Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского

Курсовая работа

Актуальность темы дипломной работы предопределена исторической, теоретической и практической значимостью музыкального и педагогического творчества П.И Чайковского. Наследие Петра Ильича Чайковского, посвятившего себя служению одному из прекраснейших искусств — Музыке — поражает исключительной многогранностью.

Композитор создал сочинения почти во всех музыкальных жанрах: оперы и балеты, симфонии и программные симфонические произведения, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов и, в частности, многочисленные пьесы для фортепиано, хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни. Сборник «Пятьдесят русских песен» переложенных им для фортепиано в четыре руки, музыкально-критические статьи, первый русский учебник «Руководство к практическому изучению гармонии», дневники, почти пять тысяч писем. Всё это составило «Полное собрание сочинений композитора» из 62-х томов музыкальных произведений и около 20-ти литературных произведений и переписки.

Наследие — это не только реликвия. Созданные композитором шедевры, составили основу русского музыкального репертуара ещё в XIX веке и получили жизнь за рубежом. Сегодня они — составная часть мировой культуры. Имя П.И.Чайковского тесно связано с отечественным музыкальным образованием, музыкальным просвещением. Произведения Чайковского идут на сценах всех музыкальных театров в России и за рубежом. Они звучат в исполнении всех оркестров, ансамблей, хоров и солистов.

С 1940 года имя композитора стали носить Московская и Киевская консерватории. А затем — Пермский театр онеры и балета. Ежегодно у памятника у памятника композитору, перед зданием Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, проводится торжественное открытие Праздника песни в Москве.

Начиная с 1958 года раз в четыре года, в Москве проходит традиционный Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского. В нём принимают участие музыканты разных специальностей.

Местом активной музыкально-общественной жизни стал Дом-музей композитора в Клину. Всё большее число почитателей его творчества посещает дом-музей композитора, находящийся на его родине в Воткинске и литературно-мемориальный музей А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в Каменке. А в городе Чайковском, расположенном на Воткинском водохранилище, ежегодно проводится фестиваль музыкального искусства.

7 стр., 3125 слов

По литературе с презентацией «Стихи П.И. Чайковского»

... многие годы жизни Чайковского, поставлен памятник композитору скульптора Веры Мухиной. Сама консерватория также носит имя П.И. Чайковского. В экспозиции представлены книжные и периодические издания, повествующие не только о музыкальном, ... университета. Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора). Скончался 6 ...

Музыка Чайковского звучит повсюду: в прославленных театрах и концертных залах (в России и за рубежом), с экранов телевизоров, радиоприёмников и мобильных телефонов. Она звучит в консерваториях, музыкальных училищах, музыкальных школах, в кружках самодеятельности и в каждом доме. Её играют и поют, слушают и изучают. Музыка Петра Ильича Чайковского с нами в будни и в праздники.

Но П.И. Чайковский заслуживает самого пристального внимания не только как композитор, но и как педагог, воспитатель музыкантов разных специальностей и прежде всего композиторов . Его педагогика оказалась тем культурно- историческим феноменом, в котором сфокусировались основные тенденции времени – времени становления в России профессионального музыкального образования, практическим следствием чего явилось формирование композиторских школ и системы профессионального обучения композиторов в России конца 19-20в.

Тема исследования – «Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского».

Объект исследования – творческое наследие П.И. Чайковского.

Предмет исследования – влияние музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского на современное массовое музыкальное образование.

Цель исследования — Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.

Задачи исследования:

  • изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
  • изучить педагогическую деятельность П.И. Чайковского
  • на основе проведённого анализа программ для общеобразовательной школы выявить влияние творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;
  • проанализировать опыт организации восприятия музыки П.И.

Чайковского в школе.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что:

  • педагогические взгляды П.И. Чайковского отразились в его композиторском творчестве;
  • изучение педагогических взглядов и педагогической деятельности П.И.

Чайковского может способствовать организации восприятия его музыки детьми в общеобразовательных школах и ДШИ.

Методы исследования:

теоретические: изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация выводов и результатов.

практические: наблюдение, беседа.

Источники исследования: историко-педагогическая, музыкально- педагогическая, музыкально- теоретическая, справочная литература.

База практической работы – ДШИ с. Новоалександрово Владимирской области и МОУ Лингвистическая гимназия №23 им. Столетова г. Владимира.

Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского: исторический и теоретико – педагогический анализ.

1.1 Жизнь и творческий путь П.И. Чайковского.

Величайший русский композитор Пёрт Ильич Чайковский сформировался как художник в знаменательную для России эпоху 60-70-х годов XIX века, в период высокого подъёма общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы и публицистики, изобразительного искусства и музыки.

1 стр., 381 слов

Исследовательская работа по музыке «П. И. Чайковский музыка ...

... те или иные русские народные песни, наигрыши. Как признавался сам Чайковский, ему пьеса Островского так нравилась, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели. ... "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". 5 слайд В качестве сюжета "Снегурочки" Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. Правда, Островский изложил известный сюжет не просто как ...

Шестидесятые годы вплотную поставили перед русскими художниками важнейшую задачу создания на новом этапе идейно и художественно значительного национально- русского искусства. Произведения русских авторов благодаря глубине содержания, художественному мастерству воплощения национального сюжета и темы стали достоянием не только русской, но и мировой культуры.

Сила гения П.И.Чайковского в большей степени способствова ла международному признанию отечественной музыки, его творчество, воплощая проблематику, рождённую русской жизнью, было принято всем культурным человечеством.

Среди своих современников П.И.Чайковский занял особое положение благодаря удивительной способности к широкому охвату многообразных явлений действительности, проницательности и отзывчивости к наиболее сложным проблемам современной жизни. Гениальный дар П.И. Чайковского проявился, прежде всего, в отражении процессов внутренней жизни человека, в обращении к кардинальным вопросам бытия. Именно поэтому П.И. Чайковского справедливо ставят в один ряд с корифеями русской культуры – Л.Н.Толстым, А.С.Пушкиным, М.П.Мусоргским.

Чайковский Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. В Воткинске, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы композитора. Народные песни — по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, — были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского.

В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе), привезенной отцом в Воткинск. В раннем возрасте начались и его первые уроки игры на фортепиано.

Мальчик рос в атмосфере родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке Фанни Дюрбах. Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих. В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции.

Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения — сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами. Важным событием той поры стало знакомство с оперой Моцарта «Дон Жуан» в исполнении итальянской труппы в Петербурге. Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера. Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем Петр Ильич брал уроки теории музыки у брата Кюндингера — Августа.

Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. А через два года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, в знаменательные дни празднования тысячелетия России он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию. В письме к сестре Александре Ильиничне от 10 сентября 1862 года Чайковский сообщал: Я поступил во вновь открывшуюся консерваторию, и курс в ней начинается на днях. В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, — я просто хочу только делать то, к чему меня влечёт призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель,- но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей».[1,56]

1 стр., 435 слов

Московская филармония познакомит с музыкой татарского композитора

... международной академии композиторов в г. Чайковский, семинарах для молодых композиторов В. Екимовского. Автор музыки в различных жанрах: симфоническая, камерная инструментальная и вокальная музыка, сочинения для хора, музыка для театра ... звучания на крупных площадках. В 2013 году оно от нашей страны звучало на конкурсе «Международная трибуна современной музыки». Этот конкурс проходил по инициативе ...

Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели считали его достаточно подготовленным. Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией музыки, Чайковский справлялся с необычайно трудными, огромными по объему задачами, удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна. Чрезвычайно довольный учеником, Рубинштейн сделал его своим стипендиатом, а с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.

В течение 1863-1864 учебного года Чайковский, овладевая искусством инструментовки, перекладывал для самых разных составов оркестра произведения других авторов и собственные сочинения. В том же году для большого симфонического оркестра Чайковский написал пьесу «Римляне в Колизее», оркестровал первую часть Крейцеровой сонаты Бетховена и две вариации из Симфонических этюдов Шумана. Оркестровку одной из сонат Бетховена он сделал столь изысканной и мудреной, включив английский рожок и другие редкие инструменты, что рассердил своего учителя. Во время летних каникул композитор написал большую симфоническую увертюру, выбрав в качестве программы «Грозу» А.Н. Островского. Осенью следующего года — струнный квартет и еще одну увертюру, которые получили одобрение у педагогов и были исполнены в ученических концертах.

Приближалась знаменательная дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного, упорного труда Чайковского. Однако спустя три месяца после получения диплома он читает суровый, убийственный приговор Ц.А.Кюи: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб».[1,77] Но молодой композитор не падает духом. У него зреет замысел оперы… Но прежде Чайковский принимается за сочинение симфонии.

Свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грезы». Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. «Зимние грезы» проникнуты русскими песенно-танцевальными интонациями. Его симфония стала исповедью души. В ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному. В «Зимних грезах» проявились тот образный строй, способ лирического высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые будут типичны для всего его симфонического творчества. Уже тогда он сформировал свой, ярко индивидуальный симфонический метод.

В январе 1866 года, приняв приглашение Николая Григорьевича Рубинштейна (брата Антона Григорьевича Рубинштейна), Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. В то же время Чайковский интенсивно работал как педагог-воспитатель и критик-публицист. Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало его общение с различными выдающимися представителями русской литературы и искусства.

22 стр., 10820 слов

Некоторые особенности переложения симфонических произведений ...

... оркестрового состава, после чего следует работа над оркестровой тканью. 1. Биография П.И. Чайковского. Творческий портрет композитора П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года ... для симфонического оркестра, могут быть исполнены силами народного оркестра. Есть такие произведения, работа по переложению ... любимой пьесой Чайковского. Мальчик рано начал подбирать на фортепиано услышанную музыку, проявляя ...

В 1860-70-х годах установились и прочные связи Чайковского с композиторами «Могучей кучки» — Балакиревым и Римским- Корсаковым, а также со Стасовым. Балакирев и Стасов неоднократно подсказывали Чайковскому сюжеты для его программных произведений. С Балакиревым и Римским-Корсаковым Чайковский делился своими творческими планами; последнему он помогал также советами в его самообразовании по теории музыки. Композиторы обменивались записями народных песен. Так, в общении с представителями передового русского искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству формировался реалистический музыкальный стиль Чайковского.