Познание начинается с удивления (Аристотель)

Эссе

В своём высказывании Аристотель, древнегреческий философ, имел в виду то, что процессу познания предшествует удивление, которое и запускает этот “вечный механизм” изучения, открытия новых горизонтов. Познание сопровождает нас ежедневно, расширяет наш кругозор и позволяет легко коммуницировать с нашим окружением: семьёй, друзьями, коллегами, незнакомцами. Но всё начинается с банального удивления к тому или иному вопросу, происшествию или предмету. Ведь, сталкиваясь с чем-то новым, мы испытываем интерес и стремимся разузнать об этом больше, чтобы понять, опасно оно для нас или нет, принесет ли пользу и как можно его использовать. Это базовый процесс, который сопровождает нас на протяжении долгого времени: с рождения и до смерти.

Я полностью согласна с мыслителем. Действительно, именно с удивления начинается процесс познания того или иного предмета или явления. Интерес, пробуждаемый неизвестностью, быстро переходит в увлечение, которое приводит к прогрессу в самых разных сферах жизни. Подумать только, ведь именно удивление, испытанное когда-то, позволяет нам пользоваться сейчас новинками техники, о которых раньше никто и не задумывался. Ведь именно через удивление люди узнали, как на самом деле действуют те или иные законы физики, а также происходят химические реакции, описанные в учебниках.

Рассмотрим высказывание Аристотеля с точки зрения обществоведческой теории. Для этого обратимся к материалу по теме “Познание”, а именно к определению термина, его основным видам и формам.

Познание – это процесс получения человеком знаний о себе, мире и обществе.

В процессе выделяют 2 действующих элемента:

  1. Субъект познания – то есть человека, который занимается познанием, как видом целенаправленной деятельности; субъектом также может являться группа людей или общество в целом;
  2. Объект познания – то, на кого или на что направлен процесс познания (духовный или материальный мир, человек, группа людей, общество).

Познание имеет 2 уровня: чувственное (функционирует при помощи органов чувств) и рациональное (функционирует при помощи разума).

Каждый из уровней имеет свои ступени, которые позволяют получить наиболее полные сведения об объекте познания.

На уровне чувственного познания выделяют следующие ступени:

  1. Ощущение – это знакомство с миром путём прямого воздействия предметов на органы чувств (запах, вкус, звук и т.д.);
  2. Восприятие – это создание целостного образа предмета на основе ощущения (выделение признаков предмета);
  3. Представление – это создание образов предметов по памяти с возможностью воспроизведения основных признаков.

Уровень чувственного познания позволяет сформировать у человека поверхностный образ о сути вещей, за всестороннюю картину изучаемого отвечает рациональное познание, которое также представлено тремя ступенями:

9 стр., 4431 слов

Пример по обществознанию. Философия. Мировоззрение, познание, опыт

... Предмет и объект изучения. Методы, факты, аргументы. Выводы. Схема философских эссе имеет такую же структуру. Отличие сочинений в этой области познавательной деятельности – в объекте познания, ... познания: изучение процесса познания объекта материального мира (живой и неживой природы), границы их познаваемости, способы получения новой информации, сравнения и классификация; процессы познания явления и ...

  1. Понятие – это мысль, которая выражена при помощи слов и содержит общие и конкретные свойства предмета (например, название);
  2. Суждение – это мысль, которая подразумевает под собой либо утверждение, либо отрицание чего-то связанного с понятием;
  3. Умозаключение – это полноценная мысль, в которой содержится новое суждение, состоящее из обобщённых сведений, вывод.

Таким образом, исходя из детального теоретического разбора высказывания, можно сделать вывод о правильности высказывания древнегреческого философа. Познание – это один и важнейших процессов в жизни человека, который позволяет ему продвигаться в развитии практически ежесекундно.

Для подтверждения моих суждений обратимся к истории, которая смогла запечатлеть результаты удивления многих. Например, закон Архимеда. Он был открыт во время того, как Архимед, знаменитый учёный, принимал ванну. Его очень удивил тот факт, что вода при погружении тела выливалась через края. Последовав за своим любопытством, он выдвинул научную гипотезу, которая впоследстсвии стала физическим законом, изучаемым в школах. Именно удивление стало причиной научного прорыва, результаты которого мы наблюдаем каждый день.

Другим примером может послужить жизнь каждого человека, который всерьёз увлекается чтением книг. Ведь только те произведения, которые вызвали у нас неподдельный интерес, мы с удовольствием перечитываем и пытаемся разгадать авторскую мысль, сопоставить с нашей жизнью, найти самые глубинные мотивы действий героев. Всё это строится на удивлении, которое мы испытали при первом прочтении. Именно это хотел донести до нас Аристотель.

На основании всего вышеизложенного можно смело утверждать о том, что древнегреческий философ был прав. Действительно, познанию предшествует удивление, которое пробуждает непреодолимый интерес к тому или иному объекту, что, в свою очередь, двигает общество вперёд, к новым открытиям и достижениям.

Выбери ответ