Трагичен или смешон маленький человек в произведениях Чехова

Эссе

Трагичен или смешон «маленький человек» в

«Маленький человек» велик в своём сопротивлении

жизненным обстоятельствам и неизбежно гибнет под

их натиском.

А. Чехов

I

«Маленький человек»… Эта тема прочно вошла в литературу 19 века. И открыл её А. Пушкин своим Самсоном Выриным, героем повести «Станционный смотритель». Продолжил Н. Гоголь. И А. П. Чехов , вслед за своими предшественниками, сделал проблему «маленького человека» одной из главных в своём творчестве. Так кто же он, «маленький человек», у Чехова? Трагичен ли он? Или всё же смешон?

II

Обратимся к текстам автора. Посмотрим на его героев, их манеру поведения и общения. Показателен в этом плане рассказ «Толстый и тонкий». Вот образ Тонкого – Порфирия. Сам случай, положенный в основу сюжета, интересен. Встретились на вокзале давнишние одноклассники. Радости нет предела:

« — Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

  • Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Непринуждённость их разговора отвечала их школьной дружбе. Это вполне естественно. Но вдруг речь зашла о службе, о продвижении по карьерной лестнице. Всё изменилось в поведении Тонкого, как только он узнал, что его друг « уже до тайного дослужился…» И он « две звезды имеет». Перед Тонким стоял, оказывается, не одноклассник, а «ваше превосходительство», и Порфирий «побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». Но быстро справился с растерянностью! В нём вышло наружу его прислужничество, угодничество, подхалимство: « Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! », « Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… » . Тонкий смешон в своём чинопочитании. И Чехов, конечно, смеётся над ним вместе с Толстым: « Толстый хотел было возразить что-то … тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку ».

22 стр., 10849 слов

Образ «маленького человека»

... эти существуют с древнейших времен. В русской литературе XIX века изображение образа маленького человека стало особенно популярным. Над ним работали Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Достоевский, Чехов, Лев Толстой и многие ...

Или взять рассказ «Хамелеон». Читаешь это произведение, и хочется смеяться. Но вникнешь в авторскую мысль и появляется презрение к людям, не имеющим своего мнения, пытающимся угодить начальству, даже если того и нет рядом. Смешон полицейский надзиратель Очумелов (фамилия, кстати, говорящая).

Случай, который ему следует рассмотреть, простой: собака укусила человека. Вот и всё! И первая реакция стража порядка тому отвечает: « Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! … Елдырин… узнай, чья это собака, и составляй протокол! » А дальше один смех! Кто – то предположил, что собака генеральская. Этого хватило, чтобы увидеть лицо Очумелова: « Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! » Потом: « Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… » Как поступить: защитить пострадавшего или угодить генералу? Очумелов выбирает последнее. Чехов , используя в рассказе комический диалог героев, смеётся над полицейским, который, боясь наказания, не выполняет как надо свой служебный долг. И смешон, и жалок он.

III

Так что Чехов , всегда полный внимания к личности человека, видел в людях самые тонкие стороны характера. И его «маленький человек» , какую бы он должность ни занимал, хоть и разный, но одинаков в своём унижении, подобострастии, желании выслужиться и угодить. А это не столько смешно, сколько страшно! И жалко, что такие есть.