Современная методика преподавания изобразительного искусства

Курсовая работа

«Если хочешь построить корабль,

то не собирай своих людей для

того, чтобы, достать лес, подготовить

инструменты и распределить

работу, а научи их тосковать

по бесконечным морским просторам».

Экзюпири.

Современная методика преподавания изобразительного искусства, как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют способы обучения, расположение учебного материала (учебный план, программа) принципы обучения, цели и задачи учебно-воспитательной работы в целом [12;34].

Под словами современная методика мы имеем в виду прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика может быть 1) общей — в ней рассматриваются способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и 2) частной — здесь имеют в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету [6;67].

Поскольку приемы преподавания вырабатываются в соответствии с материалом преподавания, то в каждом школьном предмете имеются свои особенности методики обучения. В данной работе будут рассмотрены современные методики преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе и в частности в практической части, методы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-9 лет.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Она формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания подрастающего поколения.

Практическая методика изучает сам процесс обучения и воспитания. Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует известных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.

Современная методика преподавания рисования была выработана не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития [4;89]. Методы преподавания менялись в результате борьбы мнений, смены художественных направлений, изменения принципов обучения.

16 стр., 7738 слов

По методике преподавания ИЗО

... Основе правильной организации занятий лежит методика преподавания, то есть особенность работы педагога с учениками. Большое значение имеют способы обучения, принципы обучения, а также цели и задачи ... различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств. ...

Для успешного овладения методикой в первую очередь необходимо критически использовать все лучшее, что было достигнуто за предыдущие эпохи. Вопросами изучения методики преподавания изобразительного искусства мало кто занимался, в особенности среди художников.

Вопросы взаимосвязи искусства, науки и практики были в поле зрения таких ученых, как Б.Арватов, М.Бахтин, Леонардо да Винчи, З.Гидион, В.Гропиус, Ле Корбюзье, М.Ломоносов, Д.Менделеев, М.Петрушевский, Б.Раушенбах, и др [16;106].

Проблему развития художественно-творческого развития детей изучали А.Бакушинский, Н.Гросул, А.Дмитриева, В.Копцев, Г.Лабунская, А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская, Е.Торшилова, В.Щербаков, Б.Юсов и др [7;97].

Первые шаги в этом направлении в отечественной педагогике были сделаны еще в начале 20-х годов П.Блонским, А.Бакушинским, Г.Лабунской, Н.Сакулиной, Е.Флериной и др. В детях старались, прежде всего, развить коллективные навыки [5;38].

Над совершенствованием пропедевтической методики образования в разное время работали: Н.Адаскина, И.Вакс, А.Волков, В.Гамаюнов, Л.Демьянов, К.Истомин, А.Коротковский, Г.Курьерова, Н.Ладовский, И.Ламцов, Л.Марц, Д.Мелодинский, А.Мельников, Г.Минервин, Л.Попова, Е.Розенблюм, Ю.Сомов, В.Фаворский, М.Федоров, С.Хан-Магомедов, Л.Холмянский, А.Щипанов, и др. За рубежом — Р.Арнхейм, М.Брейер, В.Ястшембовский, П.Клее, Т.Мальдонадо, Г.Майер, А.Моль, П.Мондриан, Ф.Погань, О.Хансен, Л.Фенингер, А.Хофман и др [18;98].

Цель исследования: Изучить современные методики преподавания изобразительного искусства., Объект исследования: Современные методики преподавания.

Предмет исследования: современные методики преподавания как средство развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-9 лет.

Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей у детей 6-9 лет на занятиях изобразительным искусством будет эффективным, если:

— если занятия будут согласовываться с основными принципами преподавания изобразительного искусства;

  • если в работе с детьми все методы будут сочетаться друг с другом.

Задачи исследования:

1. Исследовать принципы и современные методы преподавания изобразительного искусства..

2. Разработать в практической части план урока для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-9 лет на основе современных методов преподавания.

Глава 1. Теоретические и практические методики и принципы обучения

1. Основные методики обучения

Успех воспитания и обучения рисованию во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание урока, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

21 стр., 10448 слов

Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

... курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах. В работе поставлены следующие задачи : изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, ... есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, ...

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы [19;76]:

  • Словесные : Рассказ, беседа, инструктаж и др.
  • Практические методы : Упражнение, тренировка, самоуправление и др.
  • Наглядные методы : Иллюстрирование, показ, предъявление материала.

Это традиционная классификация.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения».

В середине XX века разработана новая классификация методов причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

В информационно – рецептивный метод

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец учителя;
  • показ учителя.

Учащиеся получают знания на уроке, из учебной литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, ученики остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления [20;134].

Репродуктивный метод —

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой [20;136].

Метод проблемного изложения., Частично-поисковый, или эвристический, метод, Исследовательский метод.