Ударные инструменты

Курсовая работа

Выполнила:

Студентка Сафронова Кристина Кирилловна

Руководитель:

Преподаватель отделения

Аудиовизуальных технологий

Бочарова Татьяна Александровна

Москва 2015

1. УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Удамрные музыкамльные инструмемнты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.).

Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Ударные музыкальные инструменты появились раньше всех других музыкальных инструментов. В глубокой древности ударные инструменты использовали народы Африканского континента и Ближнего Востока для сопровождения религиозных и воинственных танцев и плясок.

В наши дни ударные инструменты являются весьма распространенными, так как ни один ансамбль не обходится без них.

К ударным принадлежат инструменты, у которых звук извлекается посредством удара. По музыкальным качествам, т. е. возможности получения звуков определенной высоты, все ударные инструменты подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки и др.).

В зависимости от вида звучащего тела (вибратора) ударные инструменты подразделяются на перепончатые (литавры, барабаны, бубен и др.), пластинчатые (ксилофоны, виброфоны, колокольчики и др.), самозвучащие (тарелки, треугольники, кастаньеты и др.).

Громкость звучания ударного инструмента определяется размерами звучащего тела и амплитудой его колебаний, т. е. силой удара. В некоторых инструментах усиление звучания достигается добавлением резонаторов. Тембр звучания ударных инструментов зависит от многих факторов, главными из которых являются форма звучащего тела, материал, из которого инструмент изготовлен, и способ удара.

1.1 Перепончатые ударные инструменты

В перепончатых ударных инструментах звучащим телом является натянутая перепонка или мембрана. К ним относятся литавры, барабаны, бубен и др. ударный колокол звук барабан

Литавры — инструмент с определенной высотой звучания, имеющий металлический корпус в виде котла, в верхней части которого натянута мембрана из хорошо выделанной кожи. В настоящее время в качестве мембраны используют специальную перепонку из полимерных материалов повышенной прочности .

13 стр., 6008 слов

Классификации музыкальных инструментов

... и материалов их вибраторов также ограничен определенными требованиями, поскольку от этого зависит их тембр звучания. Классификация музыкальных инструментов Классификации музыкальных инструментов может быть выполнена по различным критериям ... фрикционные (бугай): звук достигается за счёт трения о мембрану; ударные (барабан, литавры); Барабаны могут иметь одну или две стороны (мембраны). Односторонние ...

Мембрана крепится на корпусе с помощью обруча и натяжных винтов. Этими винтами, расположенными по окружности, натягивают или отпускают мембрану. Таким образом осуществляется настройка литавры: если мембрану натягивать, то строй будет выше, и, наоборот, если мембрану отпускать, то строй будет ниже. Чтобы не мешать свободной вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха.

Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке — треножнике.

В оркестре литавры используют в наборе из двух, трех, четырех и более котлов различной величины. Диаметр современных литавр от 550 до 700 мм.

Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

Звуковой объем литавр равен примерно квинте. Большая литавра настраивается ниже всех других. Диапазон звучания инструмента — от фа большой октавы до до малой октавы. Средняя литавра имеет диапазон звучания от си большой октавы до фа малой октавы. Малая литавра — от ре малой октавы до ля малой октавы.

Барабаны — инструменты с неопределенной высотой звучания. Различают барабаны малый и большой оркестровые, малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги.

Барабан большой оркестровый представляет собой корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей или пластиком. Большой барабан имеет мощный, низкий и глухой звук, который извлекается деревянной колотушкой с шарообразным наконечником из войлока или фильца. В настоящее время для мембран барабанов стали применять вместо дорогостоящей пергаментной кожи полимерную пленку, имеющую более высокие показатели прочности и лучшие музыкально-акустические свойства.

Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Размеры 680×365 мм.

Барабан большой эстрадный имеет форму и конструкцию, аналогичную оркестровому барабану. Размеры его 580×350 мм.

Барабан малый оркестровый имеет вид невысокого цилиндра, обтянутого с двух сторон кожей или пластиком. Мембраны (перепонки) крепятся к корпусу с помощью двух ободов и стяжных винтов.

Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма.

Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы и товарный вид. Размеры малого оркестрового барабана 340×170 мм.

Малые оркестровые барабаны включены в состав военных духовых оркестров, они применяются и в симфонических оркестрах.

Барабан малый эстрадный имеет то же устройство, что и оркестровый. Размеры его 356×118 мм.

Барабан том-том-тенор и барабан том-том-бас не отличаются по устройству и применяются в эстрадных ударных установках. Барабан том-тенор крепится при помощи кронштейна к большому барабану, барабан том-том-бас устанавливают на полу на специальной подставке.

10 стр., 4605 слов

Барабаны в произведениях искусства

... набор малых барабанов различных размеров, при игре — ставят на подставки, в маршевом оркестре — носят на ремне или специальной раме на уровне пояса. В оперный и симфонический оркестр малый барабан введён ...

Бонги представляют собой барабаны небольших размеров с натянутой с одной стороны кожей или пластиком. Они входят в состав эстрадной ударной установки. Между собой бонги соединяются переходниками.

Бубен — представляет собой обруч (обечайку), у которого с одной стороны натянута кожа или пластик. В корпусе обруча сделаны специальные прорези, в которых укреплены латунные пластинки, имеющие вид маленьких оркестровых тарелочек. Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони правой руки.

Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский — даф или хавал, грузинский — дайра, узбекский и таджикский — дойра.

1.2 Пластинчатые ударные инструменты

К пластинчатым ударным инструментам с определенной высотой звучания относятся ксилофон, металлофон, марим-бафон (маримба), виброфон, колокольчики, колокола.

Ксилофон — представляет собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента.

Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре.

Диапазон ксилофона — от си малой октавы до до четвертой октавы.

Металлофоны сходны с ксилофонами, только звуковые пластины изготовлены из металла (латуни или бронзы).

Маримбафоны (маримба) — ударный музыкальный инструмент, звучащими элементами которого являются деревянные пластины, а для усиления звучания на нем установлены трубчатые металлические резонаторы.

Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.

Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд — пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин.

Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.

Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.

Вибрафон представляет собой набор хроматически настроенных алюминиевых пластин, расположенных в два ряда аналогично фортепианной клавиатуре. Пластины устанавливаются на высокой станине (столе) и крепятся на шнурках. Под каждой пластиной в центре находятся цилиндрические резонаторы соответствующей величины. Через все резонаторы в верхней части проходят оси, на которых крепятся вентиляторные крыльчатки — веерочки.

4 стр., 1788 слов

Звук, мелодия, гармония. Музыкальные инструменты

... шумовые инструменты надежнее по тому критерию, возможно ли на данном инструменте исполнить мелодию, или нет. Физический характер музыкального звука ... К таким инструментам относятся почти все ударные: треугольник, малый барабан, разнообразные виды тарелок, большой барабан и др. ... малыми). Например, ля большой октавы - А , соль малой октавы - g . Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными ...

С боку станины вмонтирован портативный бесшумный электродвигатель, который равномерно вращает крыльчатки на протяжении всей игры на инструменте. Таким образом достигается вибрация. Инструмент имеет демпферное устройство, соединенное с педалью под станиной, для приглушения звука ногой. Играют на вибрафоне двумя, тремя, четырьмя иногда и более длинными палочками с резиновыми шариками на концах.

Диапазон вибрафона — от фа малой октавы до фа третьей октавы или от до первой октавы до ля третьей октавы.

Вибрафон используют в симфоническом оркестре, но чаще в эстрадном оркестре или как сольный инструмент.

Колокола — набор ударных инструментов, которые применяются в оперном и симфоническом оркестрах для имитации колокольного звона. Колокол состоит из набора цилиндрических труб от 12 до 18 штук, настроенных хроматически.

Трубы обычно латунные никелированные или стальные хромированные диаметром 25—38 мм. Их подвешивают в раме-стойке высотой около 2 м. Звук извлекают ударом деревянного молота по трубам. Колокола снабжены педально-демпферным устройством для глушения звука. Диапазон колоколов 1—11/2 октавы, обычно от фа большой октавы.

Колокольчики — ударный музыкальный инструмент, который состоит из 23—25 хроматически настроенных металлических пластинок, размещенных в плоском ящике в два ряда ступенями. Верхний ряд соответствует черным, а нижний ряд — белым клавишам фортепиано.

Диапазон звучания колокольчиков равен двум октавам: от ноты до первой октавы до ноты до третьей октавы и зависит от числа пластинок.

1.3 Самозвучащие ударные инструменты

К самозвучащим ударным инструментам относятся: тарелки, треугольники, там-тамы, кастаньеты, маракасы, погремушки и др.

Тарелки представляют собой металлические диски, изготовленные из латуни или нейзильбера. Дискам тарелок придана несколько сферическая форма, к центру прикреплены кожаные ремешки.

При ударе тарелок друг о друга издается продолжительный звенящий звук. Иногда применяют одну тарелку и извлекают звук ударом палочки или металлической щетки. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки «чарльстон», тарелки «гонг». Звучат тарелки резко, звеняще.

Треугольник оркестровый представляет собой стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма. При игре треугольник свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой, выполняя различные ритмические рисунки.

Звук треугольника яркий, звенящий. Применяется треугольник в различных оркестрах и ансамблях. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.

Там-там или гонг — бронзовый диск с загнутыми краями, по центру которого ударяют колотушкой с войлочным наконечником, звук гонга глубокий, густой и мрачный, достигает полной силы не сразу после удара, а постепенно.

Кастаньеты — в Испании являются народным инструментом. Кастаньеты имеют форму раковин, обращенных одна 1С другой вогнутой (сферической) стороной и связанных шнуром. Изготавливают их из дерева твердых пород и пластмассы. Выпускают кастаньеты двойные и одинарные.

Маракасы — шары из древесины или пластмассы, наполненные небольшим количеством мелких кусочков металла (дробью), снаружи маракасы красочно оформлены. Для удобства удержания во время игры они снабжены ручкой.

11 стр., 5342 слов

Характеристика детских музыкальных инструментов и детского оркестра

... Ударные -- бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента. Ударные инструменты и игрушки (как инструменты, ... виды оркестров, их отличительные особенности. Глава1. Характеристика музыкальных инструментов, история их возникновения детский музыкальный инструмент оркестр Музыкальные инструменты ...

Встряхивая маракасы, воспроизводят различные ритмические рисунки.

Маракасы находят применение в оркестрах, но чаще в эстрадных ансамблях.

Погремушки представляют собой наборы маленьких тарелочек, укрепленных на деревянной пластине.

1.4 Ударная установка эстрадного ансамбля

Для полного изучения группы ударных музыкальных инструментов специалисту, занимающемуся их реализацией, необходимо знать состав ударных установок (комплектов).

Наиболее распространен следующий состав ударных установок: большой барабан, малый барабан, спаренная тарелка «чарльстон» (хей-хет), тарелка одинарная большая, тарелка одинарная малая, бонги, том-том бас, том-том тенор, том-том альт .

Прямо перед исполнителем на полу устанавливается большой барабан, он имеет упорные ножки для устойчивости. Сверху на барабане при помощи кронштейнов могут быть закреплены барабаны том-том тенор и том-том альт, дополнительно на большом барабане предусмотрена подставка для оркестровой тарелки. Кронштейны, закрепляющие том-том тенор и том-том альт на большом барабане, регулируют их высоту.

Неотъемлемой частью большого барабана является механическая педаль, при помощи которой исполнитель извлекает из барабана звук.

В состав ударной установки обязательно входит малый эстрадный барабан, который крепится на специальной подставке тремя прихватами: двумя откидными и одним выдвижным. Подставка устанавливается на полу; она представляет собой стойку, снабженную стопорным устройством для фиксации в заданном положении и регулировки наклона малого барабана.

Малый барабан имеет сбрасывающее устройство, а также глушитель, которые используются для регулировки тембра звука.

В комплект ударной установки могут входить одновременно несколько разных по размерам том-том барабанов, том-том альтов и том-том теноров. Том-том бас устанавливается с правой стороны от исполнителя и имеет ножки, с помощью которых можно регулировать высоту инструмента.

Барабаны бонги, входящие в ударную установку, размещаются на отдельной подставке.

В состав ударной установки входят также оркестровые тарелки с подставкой, механическая подставка для тарелок «чарльстон», стул.

Сопутствующими инструментами ударной установки являются маракасы, кастаньеты, треугольники, а также другие шумовые инструменты.

Запасные части и принадлежности к ударным инструментам

К запасным частям и принадлежностям ударных инструментов относятся: подставки для малого барабана, подставки для оркестровых тарелок, механическая педальная подставка для оркестровых тарелок «чарльстон», механическая колотушка для большого барабана, палочки литавровые, палочки к малому барабану, палочки барабанные эстрадные, щеточки оркестровые, колотушки для большого барабана, кожа для большого барабана, ремни, футляры.

В ударных музыкальных инструментах звук извлекается ударом какого-либо приспособления или отдельных частей инструмента друг о друга.

22 стр., 10808 слов

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах

... бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, ...

Ударные инструменты подразделяют на перепоночные, пластинчатые, самозвучащие.

К перепоночным относят инструменты, у которых источником звука является натянутая перепонка (литавры, барабаны), звук извлекается ударом о перепонку каким-либо приспособлением (например, колотушкой).

В пластинчатых инструментах (ксилофоны и др.) в качестве звучащего тела используют деревянные или металлические пластинки, бруски.

В самозвучащих инструментах (тарелки, кастаньеты и др.) источником звука является сам инструмент или его корпус.

Ударные музыкальные инструменты — это инструменты, звучащие тела которых возбуждаются ударами или встряхиванием.

По источнику звука ударные инструменты подразделяют на:

  • пластинчатые — в них источником звука являются деревянные и металлические пластинки, бруски или трубки, по которым музыкант ударяет палочками (ксилофон, металлофон, колокольчики);
  • перепончатые — в них звучит натянутая перепонка — мембрана (литавры, барабан, бубен и др).

    Литавры представляют собой набор из нескольких металлических котлов разной величины, покрытых сверху перепонкой из кожи. Натяжение перепонки может изменяться специальным устройством, при этом изменяется высота извлекаемых колотушкой звуков;

* самозвучащие — в этих инструментах источником звука является сам корпус (тарелки, треугольники, кастаньеты, маракасы)

2. РОЛЬ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОРКЕСТРЕ

Четвёртым объединением современного симфонического оркестра являются ударные инструменты. Они не имеют никакого сходства с человеческим голосом и ничего не говорят его внутреннему чувству на понятном для него языке. Их размеренные и более или менее определённые звуки, их позвякивания и потрескивания имеют скорее «ритмическое» значение.

Их мелодические обязанности чрезвычайно ограничены, и всё существо их глубокими корнями уходит в природу пляски в самом широком значений этого понятия. Именно в качестве таковых, некоторые из ударных инструментов имели применение ещё в глубокой древности и были широко использованы не только народами Средиземноморского и Азиатского Востока, но и действовали, невидимому, у всех, так называемых, «первобытных народов» вообще.

Некоторыми позвякивающими и звенящими ударными инструментами пользовались в Античной Греции и Древнем Риме в качестве инструментов сопровождавших танцы и пляски, но ни один ударный инструмент из семейства барабанов не был допущен ими в область военной музыки. Эти инструменты имели особенно широкое приложение в жизни древних евреев и арабов, где исполняли не только гражданские обязанности, но и военные.

Напротив, у народов современной Европы в военной музыке приняты ударные инструменты различных видов, где они имеют весьма важное значение. Однако, мелодическая бедность ударных инструментов не помешала им, тем не менее, проникнуть в оперный, балетный и симфонический оркестр, где они занимают уже далеко не последнее место.

Впрочем, в художественной музыке европейских народов было время, когда доступ этим инструментам был почти закрыт в оркестр и, за исключением литавр, они прокладывали себе путь в симфоническую музыку через оркестр оперы и балета, или, как сказали бы сейчас — через оркестр «драматической музыки».

В истории «культурной жизни» человечества ударные инструменты возникли раньше всех прочих музыкальных инструментов вообще. Тем не менее, это не помешало оттеснить ударные инструменты на второй план оркестра в пору его возникновения и первых шагов его развития. И это тем более удивительно, что отрицать огромное «эстетическое» значение ударных инструментов именно в художественной музыке всё-таки никак нельзя.

4 стр., 1884 слов

«Инструменты русского народного оркестра»

... варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной ... и на Украине. Домра используется для сольного исполнительства (домра малая, прима) и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов. Гусли – различные по конструкции ...

История возникновения ударных инструментов не очень увлекательна. Все те «орудия производства размеренного шума», которыми пользовались все первобытные народы для сопровождения своих воинственных и религиозных плясок, в начале дальше простых дощечек и убогих барабанов не шли. И только значительно позднее у многих племён Срединной Африки и у некоторых народов Дальнего Востока появились такие инструменты, которые послужили достойными образцами для создания более современных европейских ударных инструментов, принятых уже повсеместно.

В отношении музыкальных качеств, все ударные инструменты очень просто и естественно делятся на два вида или рода. Одни издают звук определённой высоты и потому вполне закономерно входят в гармоническую и мелодическую основу произведения, тогда как другие, способные производить более или менее приятный или характерный шум, исполняют обязанности чисто ритмические и украшающие в самом широким значении слова. Кроме того, в устройстве ударных инструментов принимает участие различный материал и, в соответствии с этим признаком, их можно разделить на инструменты «с кожей» или «перепончатые», и «самозвучащие», в устройстве которых принимает участие различных видов и сортов металл, дерево и за последнее время — стекло. Курт Закс, присваивая им не очень удачное и крайне некрасивое на слух определение — идиофоны, очевидно упускает из виду, что это. понятие в значении «своеобразно-звучащие» может быть, в сущности, на равных основаниях: применено к любому музыкальному инструменту или их роду.

В оркестровой партитуре содружество ударных инструментов помещается обычно в самой середине её-между медными и смычковыми. При участии арфы, фортепиано, челесты и всех прочих струнно-щипковых или клавишных инструментов, ударные всегда сохраняют своё место и располагаются тогда непосредственно вслед за медными, уступая после себя место всем «украшающим» или «случайным» голосам оркестра.

Нелепый способ писать ударные инструменты ниже смычкового квинтета должен быть решительно осужден, как очень неудобный, ничем неоправданный и крайне некрасивый. Он первоначально возник в старинных партитурах, затем приобрёл более обособленное положение в недрах духового оркестра и, имея ничтожное обоснование, сейчас, правда, нарушенное и вполне преодоленное,- был воспринят некоторыми композиторами, пожелавшими обратить на себя внимание хоть чем-нибудь и во что бы то ни стало.

Но хуже всего то, что это, странное нововведение оказалось тем прочнее и опаснее, что некоторые издательства шли навстречу таким композиторам и печатали их партитуры по «новому образцу». К счастью, подобных «издательских перлов» оказалось не так много и они, как .слабые по преимуществу в своих художественных достоинствах произведения, потонули в обилии действительно превосходных образцов многообразного творческого наследия всех народов.

Единственно, где Царит сейчас указанный способ изложения ударных инструментов-в самом низу партитуры,- есть эстрадный ансамбль. Но там вообще принято располагать все инструменты иначе, руководствуясь лишь высотным признаком участвующих инструментов. В те отдалённые времена, когда в оркестре действовали ещё только одни литавры,- их было принято помещать выше всех прочих инструментов, полагая, очевидно, такое изложение более удобным. Но в те годы партитура составлялась вообще несколько необычно, о чём теперь нет уже никакой необходимости вспоминать. Надо согласиться, что современный способ изложения-партитуры в достаточной мере прост и удобен, и потому нет никакого смысла заниматься всякого рода измышлениями, подробно о которых было только что сказано.

12 стр., 5958 слов

Детские музыкальные инструменты в ДОУ, возможности использования ...

... остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкальноритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не ... Звучащие музыкальные игрушки-инструменты. Они делятся на струнные, духовые и ударные. СТРУННЫЕ -цитры, домры балалайки и другие народные инструменты, у которых звук возникает, ...

Как было уже сказано, все ударные инструменты делятся на инструменты с определённой высотой звука и инструменты без определённой высоты звука. В настоящее время такое разграничение иной раз оспаривается, хотя все предложения, сделанные в данном направлении, сводятся скорее к запутыванию и нарочитому подчёркиванию существа этого чрезвычайно ясного и простого положения, в котором нет даже прямой необходимости каждый раз поминать само собою разумеющееся понятие высоты звука.

В оркестре инструменты «с определённым звуком» подразумевают, прежде всего, пятилинейный нотный стан или нотоносец, а инструменты «с неопределённым звуком» — условный способ нотной записи- «крючок» или «нитку», то есть,- одну единственную линейку, на которой нотными головками изображается только требуемый ритмический рисунок. Такое преобразование, сделанное весьма кстати, имело целью выгадать место, и, при значительном количестве ударных инструментов, упростить их изложение.

Однако, не так ещё давно, для всех ударных инструментов «без определённого звука» были приняты обыкновенные нотоносцы с ключами Sol и Fa, и с условным размещением нотных головок между шпациями. Неудобство такой записи не замедлило сказаться, как только количество ударно-шумовых инструментов возросло до «астрономических пределов», и сами композиторы, пользовавшие этот способ изложения, потерялись в недостаточно разработанном порядке их начертания.

Но чем было вызвано к жизни совмещение ключей и ниток — сказать очень трудно. Вероятнее всего дело началось с опечатки, которая затем приглянулась некоторым композиторам, начавшим выставлять скрипичный ключ на нитке, Предназначенной для относительно высоких ударных инструментов, а ключ Fa — для относительно низких.

Нужно ли говорить здесь о вздорности и полной несостоятельности подобного изложения? Насколько известно, впервые ключи на нитке встретились в партитурах Антона Рубинштейна, напечатанных в Германии, и представляющих собою несомненные опечатки, и значительно позднее возродились в партитурах фламандского композитора Артура Мёйлеманса (1884-?), принявшего за правило снабжать среднюю нитку ключом Sol, а самую низкую — ключом Fa. Особенно дико такое изложение выглядит в тех случаях, когда между двумя не отмеченными ключами нитками, появляется одна с ключом Fa. В этом смысле более последовательным оказался бельгийский композитор Франсис де Бургиньон (1890-?), снабжавший ключом каждую участвующую в партитуре нитку.

Французские издательства приняли особый «ключ» для ударных инструментов в виде двух вертикальных жирных брусков, напоминающих латинскую букву «Н» и перечёркивающих нитку у самой акколады. Против такого мероприятия нечего возразить, коль скоро оно ведёт в конечном итоге « какой-то внешней законченности оркестровой партитуры вообще.

3 стр., 1278 слов

Инструменты народного оркестра

... варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной ... меди) - лишь два звука : основной и октавой выше. Русские народные инструменты: Струнные. Источник звука у них - натянутая струна. Русские струнные инструменты подразделяются на щипковые и ...

Однако, вполне справедливым будет признать все эти чудачества, равными нулю пред лицом той «неустроенности», которая существует еще -*по сей день в изложении ударных инструментов. Ещё Римский-Корсаков высказал мысль, что все самозвучащие инструменты или, как ой называет их,- «ударные и звенящие без определённого звука»,- можно рассматривать, как высокие — треугольник, кастаньеты, бубенчики, средние — бубен, прутья, малый барабан, тарелки, и как низкие-большой барабан и там-там, «подразумевая под этим их способность сочетаться с соответствующими областями оркестрового звукоряда в инструментах со звуками определённой высоты». Оставляя в стороне некоторые подробности, в- силу которых «прутья» должно исключить из состава ударных, как «принадлежность ударных инструментов», но не ударный инструмент в собственном значении, наблюдение Римского-Корсакова остаётся и по сей день в полной силе.

Исходя из такого допущения и дополняя его всеми новейшими ударными инструментами, можно было бы считать наиболее разумным располагать все ударные инструменты в порядке их высотности и писать «высокие» выше «средних», а «средние» выше «низких». Тем не менее, среди композиторов не наблюдается никакого единодушия и изложение ударных инструментов осуществляется более, чем произвольно.

Объяснить такое положение в .меньшей степени можно только случайностью участия ударных инструментов, а в большей — полным пренебрежением самих композиторов и усвоенными ими дурными привычками или ошибочными предпосылками. Единственным оправданием такой «инструментальной мешанины» может служить стремление изложить весь наличный состав действующих в данном случае ударных инструментов, в порядке партий, когда каждому исполнителю назначены строго определённые инструменты. Придираясь к словам, такое изложение имеет больше смысла в партиях самих ударников, а в партитуре оно полезно только в том случае, когда выдержано с «педантичной точностью».

Возвращаясь к вопросу изложения ударных инструментов, безусловно неудачным должно признать стремление многих композиторов, и в том числе достаточно заметных, помещать тарелки и большой барабан тотчас- е вслед за литаврами, а треугольник, колокольчики и ксилофон — ниже этих последних. В таком решении задачи нет, конечно, достаточных оснований, и всё это можно отнести к неоправданному желанию быть «оригинальным». Наиболее простым и естественным, а в свете непомерного количества ударных инструментов, действующих в современном оркестре, наиболее обоснованным можно признать помещение всех ударных инструментов, пользующихся нотоносцем, выше пользующихся ниткой.

В каждом отдельном объединении было бы, разумеется, желательным придерживаться взглядов Римского-Корсакова и размещать голоса в соответствии с их относительной высотностью. Из этих соображений после литавр, удерживающих своё первенство по «исконной традиции», можно было бы помещать колокольчики, вибрафон и тубафон выше ксилофона и маримбы. В инструментах без определенного звука такое распределение окажется несколько сложнее из-за большого количества участников, но и в этом случае, ничто не помешает композитору придерживаться известных правил, о которых было уже много сказано выше.

Надо думать, что определение относительной высотности самозвучащего инструмента, в основном, не вызывает кривотолков, а коль-скоро это так, то не вызывает никаких; затруднений и для своего осуществления. Только колокола принято помещать ниже всех ударных инструментов, поскольку их партия чаще всего довольствуется условным начертанием нот и их ритмической длительности, а не полным «звоном», как это обычно делается в соответствующих записях. Партия «итальянских» или «японских» колоколов, имеющих вид длинных металлических труб, требует обычного пятилинейного нотоносца, помещаемого ниже всех прочих инструментов «с определённым звуком». Следовательно, колокола и здесь служат как бы обрамлением нотоносцев, объединённых одним общим признаком «определённости» и «неопределённости», звучания. В остальном, никаких особенностей в записи ударных инструментов нет, а если они почему-либо и окажутся, то о них будет сказано в надлежащем месте.

В современном симфоническом оркестре ударные инструменты служат только двум целям,- ритмической для поддержания чёткости и остроты движения, и украшающей в .самом широком смысле, когда автор средствами ударных инструментов способствует созданию чарующих звуковых картин или «настроения», преисполненного возбуждения, горячности или стремительности.

Из сказанного, конечно, ясно, что пользоваться ударными инструментами приходится с большой осторожностью, вкусом и умеренностью. Разнообразная звучность ударных инструментов способна быстро утомить внимание слушателей и потому автор должен всё время помнить, что делают у него ударные. Только одни литавры пользуются известными преимуществами, но и они могут быть сведены на нет чрезмерными излишествами.

Классики уделяли ударным инструментам очень много внимания, но никогда не возводили их в степень единственных деятелей оркестра. Если же нечто подобное и случалось, то выступление ударных чаще всего ограничивалось лишь несколькими долями такта или довольствовалось крайне незначительной продолжительностью всего построения.

Из русских музыкантов одними ударными, в качестве вступления к очень насыщенной и выразительной музыке, воспользовался в Испанском каприччио Римский-Корсаков, но чаще всего solo ударных инструментов встречается в «музыке драматической» или в балете, когда автор хочет создать особенно острое, необычайное или «небывалое ощущение».

Именно так поступил Сергей Прокофьев в музыкальном спектакле Египетские ночи. Здесь звучность ударных инструментов сопровождает сцену переполоха в доме отца Клеопатры, которой автор предпосылает название «Тревога». Не отказался от услуг ударных инструментов и Виктор Оранский (1899-1953).

Ему представился случай применить эту удивительную звучность в балете Три толстяка, где он доверил одним ударным сопровождение острой ритмической канвы «эксцентрического танца».

Наконец, совсем недавно услугами одних ударных инструментов, применённых в затейливой последовательности «динамических <оттенков», воспользовался также и Глиер в одном небольшом отрывке новой постановки балета Красный мак. Но как уже ясно из всего сказанного такое толкование ударных явилось уже в полном смысле слова достоянием современности, когда композиторы, руководимые какими-нибудь «особыми» соображениями, заставляли оркестр умолкнуть, чтобы дать полный простор «ударному царству».

Французы, подсмеиваясь над таким «художественным откровением», довольно ядовито вопрошают,-не отсюда ли возникло новое французское слово bruisme, как производное от brui-«шум». В русском языке нет равноценного понятия, но сами Оркестранты уже позаботились о новом наименовании такой музыки, которую они довольно зло окрестили определением «ударной молотилки». В одном из своих ранних симфонических произведений такому «ансамблю» посвятил целую часть Александр Черепнин. Об этом произведении был уже случай немного поговорить о связи с использованием в качестве ударных инструментов смычкового квинтета и потому здесь нет уже острой необходимости возвращаться к нему вторично. Досадному «ударному» заблуждению отдал дань и Шостакович в те дни, когда его творческое мироощущение не было ещё достаточно устойчивым и зрелым.

Совсем в стороне стоит «звукоподражательная» сторона дела, когда у автора, при наименьшем количестве действительно занятых собственно ударных инструментов, возникает желание или точнее, — художественная необходимость создать только «ощущение ударности» всей музыки, предназначенной в основном для струнных и деревянных духовых инструментов.

Один такой пример, чрезвычайно остроумный, забавный и превосходно звучащий «в оркестре», если состав участвующих в нём инструментов вообще может быть определён именно этим понятием, встречается у Оранского в балете Три толстяка и носит название «Патруль».

Но самым возмутительным примером музыкального формализма остаётся сочинение, написанное Эдгаром Варэзом (1885-?).

Оно рассчитано для тринадцати исполнителей, предназначено для двух объединений ударных инструментов и названо автором lonisation, что значит «Насыщение». В этом «произведении» участвуют только остро-звучащие ударные инструменты с фортепиано.

Впрочем, и это последнее использовано также в качестве «ударного инструмента» и исполнитель действует на нём по новейшей «американской методе» Генри Кауэля (1897-?), предложившего, как известно, играть только одними локтями, распростёртыми во всю ширь клавиатуры.

По отзывам тогдашней печати,- а дело происходило в тридцатых годах текущего столетия,-парижские слушатели, доведённые этим произведением до состояния дикого исступления, настоятельно требовали его повторения, что и было тут же осуществлено. Не говоря дурного слова, второго такого из ряда выходящего «случая» история современного оркестра ещё не знает.