Эстетика реализма

Контрольная работа

Понятие эстетики

Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.

Согласно С.И. Ожегову «эстетика» — философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни.

В «Российском энциклопедическом словаре «эстемтика» (от греч. aisthзtikуs — чувствующий, чувственный) — философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в XVIII в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта «эстетика» — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII — начале XIX вв. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

2. Исторические события второй половины 19 века

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) готовил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны. Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В это время была расширена сфера образования. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда.

3. Сложение реализма в искусстве

Развитие культуры во второй половине XIX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни развивала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития. Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия, которая при отсутствии революционности объективно была прогрессивной силой. Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности. эстетика культура реализм пейзаж

16 стр., 7725 слов

Жизнь и культура США

... образом, цель данной курсовой работы - получение и расширение знаний о жизни и культуре жителей Соединенных Штатов Америки. Основные задачи проекта: ознакомление с общими данными о США; изучение ... определенной степени предсказать их отношение к нам. Практическое знание базовых черт других культур даст нам необходимое понимание, которое позволит преодолеть былые трудности общения с представителями ...

Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой. Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских писателей, художников, композиторов.

Художники стремились к тому, чтобы их искусство было связано с решением социальных проблем. Их задачей было донести правдивое отражение действительности до народа. Просветить с помощью художественного образа. Реализм язык понятный всем. Именно поэтому во второй половине 19 века в России господствовал реализм. Реализм — направление в искусстве и эстетике, выдвигавшее в качестве высшей ценности художественной деятельности познание действительности, ее правдивое отражение. В свою очередь, идеологи реализма преподносят идеал научного познания как идеал искусства, видя в искусстве дополнительные возможности постижения правды жизни. Они прямо видят в познании цель искусства. Художественное познание правды жизни — это прямое продолжение истины научной теории. При этом познавательное обобщение, типизация, основанная на фактах реальности, а порой и излишне доскональное соответствие фактам — отличительные особенности искусства реализма.

Революционные социально-политические теории того времени тоже оказывали существенное влияние на формирование эстетики реализма. Одна из его ключевых идей — идея общественно-преобразовательной миссии искусства. Искусство не должно затворяться, а должно служить обществу, должно быть вовлечено в общественную борьбу, критически наэлектризовано. Художественная правдивость означает и нравственную правду, которой не достает обществу; искусство призвано активно вести к ней. Эта вовлеченность искусства в общественную жизнь — важная грань той правды жизни, на достижение которой ориентируется реалистическое искусство.

Итак, реализм в искусстве означает правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими разным видам художественного творчества. Общим признаком метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Для реализма характерен внимательный анализ жизни, познание тех законов, которые исторически доминируют в обществе, а также активное соучастие в самом движении жизни вперед, в той борьбе правды с неправдой, которая составляет пафос исторического развития человечества. Делая акцент на познавательной скрупулезности реалистического метода, искусствоведы именуют его аналитическим реализмом. Акцентируя же жизненно активную, разоблачающую позицию реалистического искусства, данный метод характеризуют как критический реализм.

1 стр., 443 слов

Искусство в моей жизни

... иная музыка. Ведь все это история, неотъемлемая часть нашей жизни. Искусство вносит свои цветные пятна в нашу порой серую и обычную жизнь. Искусство- это один из элементов ... культуры, в котором отображаются художественно-эстетические ценности. В искусстве проявляются безграничные творческие способности человечества. Искусство многогранно, ...

Реалистический метод проявился прежде всего в художественной литературе и особенно в жанре романа, наиболее полно способного донести нагрузку социального и психологического содержания. Крупнейшие писатели-реалисты 19 в. — Л. Толстой, Ф. Достоевский и др.

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. Реализм — применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли. Проблемы у этих искусств были общие, но выход из кризиса они искали разными путями. Архитекторы попробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригинальный стиль. Однако на практике элементы разных стилей механически смешивались в одном здании. Такое нетворческое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал в архитектуре той поры. В то время облик городов стремительно менялся. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пассажи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения. Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву… В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно.

Тем не менее, архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов: тогда были построены Церковь Воскресения «на крови» (1883—1907 гг., архитектор А.А. Парланд) в Петербурге, Исторический (1875—1883 гг., В.О. Шервуд) и Политехнический (1873—1877 гг., И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеи, Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889—1893 гг., Н.А. Померанцев) в Москве, здания вокзалов в ряде городов, театры в Одессе (1887 г., Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Киеве (рубеж XIX—XX вв., В. А. Шрегер), без которых эти города уже нельзя представить. Впечатление безвкусицы сглажено временем: сейчас внешний вид таких сооружений несёт отпечаток старины, а их эклектизм воспринимается как своеобразие.

Архитекторы обратились к истории искусства, скульпторы — к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Часто их работы изобиловали подробностями в ущерб пластической выразительности. Это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина(1835—1896).

Общее впечатление теряется за огромным количеством деталей: на памятник нельзя просто смотреть, его надо расшифровывать. К тому же скульптор словно не видит новгородской архитектуры, которая окружает его произведение.

Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументальности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину (1880 г.) на Тверском бульваре в Москве работы Александра Михайловича Опекушина (1838—1923).

4 стр., 1553 слов

Русская пейзажная живопись 18-19 веков

... мир природы. 2. Тенденции и особенности русской пейзажной живописи XVIII века. 2.1 Зарождение жанра пейзажа в России. В России XVIII веке зарождается класс пейзажа в петербургской Академии художеств. Заслуженный деятель искусств, доктор ... с европейским искусством и продолжил жить своей российской жизнью, обретая свое лицо. 2.2 Сочиненный пейзаж Семёна Фёдоровича Щедрина. Пейзаж в исполнении Семена ...

Памятник относительно невелик; перед зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее камерное, чем монументальное. Поэт стоит задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось передать момент вдохновения, которое делает его скромный облик возвышенным и прекрасным.

Другой вид искусства, как бы созданный в совокупности своих возможностей для выражения реалистических идей, это живопись. Здесь преимущественные жанры реализма — пейзаж, портрет, бытовой жанр. Именно они предполагают правдивость, открывают простор при обращении к изображению повседневной жизни людей. Наиболее яркий пример реализма в живописи представляет собой творчество русских художников-«передвижников», входившие в российское демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижники были убежденными реалистами, некоторые из них испытали воздействие общественных и эстетических взглядов В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл художественный критик В.В. Стасов. Выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, в основном жизни простого народа, часто с критической тенденцией. Впрочем, они показывают не только бедность, но и красоту народного быта, героические страницы национальной истории (картины В.А. Сурикова).

Не вполне верно, видимо, называть реализм 19 века во всех его проявлениях критическим, как это делали искусствоведы советского времени. Правильнее назвать его аналитическим реализмом — реализмом объективного познания и взвешенной социально-контекстной эстетической оценки.

Реалистическая направленность творческого метода существенно коснулась и других видов искусства — поэзии, музыки, театра, в которых были созданы многие шедевры этого направления.

Однако некоторые тенденции развития культуры и общества в 19 в. как бы выбивали у реалистического искусства почву из-под ног: это развитие фотографии, делавшей буквальную реалистичность живописи излишней. Это развитии публицистики и массовой прессы, способной более чутко реагировать на социальные процессы, более правдиво и горячо их отражать, нежели глубокомысленные и пространные деяния романистов; не за горами было появление кинематографа. Да, именно эти элементы нарождавшейся массовой культуры вели к надлому и кризису реалистического искусства. Однако реалистические мотивы были присущи развитию искусства и в 20 веке: это, к примеру, так называемый «социалистический реализм» — официальный художественный метод, провозглашенный в 1930-е годы в Советском Союзе. В рамках которого создавались не только шаблонные иллюстрации к политическим идеологиям, того времени, но и подлинные реалистические шедевры; это и неореализм европейского кинематографа 1950-х годов.

4. Эстетика реализма через пейзаж

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к красоте мира и человека.

3 стр., 1248 слов

Романтизм в живописи и литературе русских художников и поэтов ...

Открытая поэтами-романтиками тема в литературе, получила свое развитие и в творчестве художников, а так как я увлеклась живописью, мне захотелось соединить поэтов и художников, работающих ... – отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где ...

Русский пейзаж на протяжении своей жизни претерпел эволюцию от классицизма до символизма, включая романтический и экспрессивный пейзаж. Все эти пейзажные линии развиваются и угасают, рождая живое движение мысли, сознания, идей искусства, закрепляемых в пейзажном образе. Мотив пейзажа — это образ типичного явления (или уголка) природы, вызывающий определенные переживания (воспоминания, размышления) у людей одной культурной общности. Для понимания мотивов произведений русской пейзажной живописи зрителю особенно необходимо чувствовать в них «настроение, взятое не как субъективное, личное переживание, а как выражение того, что заключено в изображаемом, в обобщенном образе».

Художники разных эпох и разных школ, изучая явления и состояния природы, искали изобразительные средства, колорит и выразительные приемы передачи полученных эмоциональных переживаний и впечатлений того, что они видели. В своих работах они оставили многочисленные примеры трактовки восприятия окружающего мира. Природа — это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее эстетизм всегда привлекал художников, за многими из которых в течение творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста», ибо как можно прекратить восхищаться или черпать вдохновение в том, что устроено как живой организм и функционирует настолько совершенно!

Пейзаж — это не только изображение ландшафта, природы, но и изображение города. В пейзаже наиболее сильно выражено авторское сознание. В русском искусстве ХIХ века сознание автора особенно сильно проявилось: в меланхолических пейзажах Алексея Саврасова, в эмоциональных — Исаака Левитана и в романтических — Ивана Айвазовского.

В середине ХIХ века пейзаж стал одной из ведущих сил искусства. 70-е годы ХIХ века — время стремительного развития реалистического искусства. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи. К числу передвижников принадлежали именитые пейзажисты. «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. А.К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И.И. Шишкин. Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная — это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством.

Ощущали эту волю даже бурлаки. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором, которая дает ощущение пространства. Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

22 стр., 10589 слов

Человек и природа в русской литературе

... говоря о русской литературе предшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой. Говоря же о литературе советского периода, ...

А.И. Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, — эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.

В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. В их произведениях меньше внимания уделялось эстетическим аспектам и больше образам народного творчества и литературы. Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа, и в этом видели своего рода эстетизм своего творчества. Вместе с тем передвижники показали борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.

Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему.

Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что, так или иначе, нарушил человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье.

Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Посмотрим, как это прослеживается в творчестве русских пейзажистов.

Иваном Ивановичем Шишкиным (1832-1898) был создан ряд подлинно художественно правдивых работ. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Среди мастеров старшего поколения И.И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к красоте родного края, к неброской прелести северной природы.

Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины «Рубка леса» (1867).

Для определения «лица» пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Шишкин стремился к изображению леса «ученым образом», чтобы угадывалась порода деревьев. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия и красота бесконечного своеобразия жизни дерева. Тема русского леса после «Рубки леса» продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.

3 стр., 1190 слов

Сочинение что ценнее красота природы или красота сотворенная человеком

... человеку нужно развивать, конечно, не каждому писать как Паустовский или Пришвин, но отношение к природе с позиции поиска красоты является признаком внутреннего достоинства. Также читают: Картинка к сочинению Красота природы ... Популярные сегодня темы Марина Ивановна Цветаева является одной из самых противоречивых и притягательных фигур в русской поэзии Серебряного ...

Изучая природу, художник восхищался ее красотой и охотно делал многочисленные наброски. Живые, быстрые рисунки, свидетельствуют о том, с каким знанием природы, он находил нужный ему фрагмент, и в немногом точно передавал многое. Пленэрные рисунки исполнены с непосредственностью и свободой, живым движение карандаша, в них отобрано и передано в немногих линиях и пятнах главное из всего многообразия натуры.

Замечательны этюды травы и упавших сухих деревьев. По словам И.К. Крамского надо знать «пейзаж ученым образом», чтобы суметь свое увлечение частным случаем в природе воплотить так безошибочно и интересно в четком рисунке, как это сделано в этюде «Упавшее дерево». Этот рисунок считается одним их образцовых, поскольку учит анализу реальных форм, чувствованию их эстетического значения и умению сочетать их в выразительном единстве.

Сочетание в шишкинских набросках внимательной штудировки с поэтическим восприятием придавали привлекательность рисункам, изображающим отдельные фрагменты пейзажного мотива (куст, несколько лопухов, пучок травы).

Поиски национального характера пейзажа выражались в таких рисунках в любовном изучении Шишкиным русской природы. Красота жизни для него во всей природе — в величественном, и в малом.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) — замечательный русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников. Ему принадлежат картины «Волга под Юрьевцем» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и, наконец, «Грачи прилетели» (1871), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.

Большой вклад в развитие пленэра внесли педагоги Академии художеств, а также Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Введенные А.К. Саврасовым совместные поездки педагогов и учащихся на этюды за город были новаторскими для русской художественной школы и способствовали новому пониманию отношения художника к действительности и искусству. Здесь подразумевается поиск мотива в природе. А.К. Саврасов убеждал будущих художников в необходимости хорошего знания природы, ее «пережитости» — внутреннего контакта между пейзажем и переживанием автора.

Расцвет русской пейзажной школы неразрывно связан с именами: А.М. Васнецова, К.А. Коровина, В.Д. Поленова, В.А. Серова.

Пейзажные фоны произведений Виктора Михайловича Васнецова (1894—1926) на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы. То замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «модерн».

Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все — в Третьяковской галерее.)

4 стр., 1679 слов

Доклад : Русская природа в изображении поэтов XIX века

... относится к пейзажной ли­рике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее ... Байрон). Шум моря напоминает чело­веку о мирской суете, о тщетности суетных ... красоте и ве­личии кавказского пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта — воспоминаниями о матери: В ... «на утесе горючем» — эпитет. Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» ( ...

Картина «Московский дворик» получила оглушительный успех на выставке передвижников, а позже стала одним из самых любимых произведений русской живописи. Причина ее популярности, думается, в искренности, правдивости, простоте и понятности чувств, которые были вложены художником в свой ностальгический пейзаж.

Вместе с тем «Московский дворик» стал новым словом в развитии русского пленэрного письма. Картина насыщена рефлексами и постепенным высветлением палитры. Ей присуща красота общего пластического решения, основанного на законах ландшафтной живописи. Композиционная выверенность картины в соединении с ее светоцветовой насыщенностью позволили создать завершенный художественный образ, который продолжает вызывать эстетическое восхищение у многих поколений массовых зрителей вплоть до наших дней.

Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика А.К. Саврасова И.И. Левитана (1860-1900).

Он и К.А. Коровин разделяли позицию А.К. Саврасова и его понимание значения пленэра в подготовке профессиональных художников. Они считали, что начинающему пейзажисту надо развивать в себе умение видеть красоту в природе, что было свойственно выдающимся русским художникам.

Особенно стоит отметить И.И. Левитана («Осенний день. Сокольники». 1879. ГТГ, «Владимирка». 1892. ГТГ, «Золотая осень Слободка». 1889. ГРМ, Весна.1898. Пензенская картинная галерея, «Золотая осень». 1895. ГТГ, «Над вечным покоем». 1894. ГТГ, «Озеро». 1899—1900. ГРМ).

Для каждого из своих произведений он умел найти новые характерные мотивы.

Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа. Заштатный городок Плес на верхней Волге прочно вошел в творчество Левитана. В этих краях он создал свои полотна: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная — выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания. Безусловно, развитие пейзажной живописи немыслимо в отрыве от роста научного самосознания, поэтического чувства, развития науки и искусства.

Таким образом, природа — это неиссякаемый источник творческих идей. Важно научиться видеть, выбирать, получать творческий импульс от зрительных образов, замечать красоту натуры — пластику формы, силуэта, линии, ритма, гармонию цветовых сочетаний. В разных областях художественного творчества, в разном материале воплощается понятие об эстетизме (красоте) и гармонии. Архитектор, художник, дизайнер находят идеи в «мастерской природы» и создают остроумные и совершенные конструкции и формы по образцу устройства живых организмов.

21 стр., 10165 слов

Русская пейзажная живопись

... природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку. Крупнейшие русские исследователи русской живописи в целом, и пейзажной в частности, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете русской живописи в ... подчеркивал, что Пушкин был первым поэтом, увидевшим красоты природы не в роскошных пейзажах Италии, а в скромных ландшафтах родной страны. Поэзией Пушкина ...

Крупнейшие русские исследователи русской живописи в целом, и пейзажной в частности, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете русской живописи в XIX веке. Эти великолепные образцы изящного искусства, привлекают в музеи школьников, помогая воспитывать у них хороший эстетический вкус и развивать чувство прекрасного.

Завоевания и достижения русской пейзажной живописи XIX века имеют мировое значение и непреходящую ценность, и, как отмечает А. Федоров-Давыдов в своей работе, «образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру».

5. Роль пейзажа в эстетике реализма

Пейзаж очень ярко отразился в реализме. И я считаю, сыграл большую роль в эстетической оценке реализма. С точки зрения эстетики реализм идеальный язык. Художники реалисты отражают подлинную красоту. И не смотря, на то, что изображают «не красивые», «не эстетичные» моменты жизни людей, они находят красоту в этих моментах. И с помощью языка живописи, в частности с помощью цвета и колористического решения заставляют любоваться этими мотивами, тем самым воспитывая чувство прекрасного. Для второй полвины 19 века язык реализма, в частности пейзаж, мне думается, был самым понятным и доступным для простого народа, потому и оставил такой большой след в нашей истории, повлиял на эстетику искусства в целом. Так художники красной нитью проложили традиции русской живописи.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/osnovnyie-esteticheskie-printsipyi-realizma/

1. Альбом «Русские художники от «А» до «Я», М., Слово, 1996

2. Г. Островский. Рассказ о русской живописи, М., Изобразительное искусство, 1989.

3. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003.

4. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987. — С. 418—494.

5. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 1993.