ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема любви в поэзии В.С. Высоцкого учащихся по литературе (9 класс)

Творческая работа

Когда вода всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась любовь..

Тема любви вечна и стара как мир. Не было еще ни одного выдающегося человека, который не затрагивал бы ее. Высоцкий — не исключение, поскольку было бы странным предположить, будто человек с такой страстной натурой и с таким богатым личным опытом смог бы обойти сию тему стороной. Личная жизнь Владимира Семёновича была настолько сложной, что она самым непосредственным образом отразилась в его творчестве. Высоцкий — автор с сильной автобиографической, исповедальной жилкой… Многие говорят о том, что для творчества Владимира Высоцкого не было запретных тем, а его любовная лирика это открытый, отчаянный крик о собственных чувствах и переживаниях. Но сам поэт не любил говорить о своей любви, не любил рассказывать о ней какие-нибудь подробности, но многое можно понять из его лирики душевной и откровенной. Кроме того, все те черты личности и стиля, которые столь ярко характеризуют Высоцкого, так или иначе наложили свой отпечаток на творческое отражение всей интересующей нас проблематики.

Выбранная тема исследования представляется актуальной в связи с 80-летием со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого, которое отмечалось в 2018 году.

Проблема работы : является ли любовная лирика Высоцкого однородной или она многогранна?

Объект исследован ия: любовная лирика Высоцкого.

Предмет изучения : разнообразие форм изображения в любовной лирике Высоцкого.

Цель проекта – доказать, что тема любви в творчестве Высоцкого многогранна.

В связи с выдвинутой проблемой и поставленной целью в работе поставлены следующие задачи :

1) показать разнообразие любовной лирики Высоцкого в связи с ее содержанием;

2) раскрыть особенности любовной лирики Высоцкого.

16 стр., 7880 слов

Тема любви в лирике тютчева, любовная лирика тютчева (в творчестве)

... возлюбленные расплачиваются всю жизнь и даже самой жизнью. Любовная лирика Тютчева и Фета передает всю гамму чувств, связанных с любовными переживаниями: от упоения, восторга до боли и страдания. Поэтому современный читатель, ... -temu-tema-lyubvi-v-poezii-tyutcheva-i-feta Сочинение на тему: Тема любви в лирике Ф. Тютчева Федор Иванович Тютчев — русский поэт XIX века, современник Пушкина, Лермонтова, ...

Метод: при изучении лирики Высоцкого был использован метод сравнительного анализа.

При подготовке работы были использованы следующие теоретические источники:

Статьи: Карякин Ю. О песнях Вл. Высоцкого // Литературное обозрение. – 1981. — №7. – С. 94-100. Кормилов С.И. Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви // Русская речь. – 1983. — № 3. – С. 41-49. Крымова Н. О поэзии В. Высоцкого // Высоцкий В. Избранное. — М., 1988. Макарова Б.А. Фольклорные мотивы в лирике В. Высоцкого // Русская словесность. – 2000. — № 2. – С. 20-25.

Книга: Суворов Д.В. Галактика Высоцкого. – Екатеринбург, 2008.

Практическая база. Анализ стихотворных текстов был произведен по сборнику Высоцкий В.С. Сочинения: В 4-х томах. — Санкт-Петербург: АОЗТ Технэкс-Россия, 1993.

Гипотеза исследования : многообразие любовной лирики Высоцкого связано с многогранностью его личности.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Высоцкий жаловался, что его упрекают в том, будто он не пишет песен о любви. Это, конечно, не верно. По сравнению с Пушкиным, чья поэзия чрезвычайно богата любовной лирикой, у Высоцкого на первый взгляд этой теме уделено мало внимания. Но это только на первый взгляд. «Лирика, — говорил он, — это всё то, что ты думаешь, это твои собственные мысли и твоё отношение. Я не знаю, почему меня упрекают в том, что я не пишу лирических песен. Вероятно, путают лирические песни с любовной лирикой… У меня есть песни о любви».

В своё время Пушкин определил любовь так, как может понимать и чувствовать её только поэт:

В глубоком знанье жизни нет –

Я проклял знаний ложный свет,

А слава… луч её случайный

Неуловим. Мирская честь

Бессмысленна, как сон… Но есть

Прямое благо: сочетанье

Двух душ…

(А. Пушкин, «Сцена из Фауста»).

В полном согласии с этим пониманием звучит тема любви в поэзии Высоцкого.

«Песни Высоцкого, — писал Р. Рождественский во вступительном слове к 1-му изданию сборника «Нерв», — это песни очень настоящих, сильных людей» И любовь у него – настоящая, любовь сильных духом людей. Любовь, почти всегда — разделённая.

Ах, разность в языках, —

Не положенье – крах!

Но выход мы вдвоём поищем –

и обрящем…

(В. Высоцкий, «Люблю тебя сейчас…»).

Руки сцепились до миллиметра,

Всё — мы уходим к свету и ветру, —

16 стр., 7647 слов

Сладостной муки и мучительного счастья любви

... внешняя сторона службы, то теперь законодатели любви говорят о моральном благоустройстве любящей души. Средневековая любовная лирика могла быть неискренней, однообразной и элементарной, ... а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Ярче всего любовь отражена в любовной античной лирике. ...

Прямо сквозь тьму,

Где – одному

выхода нет!..

(В. Высоцкий, «Нить Ариадны»).

Это и есть то самое «сочетанье двух душ», о котором писал Пушкин, — и только вдвоём можно найти выход и из лабиринта, где царствует тьма, злоба и ненависть, и из заколдованного леса, где «лапы у елей дрожат на ветру» и «птицы щебечут тревожно», — где хорошо и уютно только одному. Для любви не существует ни преград, ни расстояний, — как в песне «Ноль семь», где, казалось бы, обычные слова в телефонной трубке: «Здравствуй, это я!» равноценны признанию в любви…

В произведениях Высоцкого не только люди умеют любить. Любят птицы («Баллада о двух погибших лебедях»), животные («Жираф, или Что случилось в Африке»), корабли («Жили-были на море…»), машины:

Что ж съезжаться – пустые мечты?

Или это есть кровная месть городам?..

Покатились колёса, мосты, —

И сердца… или что у них есть ещё там…

(В. Высоцкий, «Песня о двух красивых автомобилях»).

Вершина любовной лирики Высоцкого, безусловно — «Баллада о Любви». В высоком смысле слова она перекликается со строчками пушкинских стихотворений:

О вы, хранимые судьбами

Для сладостных любви наград;

Любви бесценными слезами

Благословится ль ваш возврат!..

(А. Пушкин, «Наездники»).

Но вспять безумцев не поворотить –

Они уже согласны заплатить

Любой ценой – и жизнью бы рискнули,

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

Я поля влюблённым постелю –

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!

Но многих, захлебнувшихся любовью,

Не докричишься – сколько ни зови, —

Им счёт ведут молва и пустословье,

Но этот счёт замешан на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви…

(В. Высоцкий, «Баллада о Любви»).

Лирика Высоцкого отличается особой биографичностью. Он писал о тех, кто шел с ним рядом в этой жизни. И женщина в его поэзии – существо не выдуманное, а совершенно реальное. Главной музой поэта была Марина Влади. Она вошла в его жизнь не сразу.

Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО — Высоцкий пришел туда после спектакля. «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты», — так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним…» — успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.

10 стр., 4832 слов

Моя цветаева. роль Цветаевой в русской литературе (Цветаева Марина)

... Я однозначно могу выделить Марину Цветаеву и назвать ее своим любимым поэтом. Серебряный век одарил нас восхитительными стихотворениями, а творения Цветаевой для меня каждый раз встают на первое место. Любовь ... герой — героиня, возможно, сама еще не разобралась в своих чувствах и ее внутренний мир трудно понять. Она испытывает нежность к адресату послания, но при этом ярко ...

«Работать надо!» — была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон — 3-4 часа, остальное — работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.

С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, и лишь в 1980 году они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака, и у Марины — тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств. Об этом говорится в песенном обращении к телефонистке международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить сейчас, а не когда-нибудь в будущем:

Для меня эта ночь вне закона.

Я пишу — по ночам больше тем.

Я хватаюсь за диск телефона,

Набираю вечное 07. —

Девушка, здравствуйте!

Как вас звать? Тома.

Семьдесят вторая! Жду! Дыханье затая!

Быть не может, повторите, я уверен — дома!

Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй, — это я.

Когда же им удавалось все-таки встретиться, то они были просто счастливы:

Не видел я другой такой руки,

Которая меня бы так ласкала…

Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые и новые стихи:

В какой день недели, в котором часу

Ты выйдешь ко мне осторожно…

Когда я тебя на руках унесу

2 стр., 591 слов

Приносит ли любовь счастье?

... вокруг любовь". Также читают: Картинка к сочинению Приносит ли любовь счастье? Популярные сегодня ... больше нравится любимому человеку. Становясь лучше, человек начинает видеть большинство ... темы Соня Мармеладова является центральным женским персонажем романа «Преступление и наказание». Она молода, хрупка и, в какой-то степени, совершенно невинна. Особое отношение ...

Туда, где найти невозможно…

Поэт не любил афишировать свою личную жизнь, и потому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие «по — читатели» его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. А он им отвечал:

…Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, — когда в нее плюют.

Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца, постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных:

Я все вопросы освещу сполна,

Дам любопытству удовлетворенье.

Да! У меня француженка жена,

Но русского она происхожденья.

Нет! У меня сейчас любовниц нет.

А будут ли? Пока что не намерен.

Не пью примерно около двух лет.

Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

глава 2. любовь и разлука: где место счастью?

Тема любви закономерно продолжается мотивами расставания. В 1964 году Высоцкий напишет стихотворение « Давно я понял: жить мы не смогли бы…»

Давно я понял: жить мы не смогли бы,

И что ушла — все правильно, клянусь,-

А за поклоны к праздникам — спасибо,

И за приветы тоже не сержусь.

А зря заботишься, хотя и пишешь — муж, но,

Как видно, он тебя не балует грошом,-

Так что, скажу за яблоки — не нужно,

А вот за курево и водку — хорошо.

Ты не пиши мне про березы, вербы —

Прошу Христом, не то я враз усну,-

Ведь здесь растут такие, Маша, кедры,

Что вовсе не скучаю за сосну!

Ты пишешь мне про кинофильм «Дорога»

И что народу — тыщами у касс,-

Но ты учти — людей здесь тоже много

И что кино бывает и у нас.

Ну в общем ладно — надзиратель злится,

И я кончаю,- ну всего, бывай!

Твой бывший муж, твой бывший кровопийца.

…А знаешь, Маша, знаешь,- приезжай!

В нем можно видеть полное переосмысление автора, в том числе затрагивающих не только его отношения с женщинами. В этом стихотворении Высоцкий как бы резюмирует свои долгие размышления насчет случившегося. Он не стал молить ее возвратиться, «Давно я понял: жить мы не смогли бы,\ И что ушла — все правильно, клянусь…» , а наоборот, видит причину сложившейся ситуации и решает оставить все как и должно быть. Он не держит обиды и одновременно благодарен, как многие бы не сделали будь на его месте «А за поклоны к праздникам — спасибо,\ И за приветы тоже не сержусь.»

8 стр., 3718 слов

Любовь в творчестве Куприна

... ярко раскрывает его писатель. Читайте также: для школьников. «Любовь в творчестве Куприна» − сочинение Вариант 1 Любовь является одной из главных тем в творчестве Куприна. Герои его произведений «освещенные» этим ярким чувством, ... не находит счастья, он тоже погибает. Желтков не может найти себе места в современном ему мире, где, по словам генерала Аносова, так редко встречается «такая любовь, о ...

Однако в его стихотворении прослеживается не только любовная тематика. Например, в строфе

«Ты не пиши мне про березы, вербы —

Прошу Христом, не то я враз усну,-

Ведь здесь растут такие, Маша, кедры,

Что вовсе не скучаю за сосну!»

Владимир Высоцкий делает акцент на то, что и у «нас» так же хорошо и все имеется, как и «там». Здесь прослеживается любовь к своей Родине, светлый патриотизм в самом лучшем его виде.

«Ты пишешь мне про кинофильм «Дорога»

И что народу — тыщами у касс,-

Но ты учти — людей здесь тоже много

И что кино бывает и у нас.»

В последней строфе он прощается с той, кому адресовал письмо. Кажется, будто написав строку «Твой бывший муж, твой бывший кровопийца.» он на момент остановился. Вероятно, на него нахлынул какой то внезапный прилив горечи. Это была боль, ловко замаскированная под непринужденными строками. Он все еще любит её. И это доказывает его последняя строка «…А знаешь, Маша, знаешь,- приезжай!…». Он действительно не готов разрушить все мосты. И всегда будет рад видеть её в своей жизни.

Нам невозможно даже представить, какие чувства испытывал Высоцкий, когда писал это «письмо». Но ясно только одно — это стихотворение плод долгих дум и терзаний, в конце концов приведших к смирению.

«Баллада о коротком счастье» была написана Высоцким в 1975 году. Она повествует о двух лебедях , которые, встретившись и в миг обретя счастье, погибли от рук людей, так же в свою очередь обретших счастье в виде забавы от убиенных существ.

Трубят рога: скорей, скорей!-

И копошится свита.

Душа у ловчих без затей,

Из жил воловьих свита.

Ну и забава у людей —

Убить двух белых лебедей!

И стрелы ввысь помчались…

У лучников наметан глаз,-

А эти лебеди как раз

Сегодня повстречались.

Она жила под солнцем — там,

Где синих звезд без счета,

Куда под силу лебедям

Высокого полета.

Ты воспари — крыла раскинь —

В густую трепетную синь.

11 стр., 5067 слов

Тема любви в творчестве А.И. Куприна

... внушениям западного и российского декаданса. В поисках духовной гармонии Произведения заветной для Александра Ивановича Куприна темы - это произведения на тему любви. В творчестве писателя она нашла воплощение во ... множестве человеческих судеб и переживаний. Между тем далеко не одним ...

Скользи по божьим склонам,-

В такую высь, куда и впредь

Возможно будет долететь

Лишь ангелам и стонам.

Но он и там ее настиг —

И счастлив миг единый,-

Но может, был тот яркий миг

Их песней лебединой…

Двум белым ангелам сродни,

К земле направились они —

Опасная повадка!

Из-за кустов, как из-за стен,

Следят охотники за тем,

Чтоб счастье было кратко.

Вот утирают пот со лба

Виновники паденья:

Сбылась последняя мольба —

«Остановись, мгновенье!»

Так пелся вечный этот стих

В пик лебединой песне их —

Счастливцев одночасья:

Они упали вниз вдвоем,

Так и оставшись на седьмом,

На высшем небе счастья.

Но рассмотрим балладу с немного иной стороны. Можно заметить, насколько чистыми рисует нам Высоцкий образ двух лебедей — «Счастливцев одночасья», и такой же невинной и светлой является их недолгая любовь, которой суждено было закончится таким трагическим путем. Смею предположить, что Высоцкий хотел сказать нам, что зачастую очень яркие страстные чувства как быстро начинаются — так быстро и заканчиваются. Это не предотвратимый процесс, это этап любовных отношений, который или сходит на нет, или обретает лучшую и стабильную форму:

И счастлив миг единый,-

Но может, был тот яркий миг

Их песней лебединой…

Два лебедя, и страсть между ними погибла моментально. Страсть осталась — а тела, через которую они хотели ее реализовать – нет:

Они упали вниз вдвоем,

Так и оставшись на седьмом,

На высшем небе счастья.

Если рассматривать сквозь это стихотворение людские отношения, то можно выразить главную мысль — иногда лучше вовремя остановиться, не перейти эту черту, когда отношения перестанут быть трепетными и чистыми. Могу предположить, что Высоцкий сам был сторонником такого убеждения, которое он сформировал за счет своего опыта. Поэтому нельзя однозначно заявить, является ли «Баллада о коротком счастье» однозначно печальным стихотворением. Герои умерли в состоянии блаженства. А такая смерть по истине является лучшей из всевозможных.

Подводя итог, стоит отметить: в творчестве В.Высоцкого нашли продолжение и развитие разнообразные классические и фольклорные традиции — от древнейших истоков литературы и до городского романса XIX — XX веков.

Когда Высоцкий обрёл опыт в поэзии, в своём творчестве стал затрагивать тему любви. Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Это была странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронёс через всю жизнь.

15 стр., 7353 слов

Тема любви в лирике цветаевой

... -воспоминание. В рассказах любовь двух людей и одновременно признание в любви автора к России, восхищение ее Н. И. Копылова О любви в лирике М. Цветаевой и А. Ахматовой: сравнительный анализ Тема любви вечна ... тысяча ликов, и никогда не знаешь, какой из них проглянет в следующем стихотворении. Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны - это женщина, полная нежности, ...

Любовная лирика Высоцкого раскрывает как глубокий мир души поэта, так и служит способом диалога барда со слушателем-читателем, попыткой донести до нас вечные истины.

Заключение

Любовь — это фундаментальное свойство, от которого во многом зависит качество жизни человека. Чувство любви влияет на отношения человека с другими людьми, на его мировосприятие, на развитие. Человек стремится к обретению состояния любви. Но типов любви много, а устремление человека всегда направлено вполне определенно.

Сама жизнь В. Высоцкого, необычность его личности, голоса, стихов – знаменует собой существование в нашей духовной культуре еще одного Поэта. Однако как у всякого Поэта в поэтическом мире Высоцкого есть своя философия любви.

Поставленная проблема многогранности любовной лирики Высоцкого решалась в рамках объекта исследования -любовная лирика Высоцкого. В результате проведенной работы была достигнута цель – доказано, что тема любви в творчестве Высоцкого многогранна.

В работе решены следующие задачи:

1. Показано разнообразие любовной лирики Высоцкого в связи с ее содержанием. Мы пришли к выводу, что многообразие ликов любви в творчестве Высоцкого зачастую связано с содержанием его творчества.

2. Раскрыты некоторые характерные черты любовной лирики Высоцкого.

Любовь между мужчиной и женщиной в его творчестве в сущности сходна с дружбой. У Высоцкого Любовь с большой буквы — это одна из определяющих сил мироздания, это то самое, что Данте называл словами «Любовь, что движет солнце и светила».

Таким образом, подтверждается гипотеза исследования: многообразие любовной лирики Высоцкого связано с многогранностью его личности.

  1. Высоцкий В. С. Четыре четверти пути. — М., 1988.
  2. Высоцкий В.С. “Золотые мои россыпи…”: Строки, ставшие крылатыми / Сост. Т. и С. Зайцевы; Крат. предисл. Вл. Новикова. — М., 2000.
  3. Высоцкий В.С. Сочинения: В 4-х томах. — Санкт-Петербург: АОЗТ Технэкс-Россия, 1993.
  4. Влади М. Владимир, или Прерванный полет. — М.: Прогресс, 1989.
  5. Золотухин В.С. Секрет Высоцкого: Дневниковая повесть / Сост. Б. Акимов; С. Вдовин. — М.: Алгоритм, 2000
  6. Карякин Ю. О песнях Вл. Высоцкого // Литературное обозрение. – 1981. — №7. – С. 94-100.