«Детство мое прошло в Киеве…» (ВАРИАНТ 28)

Сочинение

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.Б.Голуб: «Образность в широком смысле этого слова — как живость, наглядность, красочность изображения — неотъемлемый признак всякого вида искусства, образность речи — частное её проявление».

Лингвист И.Б.Голуб утверждает, что «живость, наглядность, красочность изображения» присущи любому виду искусства и литературе в частности. Действительно, яркая образность привлекает читателя и помогает ему лучше понять замысел писателя. Докажем это примерами из текста.

Автор ярко живописует обустройство лачуг в овраге (предложения 13 — 16).

Эта убогость наглядно свидетельствует о нищете здешних обитателей, которые сооружают свои жилища из разного хлама.

Далее одним предложением (№33) писатель даёт достаточно ёмкую характеристику дочери шарманщика: она так любит читать, что много раз перечитывает свою единственную книгу, кем-то выброшенную. «Потрёпанный переплёт» — яркая деталь, доносящая до нас эту мысль.

Действительно, художественное слово должно быть живым, наглядным и образным, чтобы привлечь читателя.

15.2. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 50 — 51 текста: « — Пойми, — сказал отец, — что эти люди на человеческое отношение отвечают такой преданностью, какую не найдёшь в нашем кругу. При чём же тут тяжёлые житейские впечатления?»

Отец рассказчика считает, что для его сына очень важен опыт знакомства с низами общества: с ними он учится гуманности. Участливое отношение к ним вызывает в ответ доверие и преданность, на которые успешные люди часто не способны. В этой среде ценятся взаимоуважение, честность, забота, общение на равных.

Об этом свидетельствует тот факт, что в Лизе мальчик увидел не нищую гимнастку, а человека, увлечённого чтением. Он не брезгует дать ей свою книгу, и девушка это ценит: показывает пример ответного участия. Она идёт в дом рассказчика, переживая из-за его длительного отсутствия. Девушка понимает, что может навлечь на себя гнев родителей мальчика, но беспокойство за него сильнее.

Позднее мнение отца, что мальчик должен знать неприглядную изнанку жизни, поддерживает и мать. Она передаёт для Лизы книгу и даёт сыну угощения для новых друзей. Помощь обездоленным становится для ребёнка хорошим жизненным уроком.

2 стр., 562 слов

Массовым должен быть читатель, а не искусство (Е. Лец)

... искусства, его духовной «калорийностью». Искусство бывает как массовым, так и элитарным. Массовое не несёт ... чтобы привлечь дополнительных читателей. Отсутствие интереса к настоящему искусству и процветание массовой ... со всего мира; «Библионочь» — по аналогии с «Ночь в музее», ... искусства, необходимо уделить ему некоторое время, осмыслить его и постичь замысел автора, этого напрочь лишена популярная ...

Действительно, обитатели лачуг, привыкшие к презрению и брезгливости окружающих, высоко ценят человеческое отношение и благодарны, когда к ним относятся достойно. Человек, проявивший к ним участие, становится дорог, несмотря на социальные различия.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Человечность — это моральное качество, которое заключается в гуманном отношении к любому человеку, несмотря на социальные различия, в готовности помочь нуждающемуся. Совершают человечные поступки люди добрые, бескорыстные, благородные

В приведённом тексте пример человечности показывает рассказчик. Он видит в новых знакомых не нищих обитателей лачуг, а просто людей. Мальчик не испытывает к ним брезгливости или пренебрежения, а каждый день приходит в овраг, ему там нравится. Он, зная любовь дочери шарманщика к чтению, даёт ей почитать свои книги.

Человечное отношение к нищим детям проявляет и Вася, герой повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Валек и Маруся становятся его лучшими друзьями. Ради Маруси он готов терпеть наказание от отца.

Как показывают приведённые примеры, люди часто учатся человечности, проявляя участие к обездоленным, нуждающимся.