Методический сборник (стр. 3 )

Сочинение

(44)И песня пошла…

(По М. Москвиной)

Сочинение – рассуждение

«И песня пошла…»

Я понимаю смысл последнего предложения текста М. Москвиной «И песня пошла…» так: мальчик уверен в своем творческом порыве.

Герой рассказа признается в том, что свободно поет он только со своим четвероногим другом Китом, который подвывает под музыку. Такса создает ему творческое настроение, в ней мальчик видит поддержку: «Он знал, как поднять мой ослабевший дух».

Рассказчик живо воспринимает джазовые импровизации, переживая их как часть своей жизни. Значит, чтобы герою сыграть джаз, ему нужно вспомнить особенно дорогой для него временной отрезок: «… до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…» Когда мальчик видит рядом с собой преданного друга, музыка льется сама собой. Ведь дядя Женя говорил: «Джаз – не музыка, джаз – состояние души».

Именно так должны жить люди и животные — в гармонии. Пусть люди не чувствуют себя главными, а помнят, что они зависят от животных и во многом им обязаны. И пусть льется песня…

М. Москвина рассказывают удивительную историю дружбы человека и собаки. Я понимаю слова «И песня пошла..» так: мальчик и его четвероногий друг словно созданы друг для друга. Не случайно Андрей вспоминает, как в «жуткий мороз», они «выбрали друг друга на Птичьем рынке». Обратите внимание: не мальчик выбрал собаку, а они выбрали друг друга.

Кит всегда рядом с мальчиком (его и хозяином не назовешь).

Но самые трогательные минуты их единения связаны с увлечением джазом. «Я бренчу на гитаре и пою,- рассказывает мальчик, — а он лает и подвывает. Конечно, без слов — зачем нам с Китом слова?» Слова не нужны, потому что они понимают друг друга без слов. Слушая игру на гитаре, Кит еще и отбивал хвостом ритм. Мальчик изображает «тиканье часов и крики чаек, а Кит — гудок паровоза и гудок парохода.». Ведь «джаз – не музыка, джаз — состояние души».

И не беда, что мальчика не взяли в кружок, самое главное — у него есть преданный друг, который знает, «как поднять ослабевший дух».

7 стр., 3154 слов

Рассуждение : «Мои лучшие друзья»

... свое удачное сочинения на такую тему. И запомните одну поговорку, друзья проявляются не в радости, а в беде. Первые строки всегда самые сложные Как начать сочинение ... заставил его исчезнуть. Чтобы уберечь мальчика, Дамблдор отправляет его к ... пошло не так как задумывалось. Старик Хоттабыч — Л. Лагин Волька выныривает из воды со ... красивая. Она высокая и стройная. Мне нравятся её длинные светлые ...

Комментарии и выводы:

Данные сочинения оценены максимальным количеством баллов, так как экзаменуемые верно поняли метафорический смысл высказывания «И песня пошла…», установили причинно-следственные связи, обратили внимание на детали. Из исходного текста приведены аргументы, подтверждающие правильность понимания фрагмента. Примеры включены в сочинение как цитаты.

Текст для написания сочинения.

Вариант 918 (ГИА – 2009)

(1) Среди жильцов нашего старого деревенского дома, кроме кривоногой таксы Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального ящика и скворца, были еще приручённая дикая утка, ёж, страдавший , и барометр , всегда показывающий «великую сушь». (2)Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка! (3)Мы долго привыкали к ней, а потом приняли в нашу дружную семью.

(2) В длинные пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду теплый дождь, мы читали романы Вальтера Скотта. (5)От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струей из трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. (6)Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.

(7)Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. (8) Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. (9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.

(10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11)Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.

(12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших а ламповом стекле зеленых мошек. (15)Должно стать, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми и радужными звездами.

(16)Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала, и ее приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе. Под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.

(17)Так мы и жили. (18)Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые темные стены, закопченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. (19)А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зеленая любительница сказок…

(По К. Паустовскому)

Сочинение – рассуждение

«Так мы и жили. Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые темные стены, закопченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зеленая любительница сказок…»

К. Паустовский пишет: «Так мы и жили…» Смысл данных слов заключается в том, что в старом доме были тепло и уют, которые так необходимы любому живому существу.

7 стр., 3242 слов

Научных объяснений, почему мы живем на условиях кошек. А не наоборот

... маленькая, беленькая кошечка по имени Ласка. У нее голубые глаза, черные ушки и черный хвост. Она очень похожа на сиамскую породу кошек. ... это грустная история, было 9 мая и моя кошечка выпала ... предложенного. И все довольны. Сочинение-описание кошки , Вариант 1 Многие ... такие девчонки живут в моём доме. Автор: Светлана ... лягушек и воробьев. Мне очень нравится наша кошка. Небольшой рассказ про кошку ...

В предложениях 1, 2 характеризуются все жильцы деревенского дома от таксы до барометра. Мы видим, что старый дом объединил под одной крышей необыкновенные предметы и разные живые существа, которые жили в полном согласии друг с другом.

В предложениях 13-16 писатель подчеркивает влияние атмосферы дома на лягушку. Она настолько увлеклась таинственностью и сказочностью, которые излучал гостеприимный дом, что «замирала» от увиденного.

По моему мнению, дом делают Домом ни стены и крыша, а люди, живущие в нем. Дом является отображением состояния души его хозяев.

«Так мы и жили. Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые темные стены, закопченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зеленая любительница сказок…» Этими словами, как мне кажется, автор хотел показать необыкновенность дома, уют. Все его обитатели, хотя и были разными, но жили дружно под крышей старого деревенского дома. Паустовский рассказывает об этом в предложениях 1-3.

Маленькая лягушка подружилась с обитателями дома и приходила сюда, чтобы посмотреть на огонь керосиновой лампы. В предложениях 15-16 автор описывает увлечение лягушки, за что и называет ее «любительницей сказок».

Атмосфера дома настолько необычна и удивительна, что автор сравнивает ее с романами Вальтера Скотта.

Комментарии и выводы:

Данные сочинения оценены максимальным количеством баллов, так как экзаменуемые верно поняли смысл фрагмента « Так мы и жили. Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые темные стены, закопченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зеленая любительница сказок …», установили причинно-следственные связи, обратили внимание на детали. Из исходного текста приведены аргументы, подтверждающие правильность понимания фрагмента. Ученики используют ссылки на номера предложений, используемых в качестве примера.

Текст для написания сочинения.

Вариант 919 (ГИА -2009)

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Уроженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спаслось. (5)Он поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8)В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошел дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15) Дым густел — стало трудно дышать.

5 стр., 2082 слов

Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас

... приходит к Вечному огню на Бульваре Героев в нашем городе. Приходят к Вечному огню и стар и ... огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности — его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома ... дал человеку возможность освоения новых земель. Сочинение «Пожар — наш злейший враг» , Сочинение «Пожар — наш злейший враг» ...

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (17)Ветер перешел в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27)Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понес домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

(33)- Этот заяц, — сказал дед, — спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь — бросить …

(35)Так и живут вместе — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

(По К. Паустовскому)

Сочинение – рассуждение

«Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен,

а ты говоришь — бросить …»

В конце текста дед Ларион сам признается, что обязан зайцу жизнью, и поэтому, я думаю, что теперь старый охотник не только не бросит зайца, но и защитит его от любых напастей.

С уверенностью можно сказать, что ушастый является спасителем человека от пожара. Только его животное чутье помогало им выжить. Об этом можно судить из предложений 23 – 25. Охотник внезапно получил нового друга, выручившего его в трудную минуту. Теперь дед Ларион будет помнить и благодарить зайца всю жизнь. Он уже вылечил и приютил лесного друга (предложение 32).

Возможно, когда заяц полностью восстановит свои силы, он пожелает вернуться в свой родной лес. Я уверен, что охотнику будет нелегко расставаться, но и препятствовать он не будет.

Дед Ларион искренне полюбил своего спасителя, своего друга. В их отношениях человек и животное равны, ни один не подчиняется другому. Вот так я понимаю смысл финала текста.

По моему мнению, дед Ларион очень любит этого зайца за его «поступок». Возможно, этот зверек и не стремился спасти жизнь Лариона, а сделал это ненароком, пытаясь выжить. Он полагался лишь на свой инстинкт, о чем говорится в предложении 24: «Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются.»

Тем не менее, дед был чрезмерно благодарен зайцу, чувствовал свою вину перед ним, поэтому не мог проститься со своим спасителем. «Так и живут вместе — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.»

Дед Ларион не утратил чувства милосердия и умеет ценить добро.

Человек многого не знает о животных. Но почему-то привык считать себя хозяином природы. К счастью, есть люди, любящие «братьев наших меньших» и понимающие их истинное значение. Один из таких людей — писатель и публицист , создавший множество очерков, рассказов и повестей о природе.

В одном из рассказов он повествует историю зайца, спасшего жизнь человеку.

«Дед Ларион, старый лесной житель, как никто знал лес и его окрестности.» Но в самую опасную минуту он доверил свою жизнь зайцу. И не ошибся. Заяц вывел деда из огня, хотя опалил себе задние лапы и живот. Дед Ларион, глубоко благодарный, не бросил его на произвол судьбы, а вылечил и приютил. «Так и живут вместе — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.»

Я думаю, что человек должен любить природу. И тогда она ответит , ведь только животные могут помочь человеку выжить в трудной ситуации и стать преданными друзьями.

Комментарии и выводы:

Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь — бросить …»

Проанализируем еще один пример:

Дед Ларион не хочет бросать зайца, так как он спас ему жизнь. Увидев, что в лесу начался пожар и огонь гнало по земле с неслыханной скоростью, дед заволновался. Он понимал, что может погибнуть. Смерть настигала, и вдруг у него из-под ног выбежал заяц. Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед Ларион, старый лесной житель, знал, что звери всегда лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Заяц вывел деда из огня.

— Этот заяц, — сказал дед, — спаситель мой: я ему жизнью обязанный.)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь — бросить …

Так и живут вместе — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Несмотря на то что общий смысл фрагмента учащимся понят, сочинение представляет собой пересказ исходного текста. Экзаменуемый не привел ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента. В работе отсутствует абзацное членение. Это сочинение оценено 1 баллом по первому критерию.

Текст для написания сочинения.

Вариант 920 (ГИА – 2009)

(1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и во дворах? (2)Читают книги, чинно беседуют о судьбах мира? (3)Нет, они играют в футбол. (4)Наши мальчишки ничем не отличались от других, а положение у них было даже выгоднее, потому что улицы здесь еще только намечались и каждый пустырь мог служить футбольным полем…

(5)Однажды в воскресенье Федор Михайлович повел Боя гулять, и Антон пошел с ними. (6)Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез. (7)За домом был пустырь, а на нем орава ребятишек с усердием колотила ногами по мячу. (8)В эту ораву и ворвался черным ураганом ньюфаундленд.

(9)Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твердых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11)Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.

(12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики:

  • (13)Что?.. (14)Собака?.. (15)Какая там собака!Медведь бешеный… (17)В милицию надо позвонить…

(18)Федор Михайлович нахмурился и резко скомандовал:

— (19)Бой, ко мне! (20)Дай мяч! — (21)Мяч шлепнулся на требовательно подставленную ладоньИдем, хулиган.

(23)Они вышли на середину пустыря.

— (24)Что же вы попрятались? (25)Не бойтесь, ребята, он зря не трогает. (26)Просто он, как и вы, очень любит играть в футбол.

  • (27)Ну да, рассказывайте…
  • (28)Вот увидите. (29)Становитесь в круг и пасуйте друг другу. (30)А главное — не бойтесь…

(31)Федор Михайлович поддал ногой мяч — Бой метнулся за ним. (32)Когда ньюфаундленд уже настигал мяч, Антон отбил дальше. (33)Бой заметался по кругу. (34)Ребята старались как можно дальше отбить мяч. (35)Они боялись и потому что промахивались. (36)Тогда Бой бросался, захватывал мяч в пасть и, победно вскинув голову, подняв султаном пушистый хвост, бежал по кругу.

(37)Мало-помалу футболисты успокоились, стали бить лучше. (38)Бой бросался мячу наперерез, а если тот шел поверху, подпрыгивал и отбивал носом.

(39)Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга. (40)Федор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.

(По Н. Дубову)

Сочинение — рассуждение

«Бой победил»

«Бой победил» – этой фразой заканчивается текст Н. Дубова. Я с этим утверждением полностью согласен. Бой победил страх мальчишек.

Сначала все ребята, увидев Боя, испугались, ведь внешность незнакомой собаки казалась угрожающей, а нрава пса окружающие еще не знали.

Но затем хозяин собаки Федор Михайлович убедил ребят в том, что бояться Боя не надо, и предложил поиграть в футбол вместе с псом. Уже «через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга.»

Глядя на то, как его пес играет вместе с детьми, «Федор Михайлович улыбался, а стоявший рядом с ним Антон сиял.»

Итак, пес доказал всем, что дружить могут не только люди между собой, но и человек с животным.

Николай Николаевич Дубов повествует нам историю, в которой мальчишки неожиданно для себя подружились с собакой.

Федор Михайлович гулял со своей собакой. Бой — огромный пес. Его внешний вид, скорость бега, клыкастая пасть испугали играющих ребятишек. «Собака?.. Какая там собака!… Медведь бешеный…)В милицию надо позвонить…» — слышалось отовсюду.

Но хозяин собаки знал, что она не представляет никакой опасности для детей, и смело заявил: «Не бойтесь, ребята, он зря не тронет. Просто он, как и вы, очень любит играть в футбол» (предложения 25 и 26).

Поверив, ребята начали игру. Поначалу они боялись и потому часто промахивались. Вскоре успокоились и стали играть лучше. «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга» (предлжение39).

Собака, несмотря на свой пугающий внешний вид, смогла доказать своё дружелюбие и безобидность, и это ее главная победа.

Комментарии и выводы:

Бой победил»

Проанализируем еще один пример:

В последних словах текста Н. Дубова говорится о том, что Бой сумел убедить мальчишек в том, что он умный и добрый пес.

повел Боя гулять, и Антон пошел с ними. Вдруг огромный ньюфаундленд исчез, когда они повернули за угол дома. За домом играли мальчишки, играли в футбол, а Бой своим видом всех напугал. Взрослые уже хотели позвонить в милицию, но Федор Михайлович вместе с собакой вышел на середину пустыря и убедил всех, что собака просто хотела поиграть.

Ребята стали играть с Боем. Но еще немного побаивались и потому часто промахивались. Но уже через десять минут мальчишки орали и визжали от восторга. Все были рады.

Следовательно, Бой доказал, что и сам по характеру был похож на обыкновенного мальчишку. В этом и заключается победа.

Сочинение оценено 5 баллами. Общий смысл фрагмента учащимся понят, но основная часть сочинение представляет собой лишь пересказ исходного текста. Экзаменуемый не привел ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента. Работа характеризуется смысловой цельностью. Композиция сочинения соответствует рассуждению.

Советы учащимся для выполнения задания С2.1

Задание С2.1 – это сочинение — рассуждение на лингвистическую тему. Значит основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтет это вариант задания, придется рассуждать о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания произведите следующие действия:

1. Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.

Например, «Без знаков препинания обойтись нельзя»)., Например, знаки препинания придают завершённость мысли и обеспечивают интонационную ).

4. Перечитайте текст.

5. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

6. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста., Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста., Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .

В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста., Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

7. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

Я считаю, что знаки препинания …»)

9. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Вступление

Введение в тему, сообщение о реплике героя иллюстрации или текста.

Основная часть

Раскрытие сути упомянутого в диалоге героев языкового явления. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.

Заключение

Вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового явления.

10. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

11. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

Советы учащимся для выполнения задания С2.2

Задание С2.2 – это сочинение — рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Значит основным содержанием такого сочинения будет анализ информации, которая содержится в тексте, осознание явных и скрытых значений, которые автор вложил в слова, словосочетания, предложения. Для выполнения задания произведите следующие действия:

1. Прочитайте текст, выделите в нем указанный в задании фрагмент.

2. Вдумайтесь в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытый значения всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора.

3. Сформулируйте собственное мнение о смысле фрагмента.

4. Приведите два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента.

5. Подберите из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию.

6. Приводя примеры, используйте цитирование или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения.

7. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Вступление

Сообщение о прочтении текста в выделенном фрагменте.

Основная часть

Толкование и комментирование выделенного фрагмента с целью демонстрации правильности понимания его смысла. Доказательство правильности понимания смысла выделенного отрывка путем подбора примеров из исходного текста.

Заключение

Вывод о правильности понимания фрагмента текста.

8. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

9. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

Образцы сочинений — рассуждений

Текст №1

(Текст взят из учебного пособия «Русский язык. . Подготовка к итоговой аттестации» под редакцией . 2008 год. Вариант 2, стр. 241-242)

(1)В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с «Коньком-Горбунком» мы явственно это видимНа «большую учёбу» Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4)Сибиряк учился прилежно. (5)Сторонился сту­денческих шалостей и пирушек. (6)Вечерами в снимаемой у сто­личного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7)И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интерес­ными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хо­рошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему -— дураку (а точнее, доброму, честному простаку) — всё хорошее по спра­ведливости достаётся.

(9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего — волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочините­лем, — забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радо­ваться.

(11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечата­на, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали пе­реписывать друг у друга.

(12)Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором —деревенским говором, прибаутками, озорными сло­вечками. (13)Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.

(14)Пётр Ершов и кроме «Конька» кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. (15)«Конёк» же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал «веч­ной книгой», как сказки Пушкина, Андерсена, как «Мюнхгаузен» и «Муха-Цокотуха».

(По В. Пескову) 256 слов

Сочинение – рассуждение «Роль в речи

Антонимы — слова с противоположным значением — помогают раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств.

Антонимы «взрослый» и «ребёнок» (предложение 7) позволяет показать широту возрастных границ интереса к сказкам. Использование антонимов в предложении 8: «Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окружение…» — придаёт особую значительность каждому из названных качеств, усиливая их.

Можно сделать вывод: Анна Владимировна права, утверждая, что антонимы играют важную роль в речи, потому что «позволяют противопоставить различные понятия и образы», а потому и относятся к средствам языковой выразительности.

Сочинение – рассуждение «”Конёк” же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал «веч­ной книгой», как сказки Пушкина, Андерсена, как “Мюнхгаузен” и “Муха-Цокотуха”».

В литературе, действительно, есть, книги, которые по праву можно назвать «вечными». Они не утрачивают своего значения и через сто и через двести лет. К таким книгам В. Песков относит сказку П. Ершова «Конек-Горбунок» и ставит ее в один ряд со сказками и .

Во-первых, долгая жизнь сказке была обеспечена благодаря тому, что написана она «стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интерес­ными и взрослому, и ребёнку», с «деревенским говором, прибаутками, озорными сло­вечками».

Во-вторых, это была сказка «о придуманной жизни», но в ней все было похоже на реальную жизнь. Она «забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радо­ваться».

Сказка полюбилась читателям сразу и до сих пор ее популярность не иссякла.

Текст №2

(Текст взят из учебного пособия «Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации» под редакцией . 2008 год. Вариант 4, стр. 256-257 )

(1)Смотрю по телевизору фильм. (2)Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мо­тивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. (3)Но на самом исходе звука, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскрешающая сила. (4) Крепнет мощь человечес­кая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лам­пада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.

(5)Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Сви­ридова. (6)Не такой уж большой я знаток творчества этого заме­чательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской зем­ле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского не каждому дано.

(7)Музыка, быть может, самое дивное создание человека. (8)Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсоз­нанием человеческим. (9)Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнув­шим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, див­ное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

(10)Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём и пребудет на земле. (11)Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. (12)Возникает крамоль­ная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. (13)И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

(14)Музыка и природа — это самое верное, святое и неизмен­ное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно оди­чать. (15)Я имею в виду настоящую музыку, а не ту оглушающую , которая закружила человека в бездумной дикой пляс­ке, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.

(По )

Сочинение – рассуждение «Зачем нужны вводные слова?»

«Не все ли равно, есть вводные слова или нет? Смысл-то от этого не нарушается! Только путаницы больше!» — так рассуждает мальчик Витя, нерадивый ученик, которому трудно выучить правило о вводных словах. Попробуем убедить его в необходимости вводных слов.

Вводные слова помогут человеку, использующему их в своей речи, выразить большую или меньшую степень уверенности, оформить порядок мыслей, выразить собственное отношение к сообщаемому и многое другое.

рассуждает о музыке не как профессионал, поэтому в тексте встречаются вводные слова, выражающие только предположения автора: «Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить» (11).

«Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным…» (9).

Вводное слово «казалось бы» в этом предложении позволяет надеяться, что человеческая душа не зачерствела полностью и музыка спасет ее.

Приведенные примеры показывают, что вводные слова делают речь точной, помогают выразить авторское «я». Пожелаем Вите выучить вводные слова и знаки препинания при них.

Сочинение – рассуждение

«Музыка и природа – это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать»

Уже двадцатый век получил название века технической революции. Каким же останется в памяти человечества век двадцать первый – век скоростей, компьютеров, нанотехнологий? Плохо то, что человек в погоне за карьерой, материальными ценностями забывает о душе, становится черствым и сухим. Некогда замечать вокруг себя прекрасное, нет времени любоваться природой, слушать музыку.

Виктор Астафьев считает: «Музыка и природа – это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать». С ним нельзя не согласиться, ведь каждый человек испытывал на себе чарующее действие музыки, понимал, что «музыка возвращает … все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле».

Именно музыка и природа затронут самые сокровенные глубины человеческой души, разбудят чувство прекрасного, способность сопереживать, сочувствовать, научат отличать прекрасное от безобразного.

У японцев, которые гордятся своими традициями и берегут их, есть правило: во время чайной церемонии (это одна из самых почитаемых традиций) могут обсуждаться две темы — природа и искусство. Музыка, как «самое дивное создание человека», разбудит в человеческой душе ту чистоту, которая была задумана природой.

Текст №3

(Текст взят из учебного пособия «Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации» под редакцией . 2008 год. Вариант 5, стр. 264-265 )

(1)3има. (2)Из колодца валит пар. (3)Вокруг оттаявшая земля. (4)Подхожу ближе: земля шевелится. (5)Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх.

(6)Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит — дохода. (7)Что же получается: деньги вместо души?

(8)Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9)Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10)Не покинет ли нас доброта навсегда? (11)Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем!

(12)Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13)Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.

(14)Преступно мало мы говорим об отношении человека к чет­вероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! (15)Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим сво­им братьям. (16)Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология — сферы, в которых собаки совершают под­виг во имя человека. (17)Где же наша человеческая благодарность, милосердие?