Венецианские маски

Курсовая работа

О чем думает человек, когда слышит слово «маска»? Возможно, шумный и красочный карнавал, а возможно, современный Хэллоуин, может быть, очередной корпоратив, а может – новогоднее шоу. А вот у некоторых возникнет ассоциация с музейными экспонатами или же с частью интерьера квартиры, а вполне вероятно, что и с рестораном, который имеет экзотический дизайн, например, в этническом стиле.

Но в традиционных культурах у маски было совершенно иное предназначение – вовсе не развлекательное – она была частью священных ритуалов. При этом маска имела некое магическое предназначение. К примеру, жрец, священник или какой-то другой участник ритуала, прежде, чем надеть маску, и сам превращался в того, кого эта маска представляла. То есть, «актер» словно перевоплощался в мифического героя, или духа, или же бога.

Само слово – «маска» произошло от французского слова «masque», или от итальянского слова «maschera» или же от испанского слова «mascara». Есть вероятность, что эти слова в свою очередь берут начало от латинского «mascus», «masca», что дословно переводится, как «призрак», или от арабского слова «maskharah», то есть, «шут» или «человек на маскараде». Дошедшая до наших дней древнейшая Маска Warka , как полагают, является самой старой, ей около 5000 лет (см. приложение рис.1).

Сегодня теме масок посвящено огромное количество литературы. Например, среди классических трудов выделяется работа Клода Леви-Стросса «Путь масок». А в 1994 году по мотивам известных комиксов был снят популярный фильм в главной роли с комиком Джимом Кэрри – «Маска». Кстати, для Кэрри это стала самая звездная роль. Этот фильм о том, как главный герой как-то нашел ритуальную маску божества «Локи», которая отдаленно напоминает трикстера Локки, который в германо-скандинавской мифологии выступает обманщиком, двойственной фигурой, имеющей и «добрые», и «злые» черты, то есть, это и герой и злодей одновременно. А сама магическая сила и мощь этой маски проявилась только лишь тогда, когда главный герой случайно одел.

Маска надевается для создания нового удивительного образа, для защиты лица, для придания своему образу таинственности и загадочности.

Форма маски повторяет форму человеческого лица и имеет отверстия для глаз. Их изготавливают из различных видов материала, такие как: гипс, дерево, металл, кожа, ткань, папье-маше и многих других. К тому же, маски отличаются разнообразием декора: перья, разноцветные краски, пайетки и многое другое делают ее необыкновенной, придавая при этом индивидуальность образу.

1 стр., 375 слов

Рассуждение Лирический герой поэзии Евтушенко

... в последних строках стихотворения: "И вы тогда понять должны хотят ли русские войны". Таким образом, мы утверждаемся в мнении, что лирический герой поэзии Евгения Евтушенко, действительно, разнообразен. ... команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в ...

В древности маски применяли для различных ритуалов, в церемониальных и эстетических целях. В настоящее время маски используется как дополнение к карнавальному костюму, как атрибут изысканности и вкуса.

1.Маски в искусстве

С давних времен в театральной традиции маски играли важную роль, особенно в восточных культурах. Хоть они и изменили формы и декор, но в театре их использование сохранилось и на сегодняшний день.

Впервые широкое представление в искусстве с использованием масок было в Европе у древних римлян и греков. Символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски – идет из древнегреческого театра.

Греческие бронзовые маски использовались в роли микрофона, у них был широко открытый рот. Такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних рядов амфитеатра.

В Средневековье во время выступления надевали маски, это было связано с мистическими соображениями. В золотой или серебряной маске актеры изображали богов.

В эпоху Возрождения было много балов, карнавалов и маскарадов, это создало большой спрос и масочное ремесло процветало. Балет добавил популярности маскам.

Предшественниками современных клоунов считаются масочные герои комедии Дель арте. В наше время хорошо известен Арлекин — персонаж уличного театра. В современном мире маски нашли широкое применение в цирке и кукольных театрах.

1.1 Назначение масок

Маски существуют с древних времен, почти каждая имеет свою историю происхождения. Они используются в различных ритуалах: для хорошего урожая, чтобы добиться благосклонности предков, избавиться от болезней, похоронить усопших. Маски применяют в церемониях изгнания злых духов, для развлечения и даже при вынесении приговора. В настоящее время этнические маски служат предметами интерьера. В XVI в. до н. э. использовали маску из золота как посмертный слепок лица человека. Позже гипсовые маски стали особым видом скульптуры.

На востоке маска воспринималась как целостный образ, ее надевание происходило со строгим соблюдением ритуала. Во всех культурах к маскам относились как к вместилищу богов и духов, у многих был свой храм и ее охранял приставленный жрец. Маски с изображением тотемных зверей и духов служили для ритуальных танцев и обрядов. Они охраняли священное место и представляли силу зверя, изображенного на ней. В Средние века на маскарадах и костюмированных балах маска стала обязательным атрибутом. Маска — символ тайны, она имеет фантастические возможности. Человек, который надел маску, как бы превращаясь в другого персонажа, способен совершать действия, невозможные в обычной жизни.

2. Венецианский карнавал

Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях — ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

9 стр., 4273 слов

Основные тенденции развития поэзии конца 80-90-х годов ХХ века

... ПАРАДИГМА ПОЭЗИИ КОНЦА 80-90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА 3.1 Возвращенные имена Конец 80-х годов - новый период в развитии русской поэзии. ... литературы - советская официальная, эмигрантская и неофициальная, последняя оказывается фактически утраченной для читателя. Вся неофициальная поэзия 50-70-х годов ... бардов. Вместе с тем рок-поэзия отлична от эстрадной песни именно своим акцентом на содержании, первостепенным ...

С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие обряды, были запрещены, но сама идея праздника перевоплощения, уравнивающего всех его участников, пережила века и расцвела с новой силой в европейских карнавалах, родиной которых и стала Венеция.

Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия принадлежит католической церкви, которая утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным днём.

Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко под масками скрывались для совершения неблаговидных поступков. Это вынудило церковь запретить ношение масок вне карнавалов. А в 1608 году в Венеции был издан декрет, согласно которому мужчины за ношение масок в повседневной жизни приговаривались к двум годам тюремного заключения и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.

Во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным. Карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами.

Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь.

День во время карнавала был порой веселья, роскоши и расточительства: прекрасные дамы и галантные кавалеры танцевали на площадях и проигрывали состояния в сотнях игорных домов. Ночь же становилась порой безрассудств, любовных похождений и кровавых дуэлей. Даже смерть на карнавале была желанной и почетной, и прохожие в черных плащах и устрашающих белых масках кричали «браво» поверженному и умирающему на земле человеку…

Каждый год в преддверии весны шумная пьянящая волна карнавалов прокатывается по всему миру. Практически в одни и те же дни накануне Великого поста карнавалы проходят во Франции и Швейцарии, в Австрии и Германии, на Канарах и в Италии. Повсюду они имеют свой неповторимый облик и колорит: в не по-весеннему холодном Кельне вы попадете на массовую попойку веселых людей в масках, с раскачиванием и пением традиционных дурашливых песен; в жарком Санта-Крузе на Тенерифе после недели танцев до упаду станете свидетелем потешных похорон огромной картонной Сардины, а в Иврее окажетесь в центре грандиозного апельсинового боя. Но ни один из всех известных карнавалов мира не сравнится с венецианским ни по древности, ни по популярности, ни по размаху. На десять дней площади и улицы, каналы и мосты этого уникального города мира превращаются в огромную сцену, на которой разворачивается захватывающий спектакль — венецианский карнавал.

4 стр., 1546 слов

Каркавальная культура европейского региона венецианский карнавал: ...

... потому, что главным «персонажем» венецианского спектакля является маска, которая необходима участникам карнавала, хотя бы для того, чтобы, ... без преувеличения отдельное театральное представление. Есть в Венеции и специальные магазины, где продаются прекрасные карнавальные ... возможно, придется около года. Часто состоятельные люди заказывают невероятно дорогие одежды для карнавала от известных ...

3. Виды венецианских масок

Маска – это аксессуар, который одевается на лицо для защиты, либо для дополнения образа, либо для неузнаваемости. Своей формой маска повторяет контуры лица и оснащена отверстиями для глаз, носа и рта. Маски изготавливаются из различных материалов: кожи, ткани, папье-маше, гипса, дерева и т.д.

На сегодняшний день маски используют в кукольных театрах и для цирковых представлений.

Существуют разные виды масок.

Театральные маски, которые используют в разных формах театра.

Карнавальные маски, что понятно из названия, применяют на карнавалах и фестивалях.

Маски в играх — в игре с названием DOOM пугала игроков ужасным видом и шипящими звуками.

Медицинские маски — это такой способ защиты от разных инфекций, которые распространяются воздушно-капельным путем. Обычно она выглядит как простая повязка, которая закрывает рот и нос человека. Они изготавливаются из марли, ваты — материалов, которые при выдохе задерживают капельки мокроты и пропускающие воздух. Для защиты окружающих от распространения ОРВИ, а так же при общении с больными применяют медицинские маски.

Еще существует такие виды масок, как защитные. Они защищают лицо от опасной среды и обеспечивают кислородом (противогазы, анестезирующие маски, маски для подводного плавания, лыжные, маски для голкипера в хоккее и американском футболе, маски для сердечно-легочной реанимации и другие декоративные, ритуальные, функциональные, спортивные, военные, профессиональные маски для иного применения).

Венецианская маска — традиционный символ ежегодного Венецианского карнавала. В прошлом карнавал длился полгода, и в маске ходили повсюду: на рынок, в гости, в казино, по делам и даже на судебные заседания! К маскам привыкали настолько, что рассматривали их как предмет повседневной одежды. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических встреч до преступлений. Последние привели к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.

Многие маски карнавала — это варианты масок итальянской комедии Дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто (см. приложение рис.2).