«Ты сам свой высший суд» (А. С. Пушкин)

Эссе

««Ты сам свой высший суд…» – какие глубокие и вместе с тем неоднозначные слова» – думала я, сидя у окна в вагоне скорого поезда, мчавшего меня в город N. Несомненно, свои действия человек может оценить куда точней других, ведь именно ему известны его мысли, обстоятельства и побуждения. Другое дело, по каким критериям человек оценивает свой труд? Что каждый человек себе представляет под словом «труд»? Деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей? Плод творческой или научной работы? Или, быть может, результат работы личности над собой или над личностями других? Я, например, по профессии педагог, поэтому для меня важны все эти варианты. Как по мне, они все зависят друг от друга и в совокупности составляют гармонию.

И ещё… можно добавить… Моя покойная мать говорила, что в любых ситуациях главным аргументом в жизни должна быть совесть.

***

Я педагог. В школу в городе N меня на работу не приняли – не было места. По объявлению в газете познакомилась с Зотовой Ларисой Евгеньевной и согласилась на репетиторство с её одиннадцатилетней племянницей Лизой. Как я поняла, девочка с непростым характером, так как прежние репетиторы дольше месяца не задерживались.

Со слов тёти, Лиза – сирота. Из детдома её дважды брали в семью – дважды возвращали обратно. Лебедевы (сестра Зотовой с мужем) – нынешние родители Лизы. Они уже два года как уехали на заработки за границу.

***

В комнате, куда мы зашли, первым бросался в глаза плакат с человеческим черепом. Лиза сидела за компьютерным столом к нам спиной. На тётино требование поздороваться, не оборачиваясь, буркнула «До свиданья!».

***

Кремень-девочка. За две недели у меня не получилось добиться от неё ничего. Учиться Лиза решительно не хотела. Заниматься репетиторством было бессмысленно…

– Ты, наверно, думаешь, что одиночество и тоску в этом мире испытываешь только ты? – спросила я уставившуюся в экран компьютера девочку, стараясь придать тону голоса максимальную мягкость. Лиза, ничего не ответила, продолжала смотреть в этот глупый экран, но по едва приподнявшимся плечам я поняла, что попала в точку. – В твоём возрасте я была счастливей тебя – у меня были родители и сестра с братом. У нас была настоящая и счастливая семья со своими проблемами, но и со своими радостями. Пока не произошла авария…

Я рассказывала, как потеряла родителей и брата, в каждое слова вкладывая ту горечь, которую испытывала в те далёкие дни…

13 стр., 6457 слов

Человек, на которого я хотел бы равняться. человек, которому ...

... я хотела бы подражать Сочинение на английском языке кем я хочу стать. я имею в виду, теме по литературе, по сочинению: На кого я хочу быть похожим? Допустим, я очень увлекался футболом, хоккеем, я подражал, это был и Она такой более независимый человек, ...

После этого откровения поведение Лизы изменилось. Обычно, когда я заходила в комнату, она не реагировала. Теперь же, при моём появлении, она, принимая равнодушный вид, застывала в неестественно напряжённом положении. А однажды, выходя из их дома и обернувшись на Лизино окно, я увидела, как задёрнулась штора.

***

  • Елена Владимировна, я плачу вам деньги за репетиторство, которым вы не занимаетесь.
  • Лизе очень тяжело.

Она не такая, как другие дети её возраста. Испытав в детстве много горя, она разучилась радоваться и поэтому у неё нет желания учиться.

Зотова вышла из себя. Долго и громко кричала, жаловась на свою нелёгкую долю, обвиняя во всём Лизу. А в заключение выпалила:

  • Маме её вообще надо памятник ставить, что она взяла её и до сих пор не отдала обратно!

Тут Лиза, слышавшая разговор, влетела в комнату. Она была возмущена: последние слова тёти сильно её задели. Они поругались.

…Зотова ушла, хлопнув дверью. Лиза, отвернувшись от меня, судорожно вздрагивала.

***

Зотова предложила мне за бо́льшую зарплату взять на себя функции гувернантки. Подумав, я согласилась: из этого могло что-то выйти…

***

Я занималась домашними делами. Постепенно Лиза привыкала к тому, что я рядом. Нашему большему сближению помог случай. Лиза любила блины. И я часто их жарила. Листаю я однажды книгу и слышу над собой повелительный тон Лизы:

  • Хочу блинов!

Я не реагирую.

  • Хочу блинов! – повторила она громче.

Перелистываю страницу и отвечаю:

  • Понятно.
  • Пожарьте блинов!
  • Это просьба или приказ?

Лиза не ответила. Тогда я продолжила:

  • Хотелось бы, чтобы просьба сопровождалась словом «пожалуйста».

***

По поводу конфликтности Лизы Зотову и меня неоднократно вызывали в школу. Но сегодня повод был куда серьёзней.

Алла Викторовна, классный руководитель, видела, как Лиза стащила в буфете булку…

  • Ты знаешь, зачем меня сегодня вызывали?
  • Не тупая.
  • Верю. То, что говорят, правда?
  • Да какое вам дело? – Лиза взорвалась. – Кто вы, чтобы я оправдывалась перед вами? Вы ничего не понимаете, как все они – кричала она.

***

Прошло несколько месяцев. Наше общение становилось всё доверительней.

С наступлением лета мы стали выбираться в музеи, парки, а иногда в цирк или зоопарк.

Лиза любит животных.

Однажды, увидев белого медведя, изнывающего от жары, она спросила:

  • Что с ним?

И после объяснения, что эти животные в природе живут в северных широтах, а у нас им жарко, сочувственно вздохнула:

  • Да, я что-то слышала об этом в школе – сказала она и прижалась щекой к моей ладони.

Долгое время Лиза не признавала книги. Я подбирала интересные произведения, читала ей вслух, а когда Лизе становилось интересно, просила читать её. Так у нас сложилась традиция читать вместе.

***

Сегодняшний день я запомню надолго.

3 стр., 1281 слов

`За что ты любишь свою школу`

... что я люблю свою школу” Мне нравится школа , в которой я учусь. Я люблю свою школу за то, что там тепло и уютно. В ... В школе работает столовая. Там повара вкусно готовят еду, прямо на отлично! Наш директор школы - Елена Владимировна много заботится о нас и нашей школе. В медицинском кабинете работают заботливые врачи. В ... пройдемте внутрь школы. Мы зашли в просторное помещение. На одной из стен школы, ...

Вызывали в школу. Иду в школу со смутным чувством: «Что могло сучиться на этот раз?» Вхожу в учительскую.

  • Елена Владимировна, – начал директор – простите, что оторвали вас от дел, но с вами хочет поговорить…

– Сергей Андреевич Сомов, он же инспектор по делам несовершеннолетних – представился мужчина в форме – Видите ли, Елена Владимировна, – продолжал он – Лиза поймана на краже – она пыталась вынести в кармане лимон. Пока я ограничусь предупреждением. Но если это повторится – будут приняты более строгие административные меры.

***

  • Лиза, это правда, что ты попыталась унести лимон из магазина?

Она замерла. Весь её вид без слов говорил то, чего я боялась услышать.

  • Я не замечала раньше в тебе, Лиза, страстной любви к лимонам. Снимай пальто. Доставай, что у тебя в карманах.

Вот, в моей руке пачка с жвачкой, тик-так и прочая ерунда, обычно лежащая около касс. Лиза стоит, опустив голову.

  • Скажи мне, чего тебе не хватает? Уже столько времени прошло, а ты продолжаешь придерживаться этой низкой привычки! Что я делаю не так?
  • А кто, вы, собственно, такая? – моментально вспыхнув, завизжала Лиза – Вы мне не мать и даже не тётя…

…Долго бродя окольными путями, я к вечеру вернулась домой. Позже у меня подскочила температура. Позвонила Зотовой, сказала, что на работу пока не выйду, заболела. Холодный голос в трубке пожелал здравствовать и сменился гудками – без приветствия и прощания…

Опять провал. Но надо идти дальше. Поправлюсь, уеду отсюда.

***

Приходил врач. У меня ангина. Температура немного спала, стало легче.

***

Прошло четыре дня. Не покидают меня мысли о Лизе. Нельзя просто так брать и высказывать человеку твоё мнение о нём, даже если это мнение «правдиво». Не каждый человек готов выдержать этот груз и не сломаться.

***

Как я могу судить её? Ею руководят установки, усвоенные с детства. А детство её было не из лёгких…

Вот моё решение. Я начала работу с Лизой и глупо будет её прекращать на полпути. И я сделаю всё, чтобы помочь ей начать новую жизнь. Ведь теперь судьба этого ребёнка и моя судьба.

***

«Ты сам себе свой высший суд» – встречаю я среди строк стихотворения А. С. Пушкина. Он пишет о трудном пути поэта, проходящего мимо похвал, мимо критики, бережно нанизывающего на слоговую нить слова, которые, звуча вместе, превращаются в драгоценные камни, несущие человеку мудрость ушедших поколений, смысл жизни, вечные истины. Но, чтобы сотворить чудо, поэту нужно три слагаемых: быть поэтом от природы, творить, не завися от обстоятельств, и согласовывать всё своё дело с внутренним человеческим наставником – совестью.

Эти мысли неизменно возвращают меня в тот день…

Тогда я шла в школу в особенно отвратительном настроении. После последнего разговора с Еленой Владимировной, я несколько дней сидела дома, в школу не ходила. Голос, говорящий мне о моей жестокости и несправедливости, заглушали мои гордыня и эгоизм. Я ждала, когда она придёт, но в то же время не допускала и мысли, что могу сама пойти к ней, извиниться. Я была уверена, что извиняться будет она. Но она не шла. Уже полторы недели.

Мне хотелось отвлечься. В тот день, после школы я решила завязать дело покрупнее леденцов и киндеров. Я давно хотела сенсорный телефон, как у всех, а мне, по милости тётушки, оставалось баловаться только допотопным nokia.

11 стр., 5352 слов

Почему дубровский сжег дом отца. Почему владимир дубровский стал ...

... этот момент состоится знакомство читателя с сыном помещика, Владимиром Андреевичем. Дальше причины того, почему Дубровский стал разбойником, нарастают как снежный ком. ... которых он видел источник их бед, сгорели вместе с домом. У молодого Дубровского были свои планы. Возможно, он вернулся бы в ... за своих крестьян, которые верили ему. В самый первый день его приезда кучер Антон сказал: «Нет, дай бог ...

Шла я с этими мыслями и тут услышала отдалённый сигнал машины. Повернулась на звук. Сначала всё происходило очень медленно. Я увидела летящий на меня автобус. Вихрь мыслей. Огни фар. Бегут люди, машут руками, похоже, мне. Хочу шевельнуться. Не могу. Мои конечности больше мне не принадлежат. «Неужели всё?» – проносится в голове. Вдруг время резко ускоряется. Сигнал становится громче. Вот он врезается мне прямо в мозг. Сильный толчок. Лечу. Как-то странно лечу, вбок. «Какая уже разница?»

Ощущаю себя сидящей на чём-то твёрдом. Жгучая боль в руке. Позвоночник невыносимо ноет. Как я странно сижу. Вокруг люди, они что-то говорят.

  • Помогите ей встать! – Вызовите скорую! – Да едет, едет уже… – вдруг стало доноситься со всех сторон.

Я поднялась и увидела через дорогу ещё одну толпу людей, окружившую дорожный знак. Я интуитивно рванула туда. Когда приблизилась, стоящие у столба люди расступились.

К столбу было прислонено неподвижное тело женщины. Мне не понадобилось вглядываться в её лицо. С первого момента, как я её увидела, я уже знала – это Елена Владимировна.

***

Каждый день я ходила в больницу. «Состояние тяжёлое, в сознание не приходила» – неизменно слышала я.

О случившемся быстро прошёл слух по городу. Не обошёл стороной и школу. Уже на следующий день все знали, как Елена Владимировна столкнула меня с дороги и сама была сбита автобусом. Как я сломала руку. Как я кричала, рвалась помочь врачам, несущим Елену Владимировну в машину…

И с тех пор отношение ко мне учителей и одноклассников как-то поменялось. Оно стало теплее.

Все эти дни я не находила себе места. Чувство вины съедало меня, я не могла спокойно жить, помня, что из-за меня случилось. Ведь я вышла на проезжую часть, когда горел красный свет.

Однажды в больнице меня поджидал врач. Елена Владимировна пришла в сознание. Он привёл меня в её палату.

Её голова была перевязана, лицо осунулось, пожелтело. Лишь глаза остались такими же. «Вот, до чего ты её довела» – пронзила безжалостная мысль. Тут наши глаза встретились. В её взгляде не было разочарования и укора, напротив, эти глаза смотрели приветливо и радостно, будто ждали этой встречи. Я хотела многое сказать, но смогла лишь прошептать «спасибо». Глаза улыбались в ответ…

***

Этим же вечером она умерла. А через два дня досрочно приехали мои родители. Состоялись похороны.

После нашей последней встречи в больнице мне стало легче. Но всё-таки я чувствовала вину. Ища утешения, я страстно стремилась больше узнать о жизни своей учительницы. Начала много читать. Я хотела продолжить её дело, думая, что смогу возместить миру потерю. Долго готовилась к поступлению в педагогический. В старших классах, правда, засомневалась и в итоге поступила в медицинский.

***

Если вы когда-то знали Елену Владимировну или просто были свидетелями случившейся с нами истории, спешу поделиться моими скромными успехами.

Я работаю врачом-хирургом. Дома меня всегда ждут: четверо очаровательных детей, один из которых мой муж. Главным же членом семьи является рыжий, вечно голодный кот Трамвай. Так его назвали мои дети, потому что наши его на трамвайных путях.

1 стр., 413 слов

Могут ли животные стать частью жизни человека?

... поразила их души и стала долею жизни ребят. Рассказ И. Курамшиной " Эквивалент счастья " - еще одно подтверждение того, что животное является наименьшим братом и хорошим другом человека. Герой рассказа Димка, ... водили, но когда от Димкиного прикосновения тот открыл глаза и в бездонных колодцах изумления потонули эти волшебные люди, заключение было практически принято. А когда малютка еще ...

Мы часто проводим время вместе за хорошей книгой. С особым уважением мы относимся к произведениям А. С. Пушкина.

Читая детям его стихи, я благодарно вспоминаю труды Елены Владимировны и её любимую цитату «Ты сам себе свой высший суд».