьма интересное свойство таланта Гоголя. Великий писатель не стал зависим от театра, несмотря на то что имел большой успех. Он всегда в моем воображении четко разграничивается на Гоголя-драматурга и на Гоголя-про- заика, и все же одно не исключает другого. А вот, например, Ост­ровского я представляю себе только драматургом, или, скажем, Шекспира трудно представить вне театра.

Гоголь понимал сам значение сцены для своего творчества. Сцена за несколько минут может всколыхнуть сознание общест­ва так, как текстам на бумаге порою не удается всколыхнуть и за долгие годы.

Мне кажется, что движением своей мистической творческой души Николай Васильевич Гоголь — драматург еще явится не раз на сцене будущего и, как всегда таинственным образом, удивит и потрясет наше податливое воображение.